Конкурс - Метаморфозы жанра. Апрель 2023

  Друзья!

   Вы никогда не задумывались над фразой "Соловья баснями не кормят"? А кого-нибудь можно "накормить" баснями? Пожалуй, да. Правда, если мы возьмем это слово не в переносном его значении - "нелепые россказни, враки", а в прямом значении.

         Итак, АПРЕЛЬ - 2023 объявляется месяцем жанра:

                БАСНЯ

   Басня относится к жанру дидактической литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Краткая басня иногда называется апологом.

    В басне активно используются олицетворения, аллегории  и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам. Встречаются басни в стихотворной и прозаической форме.
   Повествовательной частью басня сближается со сказками, новеллами, анекдотами; моралистической частью - с пословицами и сентенциями.
    Часто в басне присутствует комизм, но в целом идеология фольклорной басни консервативна.
     Басня - жанр иносказательный, за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
Для языка басни характерно: использование просторечной лексики, олицетворений, афоризмов.
    Язык басен прост, лаконичен, приближен к живой разговорной речи.

                История басен: от Эзопа до Возрождения

    Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.). 

 Первая настоящая басня появилась в греческой литературе у Гесиода в «Трудах и днях». В ней описывается разговор между соловьем и схватившим его ястребом. Поэты 6-го и 5-го веков до н. э. упоминали басенные сюжеты в своих стихах. Например, Архилох припоминает своему недругу басню про лису и орла.

  Сюжеты басен использовали в своих сочинениях историки и философы. У Геродота Кир Великий с помощью басни критикует ионийцев, слишком поздно присягнувших ему на верность. По свидетельству учеников, Сократ с удовольствием использовал басни для иллюстрации своих мыслей. Сюжеты басен были широко известны, и ораторы 5-го века любили обращаться к ним в выступлениях перед народным собранием или судом.

   В конце 4-го века до н. э. басни, приписываемые Эзопу, были собраны в один корпус текстов. Создателем первого сборника эзоповых басен был философ Деметрий Фалерский, бывший афинский тиран и (позже) приближенный царя Птолемея.
     Деметрий был ученым-антикваром, собиравшим интересные факты. Он составил также антологию высказываний философов. Его труды лежали в русле литературных изысканий эпохи Эллинизма. Тогда популярны были собрания легенд и занимательных историй. Философ проделал работу по отбору басен, автором которых считался Эзоп. Басни, сохранившиеся в стихах поэтов 7;6 веков до н. э., Деметрий переписал прозой.   Сборник Деметрия утрачен. Тексты, которые называют «баснями Эзопа», сохранились в нескольких редакциях. Самой ранней была Августанская, созданная в 1;2 веках н. э. Затем — Венская, созданная в Раннее Средневековье, и Аккурсиевская, созданная в Византийской империи. Августанскую редакцию впервые открывает жизнеописание баснописца Эзопа.

    Федр написал пять книг стихотворных басен. Они сохранились в рукописях XI и XV веков. Всего благодаря двум рукописям сохранилось 134 басни. Федр был уроженцем Македонии. Сначала он был рабом, потом — вольноотпущенником императора Августа. Стихи он писал на латыни и, как сам признавался, хотел, чтобы они могли соперничать с греческими баснями.
    Из творческого наследия Валерия Бабрия сохранилось 145 басен. Большая часть из них оказалась известна благодаря византийской рукописи X века, найденной на Афоне. Несколько других средневековых рукописей сохранили еще около 30 басен. Фрагменты нескольких басен сохранили найденные в Сирии школьные восковые таблицы, еще несколько фрагментов сохранились в египетских папирусах.
    Сам Бабрий писал свои басни на греческом языке во 2-м веке н. э. Судя по многочисленным упоминанием в его текстах аравийских и сирийских областей и сюжетов, он был уроженцем востока империи.
    Оба баснописца считали Эзопа своим предшественником и основателем жанра басни. Они называли его автором или первым рассказчиком басен, а себе отводили роль поэтов, которые «отполировали» его истории. Позже Федр заявлял о своем желании соперничать с Эзопом и даже превосходстве над ним. В одном из вступлений к своим стихам Бабрий называет Эзопа только первым из эллинов, который придумал басни. До него их рассказывали ассирийцы и ливийцы.
    Фабула большей части басен Бабрия восходит к «Эзоповскому сборнику». Среди сохранившихся басен Федра, напротив, только 35 имеют первоисточник среди историй «Эзоповского сборника». Некоторые басни могли быть придуманы поэтами, но большая часть заимствована из сборников историй, предназначенных для школ.
      У Федра изложение морали басни становится важнее фабулы. Эти строки афористичны и самодостаточны. Часто нравственная сентенция вкладывалась в уста одного из действующих лиц.
     Героями басен Федра были не только говорящие животные. Часто выразителями его мыслей становились исторические и легендарные личности. Например, Сократ в басне строит небольшой дом, которого достаточно, чтобы собирать там настоящих друзей. В других баснях героями стали император Тиберий и полководец Помпей. Неоднократно героем басен становился сам Эзоп.

