Тетрадь 4 1942 год продолжение

                ххх
  Гибну я и жду спасенья
Лишь от благости Твоей,
Так услышь мое моленье
Не щадивший для людей
  Сил Своей души и тела,
Даже жизнь Свою, Христе,
Возлюбивши их всецело,
Им отдавший на кресте;
  Так воззри же добрым оком
На печаль души моей
Силы ей в борьбе с пороком
От щедрот Твоих пролей.
  Недостоин, о Христе я
Милосердья Твоего,
Но помиловал злодея,
Иисусе, Ты того,
  Что висел с Тобою вместе
В страшных муках на кресте,
Удостоил дивной чести
Ты его в минуты те,
  За смиренье, покаянье
И за веру в мощь Твою
Дал ему Ты, Царь созданья,
Вместе жить с Тобой в раю;
  Ты же чувства дай святыя
И моей душе больной,
Укроти в ней страсти злыя,
К небесам ей путь открой.
  И даров Твоих я чуду
Песнь хваленья воспою,
Величать и славить буду
Без конца любовь Твою.
  Быстро, быстро мрак могильный
Приближается ко мне,
Приготовь же, о Всесильный
К той меня святой стране
  Где свет блещет непрерывно
Твоего, Господь, лица
И дарит отрадой дивной
Всех Твоих сынов сердца.
                1мая.


                Главная беда
                «Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим»

  За своей трапезой скудной
Вспоминаю день я тот,
Как в местах пустынных чудно
Напитал Господь народ,
   И молюсь Ему тогда я:
И нас ныне напитай,
В дни, когда нужда лютая
Угнетает весь наш край;
  Оскудели, обнищали
До пределов крайних мы,
Дни свои влачим в печали,
Словно в тягости тюрьмы.
  Помоги же нам, Могучий
Солнцем ярким нам блесни,
Разгони бед наших тучи,
Годы прежние верни,
  Годы, как страна родная
Злой не знала нищеты,
Благость к нам Свою являя,
От нея спасал нас Ты.
  Не о благах впрочем бренных
В этот раз я хлопочу,
Больше я даров нетленных
У Христа просить хочу.
  Отчего мы в самом деле
Все голодными сидим,
Почему мы еле-еле
Жизнь теперь свою влачим?
  Разве солнце перестало
Нам давать тепло и свет?
Иль полей дано нам мало,
Или вод и влаги нет?
  Или лес не зеленеет?
Луг ли трав нам не дает?
Воздух чистый нам не веет?
И погиб у нас весь скот?
  Нет, благ этих очень много
Нам дала природа мать,
Или лучше, благость Бога
Соизволила послать;
  Но постигла эта скудость,
Этот голод и нужда
Нас за нравственную худость,
В ней-то вот и вся беда;
  Мятежи, раздоры, войны,
Рой пороков и страстей,
Их разгул и вой нестройный, -
Вот причина всех скорбей;
  Если б этой мы причины
Устранили страшный гнет,
То от всякой бы кручины
Спасся наш несчастный род.
  И кому-то непонятно:
Что лишь грех нас в горе ввел,
Вливши в нас свой дух развратный, -
Эгоизм и произвол,
  И помянутые звери
Мир спокон веков грызут,
Широко открывши двери
Для всех наших буйств и смут.
  Благ нам шлет Господь в избытке,
Но страстей и ссор разгар
Часто губит все пожитки,
Истребляет божий дар;
  Сколько мы богатств напрасно
В те теряем времена,
Как своей стопой ужасной
Вступит в край родной война!
  И как мы не можем сами
До конца убить свой грех,
Что нас буйными страстями
Так безславно мучит всех,
  То молиться слезно нужно:
Боже! Милостив будь к нам!
Исцели наш ум недужный,
Удали пороков срам;
  Дай Твои заветы точно
Соблюдать нам во все дни,
Мир пошли вселенной прочный
Зло раздоров устрани;
  Всем краям благоустройство
И порядок должный дай,
Мятежи и беспокойство
В них скорее прекращай,
  Чтобы втуне не губили
Мы даров Твоей руки
И в достатке полном жили
Без заботы, без тоски.
  Ты учил, Благословенный:
«Устремляйтесь к небесам,
И дадутся непременно
И земныя блага вам»;
  Боже, Боже! Это слово
И на нас исполни Ты,
От греха спасай нас злого
И от гнета нищеты.
  А пока царит разруха
И нас голодом томит,
Дай спокойствие нам духа,
Да не будет он убит
  Страхом, тяжкою тревогой,
Ядом горести, тоской,
Будь нам крепкою подмогой,
Шли нам радость и покой;
  Дух терпенья величавый
В сердце, Господи, нам влей,
Да не сломит нас лукавый
Злобой гибельной своей.
  Тебе, Маруся дорогая,
Труд посвящаю скоромный свой,
Чтоб ты средь бед земного края
Бодрей стремилась в мир иной.
   И, утвердившись крепко в вере
Душой безропотной несла
Свои жестокия потери
И безпечальных дней ждала,
  Когда Господь народ наш бедный
Своей любовью озарит,
Спасет его от тьмы зловредной
И нам отраду подарит.
 
