Конкурс Хорошие рифмы. Составная рифма

 Здравствуйте, все, не ищущие лёгких путей, но красоту поэзии предпочитающие!

 После некоторого затянувшегося периода  продолжаем наш проект и думаем, что многим он будет по душе, а поэтому с нами  - по пути!

  Продолжаем начатую серию конкурсов, посвящённую рифмам, которые использовал Владимир Маяковский. Тем более, что одновременно с открытием этого конкурса проходит конкурс из серии "Имена", посвящённый творческому наследию поэта.
Итак, мы давно ожидали этот вид рифмы, и мы его уже частично рассматривали, как вид каламбурной рифмы. Настоятельно просим всех заглянуть в конкурсную статью из серии "Хорошие рифмы. Каламбурная". А сейчас на стало время изучить её в полном объёме без всяких ограничений!

                СОСТАВНАЯ РИФМА

   СОСТАВНАЯ РИФМА — это рифма, в которой одно слово рифмуется не с одним (тождественным по звучанию), а с двумя и более словами, задающими звукоряд, схожий со звукорядом рифмуемого слова. Она может быть точной (каламбурная) и неточная, приблизительная.
     У русских поэтов первой половины 19 в. она встречается редко (А. Пушкин, А. Грибоедов).
   В 60-х годах 19 в. Составная рифма получила широкое распространение в стихах поэтов-сатириков — В. Курочкина и особенно Д. Минаева; они вводили юмористические элементы самой формы стиха, в частности каламбурные рифмы, комизм которых заключается в точности составной рифмы:

Здесь обычай такой городнИЧЕГО:
Если в лавку поедет жена —
Говорит: «Ты, смотри, не купИ ЧЕГО.
Лавка даром давать мне должна».
                (Д. Минаев)

   В данном примере совпадение неполное. И начинается оно с ударной гласной, включая послеударную часть. А это уже приводит к тому, что второе слово в составной рифме осталось без ударения. Рифма равноценна дактилической, так как ударение падает на 3-ий от конца слог. Но могут быть и другие варианты. Давайте их подробно рассмотрим на примерах и сделаем соответствующие выводы, формируя общие критерии этой интересной рифмы, в последнее время пользующейся особой популярностью.

    Рассмотрим разные варианты составной рифмы, показывая совпадение звуков через выделение:

а) местоимение + частица – существительное:

Кипит, шумит. Она – всё ТА ЖЕ,
Её не изменился дух!
Гранитам, дремлющим на сТрАЖЕ,
Она ревёт проклятья вслух.
     /В.Я. Брюсов «Иматра»/

б) два существительных - существительное:

Закат кончается.
Час поздноват.
Вечер
скрыл искалеченности.
Трудно
любимых
опознавать
в человечьем
рагу из конечностей.
Дети,
чего испугались крови?!
Отмойте
папе
от КРОВИ ЩЕКУ!
Строить
легочь
небесных кровель
папе -
небесному КРОВЕльЩИКУ.
          /Владимир Маяковский «Стихи о красотах архитектуры»/

Нате! Рвите! Глядите! Течёт, не так ли?
Заготавливайте — чан!
Я державную рану отдам до капли!

(М. Цветаева "Зритель бел, занавес рдян".)

в) существительное + предлог + местоимение = имя собственное (существительное)

Юноше,
обдумывающему
житье,
решающему —
сделать бы ЖИЗ;Нь С КОГО,
скажу
не задумываясь:
— «Делай ее
с товарища ДзерЖИНСКОГО».
                /В. Маяковский/

 г) существительное = глагол + частица

Поверхность всей моей уСАДЬБЫ
Сегодня к утру снег покрыл…
Подметить всё и запиСАТЬ БЫ, -
Так первый снег мне этот мил!
                /Алексей Жемчужников «Первый снег»/

Составная рифма: усадьбы - записать бы.

Залюбуюсь, заГляжУСЬ ЛИ
На девичью красоту,
А пойду плясать под ГУСЛИ,
Так сорву твою фату.
                /Сергей Есенин «Темна ноченька, не спится…»/
Составная рифма: загляжусь ли - гусли

д) прилагательное = существительное + союз + местоимение
или
прилагательное = глагол + союз + местоименное прилагательное

Пример подобного словосочетания можно позаимствовать у В. Брюсова, который в своём стремлении превзойти мэтра новаторства неординарных рифм дошёл почти до технического абсурда, неравносложности, и потому сложного восприятия при чтении:

Миллионы, миллиарды, числа невыгОВАРИВаЕМЫЕ,
Не версты, не мили, солнце-радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий тОВАР, И Вы, И МЫ, и Я, —
Не докинул никто их до звезд никогда!
...Так растопчем, растопчем гордость неопРАвДЫваеМУЮ!
Пусть как молния снидет из тьмы ночи ловец —
Брат наш воздух, наш фосфор, наш радий, РАДуя И МОЮ
Скорбь, что в мире смирил умы не человек!
                /Валерий Брюсов/

е) существительное = существительное + частица без гласной

Генерал! И теперь у меня — мандраж.
Не пойму, отчего: от стыда ль, от СтрАХА ЛЬ?
От нехватки дам? Или просто — блажь?
Не помогает ни врач, ни ЗнАХАРЬ…
                (И. Бродский)

   Рифма «страха ль — знахарь». Заметьте: мягкий знак уравнивает в правах буквы «р» и «л», не рифмующиеся в твёрдом состоянии.

________________

 Можно продолжать приводить и другие варианты, потому что сочетаний много. Чтобы почувствовать красоту и разнообразие рифмы, приведём примеры составных рифм русских поэтов:

Александр Грибоедов «Горе от ума»: на дом - с докладом; служили - вы ли.

Михаил Лермонтов:
цвеЛИ МЫ - паЛИМЫ;
уж не жду от жизни ничегО Я - покОЯ;
рАЯ - слышал от тебЯ Я;
забОТЫ - не откроешь ничегО ТЫ.

Валерий Брюсов:
жажду повтОрЯТЬ Я - ОбъЯТЬЯ;
сладострАСТЬЯ - не властен их заклЯСТЬ Я;
не прАВ ТЫ - аргонАВТЫ;
с людьмИ Я - стихИЯ;
КАМНЕ - легКА МНЕ;
КЛАДбИЩЕ - КЛАД ИЩИ.

Алексей Толстой:
хорошИ ВЫ - залИВЫ.

Александр Блок:
но разве мог не узнАТЬ Я - плАТЬЯ;
безВЕРИЯ - в церковные дВЕРИ Я (ныне вхожу);
рАДА НАМ - ЛАДАНОМ

Афанасий Фет:
в угЛУ ТОМ : пЛУТОМ
____________

     Все вышеприведённые примеры составных рифм концевые (на конце стиха/строки).
А также к составным рифмам можно отнести и другие рифмы, переходящие в следующую, третью строку:
 - рассечённые
 - переносные
 - разнословная
 
  как мы уже упоминали, как строгий пример полного, или почти, совпадения рифмующихся частей к составной рифме относится:
 - каламбурная рифма

Последней был уже посвящён конкурс, а другим мы посвятим отдельные конкурсы. Поэтому в данном конкурсе на них не останавливаемся и НЕ РАССМАТРИВАЕМ!

   С уверенностью можно рассматривать СОСТАВНЫЕ РИФМЫ как вершину поэзии! Потому что находкам не будет числа! А сам Маяковский не любил повторяться в рифмах. Поэтому и занимался новаторством, поиском новых решений, которыми мы будем продолжать заниматься. А пока подведём итог всему рассмотренному выше.

Итак подчеркнём основные особенности СОСТАВНОЙ РИФМЫ:

1) ПОСЛЕДУЮЩИЕ слова после ударного в словосочетании составной рифмы являются БЕЗУДАРНЫМИ, несмотря на то, сколько бы их ни было и какой они длины.

2) совпадает по звучанию рифмообразующих слов определяет качество самой составной рифмы. Совпадение может быть частичным и полным.

3) рифма может быть женской и дактилической, а также супер и гипердактилической, но удлиняя послеударную часть, надо помнить о сложности её воспроизведения на слух. Ведь все последующие ПОСЛЕ УДАРНОГО слова будут БЕЗУДАРНЫ!

4) Предударная часть обогащает рифму и потому её частичное, звуковое совпадение обращает на себя внимание и сглаживает несовпадение звуков в послеударной части.

5) Мы рассматриваем в данном конкурсе только равносложную конечную рифму, на конце строки, не переходящую на другую.

6) все правила так называемых сверхударений в безударной части после ударного слова не действуют в этой рифме.  Как, например, в трёхсложниках, где, считается, что сверхударение должно слышаться сразу после ударного слога. В составной рифме скорее наоборот (клад ищи - кладбище).
__________________________________________________

Итак, задание для нашего конкурса ХОРОШИХ РИФМ «СОСТАВНАЯ РИФМА»:

  Написать стихотворение с использованием в каждой строфе СОСТАВНОЙ РИФМЫ любого вида на любой вкус. Это условие обязательное! Такая рифма, хотя бы одна, должна быть в строфе, но также допускается использование и других рифм.