      В Римской империи басня перешла в разряд учебной литературы. В частности, произведения этого жанра входили в подготовительные упражнения начинающего оратора. В сборниках упражнений по ораторскому мастерству (прогимнасм), созданных в течение 1;5 веков н. э. дается определение басни. Это вымышленный рассказ, содержащий в себе образ истины. В 4-м веке комментатором к учебнику Автония было сделано важное дополнение, по которому басня рассказывается с целью поучения и пользы.

    Другой автор прогимнасм, Феон, советовал для риторических упражнений заимствовать басни из трудов классических авторов. В качестве примеров он приводит басню о флейтисте из «Истории» Геродота, басня о Войне и Гордыне из «Истории Филиппа» Феопомпа, басню о собаке и овцах из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. Для нужд школы составлялись отдельные сборники таких извлечений из классических трудов.

    Авторы учебников сделали первые классификации басен. Первая делила их на басни, где действуют люди, животные, и люди и животные. Вторая делила их происхождений — эзоповы (приписываемые легендарному баснописцу), ливийские, киликийские, фригийские, кипрские, египетские и т. д. Третья делила басни на умственные, нравственные и смешанные.
    Теоретики считали басню наиболее подходящей для совещательного красноречия. С ее помощью предлагалось склонять слушателей к какому-либо решению или наоборот предостеречь от другого.
    В Риме ораторы не использовали басен в дискуссиях. В созданной в 1-м веке до н. э. «Риторике к Гереннию» басню предлагалось рассказывать, чтобы слегка развлечь уставших слушателей.
      Подражателем Бабрия был автор начала 5-го века н. э. Авиан. Он собрал 42 басни и изложил их стихами. Авиан хотел прежде всего развлечь читателя и только во вторую очередь научить чему-то хорошему. Его источником был прозаический пересказ греческих басен Бабрия.


     В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

    В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

   В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

      В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова:

   Доколе дряхлостью иль смертью не увяну,
   Против пороков я писать не перестану...

    Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.  Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

   Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю

Следует выделить такие особенности басни:
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

      В.А.Жуковский в статье "О басне и баснях Крылова" указал четыре главные особенности басни.
      Первая черта басни – особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: "Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...". Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации
      Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что "перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною". То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.
      Третья особенность басни – нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. "Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою", – пишет Жуковский.
      Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. "На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное."

  Басня с ее иносказаниями и своеобразными героями хоть и переносит читателя в другой, воображаемый, мир, но подразумевает под собой то, что существует на самом деле. За поверхностной выдумкой скрываются актуальные нравственные проблемы, касающиеся как человека отдельно, так и общества. Описываемая ситуация является типичной, наболевшей.

          Манера передачи сюжета басни

  Считается, что басня не рассказывается, а сказывается.

 Важно! Стихотворный размер и строфика басен Крылова имеют фольклорные корни — восходят к народному раёшному стиху: рифмованный вольный стих, разностопный ямб.
  Это оживляет поэтический рассказ, увлекает читателя. Так как часто используется диалог, благодаря свободному стихотворному размеру, характеры героев становятся более убедительны, а значит, смысл доносится лучше для того, чтобы усвоена была мораль. Но следует заметить, что если свободный стиль имеют всего пару строк в тексте басни, они скорее всего будут восприняты как отклонение и недоработка.  Поэтому перед написанием басни надо определиться чётко с размером - в каком именно вы собираетесь писать весь текст.

   Также в тексте можно использовать поговорки и пословицы. Заключительная мораль басни должна быть краткой и афористичной.

 О баснях Крылова писал М. Исаковского.

    Кто не слыхал его живого слова?
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим всё сильней.
    Со школьной парты с ними мы сживались,
    В те дни букварь постигшие едва.
    И в памяти навеки оставались
    Крылатые крыловские слова.

  Крылатые крыловские слова давно вошли в жизнь каждого со школьной скамьи и на слуху у многих.

