Иосиф Флавий

Всё, что мы знаем об Иосифе Флавии, мы знаем из его книг. Йосеф бен Матитьяу родился в 37 году н. э. в Иерусалиме в еврейской жреческой семье, видимо, знатной. Он известен дошедшими до нас на греческом языке трудами - «Иудейская война» (о восстании 66—71 годов, далее ИВ) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны, далее ИД). Впоследствии он заявлял, что по матери он также принадлежал к роду Хасмонеев, (проверить мы этого не можем). О себе он конечно многое присочинил, типа, что он с детства прекрасно знал Священное писание и то, что в шестнадцать лет он занялся духовным поиском, прошел через секты саддукеев, ессеев и фарисеев и еще три года провел в пустыне с отшельником-аскетом, как-то много за три года, вам не кажется?! 
    В 27 лет он был направлен в Рим в составе делегации, целью которой являлась защита иерусалимских жрецов, обвинённых прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим. Здесь Иосиф, благодаря еврею Алигуру, придворному актёру Нерона, познакомился с женой Нерона Поппеей и через неё добился для этих евреев освобождения. Успешно выполнив свою миссию, он вернулся в Иерусалим и обнаружил свою родину на грани вооруженного конфликта с Римом.
     После начала антиримского восстания в 66 году н. э. он был направлен в Галилею в качестве предводителя еврейских повстанцев в этой части страны. Его действия там подробно излагаются в ИВ.  Там он набрал около 10 000 войска, укрепил Иотапату (Йодфат) и другие крепости. Когда Веспасиан в 67 году вступил в пределы Галилеи, и крепости переходили под власть римлян почти без боя, Иосиф со своим отрядом заперся в крепости Йотапата. Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала. Сам Иосиф успел вместе с сорока товарищами скрыться в пещере. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность. Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, хотевших даже убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам. В соответствии с его собственным рассказом, накануне взятия города Иосиф получил Божественное откровение, а посему не совершил самоубийства вместе со своими солдатами, а сдался в плен. Не знаю, этот эпизод всегда у меня вызывал сомнения, мутный случай.
    Ну смотрите, вы в группе единомышленников, которые объединены общей религией и общей борьбой за свободу своей страны, попали в ловушку. По жребию ваши соратники убивают друг друга на ваших глазах, и вот перед вами 38 трупов, истекающих кровью, и вы с единственным, оставшимся в живых, соратником сообщаете ему, что у вас было Божественное откровение, и вы уговариваете этого последнего не бросать жребий, а сдаться римлянам. Мерзко всё-таки. С другой стороны, мы бы ничего толком не знали об истории евреев, поскольку единственным историком и современником, изложивших эту историю, был Иосиф Флавий.
    После пленения Иосифа привели в римский лагерь к Веспасиану, и Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Отоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами. Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги, и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу. С того времени Иосиф как вольноотпущенник стал носить фамильное имя своего господина - «Флавий».
    Веспасиан отплыл в Рим, а Иосиф остался с его сыном Титом, которому было поручено дальнейшее подавление Иудейского восстания. Таким образом, Иосиф стал очевидцем драматической осады Иерусалима и последующего взятия и полного разрушения города. В ходе этих событий Иосиф выполнял различные поручения Тита.  После подавления восстания, в 71 году, Иосиф отплыл вместе с Титом в Рим.  Иосиф Флавий поселился в бывшей резиденции Веспасиана, получил римское гражданство и пожизненную пенсию от Флавиев, которая позволила ему всецело предаться литературному труду. Он так и не вернулся в Иудею, хотя Веспасиан даровал ему новые земли в Иудее взамен принадлежавших ему прежде. В Риме он написал на греческом языке четыре произведения, которые являются основой любого изучения еврейской истории, Кроме ИВ и ИД еще автобиографию «Жизнеописание Иосифа» (которая, по сути, является продолжением ИД), а также трактат «Против Апиона», также известный под названием «О древности еврейского народа». Даже если ИВ не была написана по непосредственному заказу Флавиев, то она, несомненно, в значительной мере отражает римскую точку зрения на события Иудейского восстания, о чем свидетельствует тот факт, что Тит приказал размножить эту книгу за счет имперской казны и повелел относиться к ней как к официальной версии событий.
