Кир

Кир II Великий (Куруш) — персидский царь из династии Ахеменидов, правивший в 559—530 годах до н. э. Основатель Ахеменидской державы. По-арамейски и древне-еврейски – Куруш, друг еврейского народа. У нас тоже в сленге кое-что есть от первого Ахеменида, бьюсь о заклад, кореш, это искаженное Куреш, в значении «друг», или даже «закадычный друг», т.е., близкий друг, с которым можно выпить, или собутыльник.
   Внук Кира, сын Камбиса I и царевны Манданы, дочери царя Мидии Астиага, Кир Великий создал огромную империю, всю жизнь воевал и умер в бою.
   Иудеи называли его помазанником Яхве, на основании библейского пророчества в книге пророка Исаии, где «помазанник Иеговы», завоевавший многие народы и приказавший отстроить Иерусалим и Храм, дважды назван именем «Кир». Я упоминал его, когда речь шла об освобождении евреев из Вавилонского плена и построении Второго Храма, это есть в главе о пророке Ездре, см. http://stihi.ru/2023/01/25/469
    Здесь нужно только иметь в виду, что Персидская Империя возникла не на ровном месте, она полностью повторила первую настоящую империю Древнего мира, Ассирийскую, использовав всю инфраструктуру, включая дороги и почту, включая все основные части последней: Месопотамию, Элам, будущий Иран, весь Ближний Восток, Египет и Малую Азию.
Текст на глиняной табличке гласит, что в апреле 547 года до н.э. (дата в пересчёте на христианское летоисчисление) Кир Великий освободил Ассирию от власти Вавилонской империи и сделал город Арбелу столицей Атуры (;thur;). Также он освободил города Ашшур и Харран.
    Методы остались прежними, а уж ассирийцы отличались особой жестокостью, все эти подвешивания за бока, отрезание ступней у пленных и т.д., просто всё было обставлено в более цивильные формы, но главное: устройство империи было другим: персы придумали сатрапии, где сажали местного или своего сатрапа, сохраняли местных богов и устройство, и второе: персы отказались от политики депортаций, что было любимым делом ассирийцев. Они разумно сочли, что это только приводит к излишнему напряжению и бунтам, и перепоручили эти вопросы своим сатрапам. Тут нужно учитывать, что численность персов по отношению к остальному населению была 1 к 25, так что они вынуждены были быть изобретательны в управлении. И ещё, Кир не только евреев отпустил, он отпустил все ранее депортированные народы, но евреи, как обладающие своей письменностью, да еще находясь в процессе создания своего религиозного канона, конечно оставили в Библии образ дружественного персидского царя Кира. Кстати, Вавилонский плен оказал на религиозное творчество евреев очень важное значение, это были уже не горстки пастухов с шалашами, они заимствовали миф о рождении первого человека из глины, миф о потопе (почти дословно, причём, в двух вариантах: версия историка Беросса о великом потопе во времена царя Ксисутра, и, наконец, в эпосе о Гильгамеше, пятом царе первой династии Урука, Шумер), до Моисея в корзинке уже плавал Саргон Древний, ну и наконец, миф о Вавилонской башне. Как видите, научились они в Месопотамии многому, что не странно.
    Популярность личности Кира в древности была столь велика, что ему приписывались феноменальные способности (например, что он поимённо знал своих воинов). Противники также признавали его величие, что подтверждает эллинская традиция, и тут я буду пользоваться текстами Ксенофонта и Геродота, хотя оба они крайне недостоверно изображают этот период. В общем, несмотря на то, что государство, созданное Киром, в течение последующих двух столетий представляло для Греции источник угрозы, более поздние греки отзывались о нём как о мудром и справедливом правителе.
    О военной силе персов того времени: войско Кира тогда представляло собой цыганский табор, все побежденные народы предоставляли свои войска, собственно персидскими были элитные «Бессмертные», и их было 10 тыс. Существует несколько версий происхождения термина, например, что была всегда готова замена, и при гибели кого-либо из «Бессмертных», его сразу же меняли на нового. Есть версия, что Геродот неверно перевел название, и они «Друзья» или «Соратники», а не бессмертные, но тут дело сделано.
    В «Киропедии» Ксенофонта содержится в значительной мере вымышленное описание Кира как идеального царя. Когда читаешь «Киропедию» ясно с первых строк, что это не история, а творческий опус по созданию образа идеального монарха. И тут на читателя обрушиваются картины его образцовой жизни и созданного им идеального государства. Образ Кира у Ксенофонта явно сочетание черт различных исторических персонажей, людей, близких Ксенофонту и почитаемых им. В образе Кира отчётливо проступают чисто спартанская доблесть и дисциплина, роднящие Кира с Агесилаем (также описанная Ксенофонтом в отдельном произведении «Агелилай»), мудрость в духе Сократа, умение повелевать в стиле восточного деспота.