  Но приведём в качестве примера выше сказанного редкую басню Ивана Крылова:

      Слон в случае

Когда-то в случай Слон попал у Льва.
В минуту по лесам прошла о том молва,
И так, как водится, пошли догадки,
Чем в милость втёрся Слон?
Не то красив, не то забавен он;
Что за приём, что за ухватки!
Толкуют звери меж собой.
"Когда бы,- говорит, вертя хвостом, Лисица,-
Был у него пушистый хвост такой,
Я не дивилась бы".-  "Или, сестрица,-
Сказал Медведь,- хотя бы по когтям
Он сделался случайным,
Никто того не счёл бы чрезвычайным:
Да он и без когтей, то всем известно нам,
Да не вошел ли он в случай клыками?"
Вступился в речь их Вол:
"Уж не сочли ли их рогами?"-
"Так вы не знаете,- сказал Осёл,
Ушами хлопая,- чем мог он полюбиться
И в знать добиться?
А я так отгадал -
Без длинных бы ушей он в милость не попал".
 ________

Нередко мы, хотя того не примечаем,
Себя в других охотно величаем.
              1816

  Как ясно видно, для языка басни характерно: использование просторечной лексики, олицетворений, афоризмов. Язык басен прост, лаконичен, приближен к живой разговорной речи.

   Приведём примерный список пороков, предложенных авторами профессионально написанных басен (Эзопом, Лафонтеном, Крыловым, Хемницером, Дмитриевым, Михалковым и другими):

    жадность
    праздность
    трусость
    неблагодарность
    неряшливость
    невежество
    тщеславие (в простонародье - зазнайство)
    навязчивость

  А также примерный список персонажей басен тех же авторов:

    обитатели фауны: лев, муха, лиса, осел, мартышка, козел и другие
    силы природы: ветер, солнце, дождь, землетрясение и другие
    представители флоры: дуб, береза, лютик, колючка и другие
_____________________________

    ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности жанра БАСНЯ:

•  по форме и размеру стихосложения поэтическое произведение может быть любым. И совсем не обязательно загонять басню, как стихи классического образца, в жёсткие рамки. Вполне подойдёт раёшный стих (рифмованный вольный стих), разностопный ямб.
•  Эпический жанр подразумевает наличие сюжета
•  Иносказание, аллегория обязательно должна присутствовать, передавая то, что высмеивается и подлежит осуждению.
•  Наличие морали в краткой афористичной заключительной части, реже - в начале текста
•  Язык басен прост, лаконичен, приближен к живой разговорной речи.
•  Типичность описываемой ситуации, хотя и вымышленной автором, по которой читатель легко узнает знакомую ситуацию и сможет сделать правильные выводы
• Высмеивание человеческих пороков и недостатков через персонажей обитателей флоры, фауны, сил природы, используя образный параллелизм
• Как привило, текст басни не слишком велик, малая форма, не лишённая комизма, насыщена смыслом и не перегружена лишними деталями описательного характера обстановки, времени года, быта и других подробностей, отвлекающих от сути
• Наличие различных описательных тропов (метафор, сравнений, аллюзий, символов, олицетворений и др.) Каждая фраза должна быть хорошо продуманна и быть содержательна. Если от чего-то можно отказаться, лучше сократить текст
• Степень сатиры определяет автор, имея в виду серьёзность поставленной задачи и пагубность отрицательных качеств и пороков, которые он ставит во главу угла
_____


Удачи и вдохновения вам, друзья!

   Количество строф (если текст не пишется целиком), может быть любым! По объёму нет никаких ограничений!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься только БАСНИ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в АПРЕЛЕ 2023-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к разделу "БАСНИ" из "Пародии и юмор".

        А также произведение должно соответствовать перечисленным признакам жанра, которые предоставляют свободу выбора внутри жанровой принадлежности.

   Объём произведения - без ограничений!

    БАСНИ  в прозе не принимаем!!!

   Наш конкурс, по определению, лучшей БАСНИ В СТИХАХ,  ОПУБЛИКОВАННЫЕ В АПРЕЛЕ 2023, и не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в АПРЕЛЕ 2023 года. Будем внимательны! Принимаются стихи АПРЕЛЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

 Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет! Ведущая при приёме работ тактично подскажет по какому пункту признаков жанра нет соответствия, но не будет настаивать в виду уникальности нашего проекта, отражённом в названии МЕТАМОРФОЗЫ!  По просьбе участника ведущая может обсудить соответствие жанру, выявив лучшие и слабые стороны в этом отношении.

Порядок заявки строго по образцу:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца АПРЕЛЯ. Затем 1 МАЯ 2023 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании без уважительной причины,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников. Если меньше 15 участников, распределяются 3 призовых места!)

 Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   01.05.2023 01:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.