   Что касается личной жизни Флавия, то нам известно, что он был женат четыре раза, и у него было несколько детей, большинство из которых умерли в детстве. Нам ничего не известно о его взаимоотношениях с еврейскими общинами Рима. Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию. Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф занимался литературным трудом. Точная дата его смерти нам неизвестна, но полагают, что он умер около 100 года н. э.
    Сочинения Флавия сохранились исключительно благодаря интересу, который они вызывали у христиан, евреи же не обращались к ним до Средних веков. Христиане интересовались Флавием по нескольким причинам. Во-первых, Флавий был первым нехристианином, к тому же иудеем, упоминавшим Иисуса Христа. Во-вторых, его сочинения обеспечивали драгоценный исторический контекст для интерпретации Нового Завета - ведь в них подробно описывались многие события и персоналии, упомянутые в христианских текстах. В-третьих, труды Флавия — в особенности, ИВ — очень помогали христианами в их спорах с евреями и с язычниками: красочные и многословные описания страданий евреев во время восстания использовались ими в качестве сильнейшего аргумента в пользу того, что евреи пострадали из-за того, что отвергли Иисуса, всего лишь через несколько десятилетий после совершенного ими вероломства. Опустошение Иудеи, разрушение Храма и сопутствующие страдания евреев и их рассеяние служили красноречивым свидетельством того, что Бог покинул их и избрал себе новый народ — христиан.
   Что касается ИВ, то, похоже, что это проримская пропагандистская версия событий Иудейской войны с Римом. Флавий льстит Веспасиану и Титу, снимает с них вину за происшедшую трагедию, описывает их как гуманных, благородных, отважных, снисходительных и справедливых людей и даже заявляет, что разрушение Храма не входило в планы Тита, а произошло по вине безымянного непослушного солдата. Вину за все ужасы восстания Флавий взваливает на плечи двух групп людей: иудейских фанатиков-революционеров и жестоких тиранов, чья идеология и все поведение шли вразрез с традиционным иудаизмом, и римских некомпетентных и алчных правителей Иудеи. В соответствии с Флавием, последние самым неприкрытым образом издевались над мирными евреями, обирали их и проявляли по отношению к ним неоправданную жестокость и несправедливость, чинили беспредел. И каждый последующий наместник был страшнее и хуже предыдущего. Подобная жестокость приводила к народному брожению, которое, в свою очередь, цинично эксплуатировалось и направлялось в желаемое русло еврейскими фанатиками-революционерами, стремившимися, прежде всего, к власти. Две эти группы добились того, что евреи подняли восстание: первые благодаря этому смогли скрыть свои преступления, а вторые были бунтарями по природе и убеждениям (не моя ирония), что и привело к неизбежной конфронтации. Что же касается высших сил, то иудейский Бог был отвращен преступлениями повстанцев против своих же собратьев и, гнушаясь братоубийством и насилием, покинул Свой Храм, некогда святой град и некогда избранный народ и перешел на сторону римлян. Так примерно это можно понять из текстов.
    Но у Флавия были и другие цели. Обрушивая вину на прокураторов и на еврейских фанатиков (которые поголовно сгинули в ходе войны), он очищает от этой вины всех остальных римлян и евреев. Ведь не будь негодных правителей и еврейских революционеров, все могло бы быть по-иному; значит, нет никакой причины заострять внимание на этом эпизоде. Ведь верховные римские власти и понятия не имели, что творили в Иудее Понтий Пилат, Феликс, Фест и Гессий Флор. А подавляющая часть невинного еврейского населения была против воли втянута вооруженными и жестокими фанатиками в водоворот событий. Да и Бог, которого евреи считали всемогущим и на чьей стороне они якобы воевали, вовсе не бессилен, несмотря на то, что Его жилище сожгли, Его страну опустошили, а Его народ поработили язычники. Он просто справедлив и не мог больше терпеть преступления, совершаемые предводителями евреев против своих же собратьев и против иудаизма. Другими словами, ИВ — это книга, автор которой стремится к восстановлению мирного сосуществования между евреями и римлянами. Дескать, никакого конфликта цивилизаций нет, и не было. Были лишь трагические недоразумения, обусловленные обстоятельствами. А теперь мы можем извлечь уроки из происшедшего и восстановить наши взаимоотношения.