    Чтобы представить себе стиль Ксенофонта, я приведу сокращенный фрагмент взятия Киром Вавилона, но сначала о колонне Набонида. В 1853 году при раскопках Ура, при одном из его храмов, была обнаружена так называемая Колонна вавилонского царя Набонида, представлявшая собой каменную летопись. На ней было начертано: «Да не согрешу я, Набонид, царь Вавилонский, против тебя (то есть Бога). И пусть мое почтение живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына… И вложи в сердце Валтасара страх перед твоей высочайшей божественностью, дабы он не совершил никакого греха и насладился полнотою жизни». Ново-Вавилонское царство было на тот момент крупнейшим и самым мощным государством региона, а сам Вавилон представлял собой огромный защищенный город. Когда Кир с войсками подошёл к Вавилону и осмотрел вражеский город, он сказал: «Что касается меня, то я, признаюсь, не вижу, каким образом можно взять штурмом столь мощные и высокие стены. Но раз в городе находятся много людей, то я думаю, легче будет одолеть их голодом, если только они не рискнут выйти и сразиться. Поэтому я полагаю, если только вы не можете предложить чего-либо другого, что надо взять город такою осадою» «Киропедия», гл. 5.
    Тем не менее, войска Кира стали копать огромный ров в обе стороны от стены. «Враги же, засевшие в крепости, смеялись над этой осадой, потому что у них запасов было больше, чем на двадцать лет…После усиления сторожевой службы … вавилоняне ещё больше стали смеяться, представляя себе, как их будут сторожить фригийцы, лидяне, арабы и каппадокийцы, которые, как они считали, все более расположены к ним, чем к персам. Наконец, рвы были выкопаны. Между тем Кир узнал, что в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую ночь пьют и гуляют»
   Надо сказать, что по способу возлияний сильно отличался в Древнем Мире, Месопотамия и Древний Египет употребляли пиво, причем пивом можно было даже расплачиваться, а вот Древние Греки пили исключительно разбавленное вино. Фригийцы уже пили неразбавленное вино, а персы, как у них обычно было во всем: приняли пиво и вино.
   «В ту ночь, когда стемнело, Кир … открыл рвы для речной воды… и русло реки в городе стало проходимо для людей. Когда воины собрались» после речей Кира… «Я сам с помощью богов поведу вас вперед. А вы, Гадат и Гобрий, показывайте нам дорогу… ведите нас кратчайшим путем к царским дворцам. Воины, шедшие с Гобрием и Гадатом, обнаружили ворота дворца закрытыми. Но они застали стражников пьющими при ярком свете и вмиг разделались с ними так, как полагается с врагами. …Воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь, и добрались таким образом до царя. Они застали его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним. Находившиеся с ним люди тоже погибли. Между тем Кир разослал по всем улицам отряды всадников и велел убивать всех на дороге, а тем, кто укрылся в домах, объявить им, чтобы они там и оставались, и всякий, кого застигнуть на улице, будет немедленно умерщвлен». «Киропедия», гл.5
    Тут же начинаются отношения персов с древними греками, сначала с ионийцами. Но споткнулся Кир не на греках, он начал войну со скифами. Скифы и персы были родственными народами, из группы индо-ариев. В тот период их кочевья находились от Дуная до Алтая, конечно, это были разные народы: Савроматы, скифы, были особняком Царские скифы, саки, массагеты.
    Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над Киром II Великим приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. Кир попытался завладеть царством массагетов, История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; писатели античности Страбон, Полиэн, Кассиодор и Иордан также писали о ней.
   Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Окс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небоеспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргапис. Узнав об этом, Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен».
   Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех, наполненный человеческой кровью, и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»). Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров:
Однако, доподлинно известно, что Кир был погребён в Пасаргадах (где его останки видел ещё Александр Македонский), поэтому некоторые из исследователей считают, что Кир пал в битве с дахами после девятилетнего царствования в Вавилоне.
    Но дело было сделано, империя Ахеменидская империя была основана, и началась новая эра в истории человечества.

Питер Пауль Рубенс «Царица Томирис перед головой Кира». 1622
18.5.2023


Рецензии