   Внимание! К рифмам будут предъявляться не такие жёсткие требования. Нас интересует стадия познания и развития данного вида рифм. Мы занимаемся поэтическим творчеством, поэтому рифма должна быть применена уместно, согласно тексту и замыслу.
  Ведущая будет мягко подсказывать, что можно было бы изменить в угоду заданию. Однако, на конкурс будут приняты тексты с рифмами, отвечающими заданию.

Принимаем только новые стихи, опубликованные после начала конкурса!!!

Тема, СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ, размер строк - ЛЮБЫЕ!
Объём  - до 32 строк!

 Давайте подойдём к этому вопросу творчески и с пониманием. Мы желаем разобраться в красоте И УМЕСТНОМ ПРИМЕНЕНИИ именно рассматриваемых СОСТАВНЫХ РИФМ, а не каких-то иных. При всей сложности задачи, процесс должен быть максимально творческим и потому интересным.
     При голосовании будут рекомендованы следующие критерии оценки (но они не обязательны, каждый решает для себя сам, какими критериями он будет руководствоваться при оценке):

 1) Отсутствие  ритмических сбоев внутри текста, УЛАВЛИВАЕМЫХ НА СЛУХ.
2) Выбор оригинальных рифм, даже самых немыслимых, но поддерживаемых во всех других частях в стихе. Редкое употребление имеет значение.
3) Звучание рифмы. Аллитерация и ассонансы (созвучия гласных и согласных) в строке, поддерживающих рифму - внутреннее звучание
4) Насколько оригинально и хорошо звучат сами рифмы между собой в пределах одной строфы.
5) Насколько интересно раскрывается контекст произведения, благодаря выбранному типу рифм –  женских, дактилических, что производит впечатление нужного настроения: лирического или наводящего на размышления, или производит впечатление философской афористичности, ёмкости и глубины, размаху, торжественности, маршировки, лозунговому настрою, а может быть, большее  значение имеет напевность, согласно контексту. Игровая составляющая не должна обесценивать литературное произведение!
6) Лёгкость и органичность выполнения самого задания. Насколько стихотворение может быть самостоятельным, а не просто является упражнением по выполнению задания. Читая произведение, начинаешь вчитываться и перестаёшь обращать внимание на сами рифмы.
7) Стилистика произведения не нарушается в угоду заданным рифмам. Слова рифмообразования  вплетаются в текст естественно, каждое слово на своём месте, включая интонационные акценты.
8) Отсутствие неоправданных инверсий, особенно в угоду рифме.
9) Личные впечатления – достойная фабула представленного произведения
10) Дополнительные достоинства, подмеченные читателем

ЗАЯВКА оформляется отдельной и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице.

СТИХОТВОРЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 24-00 20 мая 2023 года или до набора 20 стихов! Если будет мало заявок, возможно, конкурс будет продлён. Или по просьбе участников. Подсказывайте! Мы никуда не торопимся. Совместное участие стихов в разных проектах допускается, если стихотворение опубликовано после обяъвления задания этого конкурса.

Затем будет объявлено голосование.

Призовой фонд:

за 1 место – 500 с\б
за 2 место – 400 с\б
за 3 место – 300 с\б
...(в зависимости от количества поступивших стихов. При количестве участников 15 - призёров будет 5. Если до 7 человек - 1 победитель)

Приглашаются все попробовать свои силы и умение!
Всем вдохновения и лёгкой строки!

Если что-нибудь получилось не так - не спешите удалять рецензию, вы лишаете себя участия в нашем конкурсе! Всегда можно исправить заявку! Не спешите.
ПРИНИМАЕМ ТОЛЬКО НОВЫЕ СТИХИ, ОДНО от каждого участника.

Иллюстрация: Винсент Ван Гог "Морской берег в Сент-Мари"


Внимание! Конкурс продлён до воскресенья! Приглашаются все!

Ведущая конкурса и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём произведений на конкурс закрыт! Сейчас просмотрю все заявки и исправления в них и объявлю голосование...
Благодарю всех за ожидание, понимание и терпение. На самом деле, дополнительное время было дано, что разобраться. Конкурс идёт тяжело в плане понимания поставленной задачи.

Маллар Ме   10.06.2023 22:00     Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2023/06/10/7080 - голосование 8 дней!

Маллар Ме   10.06.2023 23:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.