    Что можно сказать об авторе: во-первых, понятно, что трагедия его народа является и его собственной трагедией, и его роль в ходе восстания оставляет отпечаток на его произведении. На самом деле он мог бы получить пенсию от Флавиев и заняться чем-то другим — зачем писать книгу, в которой собственная роль поднимает массу вопросов морального плана? Однако Флавий не испугался и постарался сослужить службу своему народу, защищая его от нападок врагов и пытаясь доказать, что большинство евреев ни в чем не виноваты, а их Бог вовсе не бессилен, а просто справедлив. После всего сказанного стоит вспомнить, как интерпретировалась ИВ христианами.
    Хотя ИВ была написана в Риме, она во многом выражает точку зрения нового эмигранта из Иудеи. Во-первых, в ИВ, центре повествования всегда находится Храм, а его первосвященники становятся предводителями иудейского спасения. С их убийством в начале мятежа повстанцы проходят точку возврата. Бог покидает евреев, прежде всего, из-за того, что кровопролитием и преступлениями фанатики осквернили Его Храм. В теологии автора ИВ Храм занимает центральное место.  Но когда мы обращаемся к следующему произведению Флавия, написанному через 20 лет, прожитых им в диаспоре, мы обнаруживаем совершенно иную картину. Из типичного иерусалимского жреца Иосиф Флавий превратился в интеллектуала диаспоры, со всеми вытекающими из этого последствиями. И если ранее его интересовал Храм, то теперь центром его религиозного сознания становится Тора. Достаточно прочитать первые страницы ИД для того, чтобы осознать эту воистину колоссальную перемену: если в ИВ Моисей и Тора с ее законами не играли никакой роли, а Храм находился в центре, то в ИД картина переворачивается. Уже во введении Флавий заявляет, что его монументальный труд преследует единственную цель — продемонстрировать и убедить читателя, что те, кто следует законам Моисеевой Торы, неизбежно процветают, наследуют блаженство и преуспевают во всем, в то время как нарушающие эти законы всегда и везде страдают, и терпят неудачи. Там, где в источниках, используемых Флавием в его втором произведении, когда-то был Храм, теперь фигурирует Тора.
    Но этого историка нужно читать внимательно, пример - описание правления царя Ирода в ИД (об Ироде Великом см. http://stihi.ru/2022/11/22/7564). Этот царь обычно воспринимается как тиран и изверг с сомнительным происхождением, систематический нарушитель законов Торы, римский подхалим и угнетатель своего народа, ненавидимый своими подданными. У Иосифа Флавия Ирод хоть и не является эталоном добродетели и идеальным правителем, но отношение Флавия к нему и его правлению никак не назвать отрицательным. Да, он описывает жестокие поступки Ирода по отношению к различным людям, в основном принадлежавшим к его собственной семье. Но он также подчеркивает его достижения: градостроительство, щедрость, таланты, мужество, отвагу, успех, великодушие, заботу о своем народе, прекрасные взаимоотношения с римлянами и многое другое. Можно сказать, что Флавий практически не критикует Ирода как нарушителя законов Торы. Но Иосиф Флавий и сам не особенно ими интересовался. При этом ему, новому эмигранту в столице империи, было приятно подчеркнуть, что он приехал не откуда-нибудь, а из развитого государства с огромными городами, современными удобствами, чудесами новейших технологий и спортивными состязаниями - и все это сделал и придумал царь Ирод.
   Прожив четверть века в диаспоре, Флавий постепенно пришел к выводу, главное - сохранить еврейскую идентичность, а сделать это можно только посредством соблюдения законов Торы. Таким образом, в ИД Ирод становится образцом нечестия и примером Божественного наказания - все, что царь делал, он делал ради нарушения Торы, в ответ еврейский народ его ненавидел, Ирод ненавидел еврейский народ, а Бог Ирода наказывал. Всё так, но главное, Ирод был призван показывать воздаяние грешникам по делам их.
Из цикла "Патриархи, цари и пророки Израильские"
1. Иосиф Флавий. Полное издание в одном томе. Альфа-книга. М., 2011
2. Михаил Туваль. Еще раз об Иосифе Флавии и его лжеинтерпретаторах.


Портрет Иосифа Флавия. Гравюра на меди. 1849 год

28.3.2023


Рецензии