                Кате милой Завещанье
                Чтоб души она тоской
                Не томила в дни страданья,
                Зная, в чем для нас покой.
  Заразили тьмой неверья
Душу Катеньки моей
И, скорбя о том теперь я,
Богу я молюсь о ней;
  Зная, что своей мы силой
Победить не можем тьму,
«Боже, сам ее помилуй»,
Так взываю я к Нему;
  Маяковский ей и Горький
Больше любы, чем свет Твой,
Но блесни ей ясной зорькой,
Лик Свой чудный ей открой;
  Благовестия Христова
Всю красу открой пред ней,
И от вымысла людского
Избавленье дай скорей;
  Все, что наши мысли давит,
Что к пороку их влечет,
Пусть она на век оставит,
Лжи весь ужас да поймет.
  Ты, придя в края земныя,
Спас довольно грешных душ,
Мысли вредныя и злыя
И в ея уме разрушь,
  Дай евангелья святыя
С чистым сердцем ей прочесть
И все выдумки пустыя
От себя, как сор, отместь.
  Боже, благостно услыши
Скорбный вопль души моей,
Внучке дай подняться выше
Лживых чуждых нам идей,
  Что себя так горделиво
Славят, как науки плод;
Но по совести правдивой
Их отец совсем не тот;
  Произвел их ум развратный,
Пораженный слепотой,
Что отдался безвозвратно
Сатанинской силе злой.
  Что дурного в самом деле
В том, что Бога почитать?
Ведь еще нам не сумели
Люди твердо доказать,
  Что Бог вымысл только вздорный
Мысли скудной немощной,
Плод невежества позорный
Или страха бред дурной;
  Если б это доказали
Со всей точностию нам,
То давно б уж все изгнали
Из умов столь гнусный срам.
  Но мы знаем, что доселе
И те к Богу крепко льнут,
Что в науке преуспели,
Ей отдали весь свой труд.
  Значит, наша мысль свободна
Признавать мир неземной,
И чтить Бога – благородно,
Фальши нет тут никакой,
  И за ложь никто не смеет
Упрекать того, чей ум
Веру в Господа имеет,
Отдает Ему часть дум.
  И какое зло от веры
Может нам произойти,
Если в ней, как лицемеры,
Жизнь не будем мы вести,
  Если все заветы точно
Будем мы ея хранить
И стремиться безпорочно
Всей душой Творцу служить?
  Бог любовь есть всесвятая
Щедр и добр Он без числа,
И Его мы почитая,
Как в разврат склонимся зла?
  Нет, добро одно получит
Род наш грешный немощной
Если он себя приучит
В Бога верить всей душой.
  Никакого нет сомненья,
Что даст вера больше благ
Чем безбожныя ученья,
В наших чтимыя краях.
  Вера в вещество слепое,
Что привить стремятся нам,
Неужель добро какое
Может нашим дать сердцам?
  Сиротою без призорным
Будет наш несчастный род,
Если к благам животворным
Правой веры не придет
  «Бог – Отец, Его вы дети» -
Так Христос учил людей,
И утех слова нам эти
Сколько шлют в часы скорбей.
  Как отрадно верить в это
Тем, кого беда гнетет!
Чья душа тоской задета
В вере мир всегда найдет,
  Обратясь к Отцу святому,
Скорбь пред ним прольет она,
И к Его прильнувши дому,
Будет радости полна.
  А какая-то матерья
Что мне даст? ужель от ней
Получу во дни потерь я
Облегченье от скорбей?
  Да и было бы нелепо
Обращать мольбы к тому,
Что бездушно, глухо, слепо,
Равнодушно ко всему.
  Да и факт ли то безспорный,
Что материя лишь есть?
Ряд ученых ложью вздорный
Эту мысль готов почесть;
  Как же в том искать мы будем
Сердцу нашему покой,
Что до сих пор мудрым людям
Лживой кажется мечтой?
  Скажут мне, что и о Боге
Люди спорили все дни,
И все ж в Божии чертоги
Устремляются они.
  О каком же нам он счастьи
Все свободы говорит,
Раз нам чудо он без страстья
Никогда не подарит?
  Вера ж , как сказал я выше
Крепко нас к добру влечет,
Грех пред ней скромней и тише
Потому себя ведет,
  А по мере Божья дара,
Как то опыт говорит,
От страстей она угара
И совсем нас исцелит.
  Вера шлет нам упованье
Одержать верх над грехом,
А в без божьи основанья
Для того мы не найдем.
  Против я безбожья много
И еще бы мог сказать
Но не должно речью строгой
Долго души утруждать;
  Речь поэтому пока я
В этом месте прекращу
Кате милой заявляя,
Что, быть может, угощу
  И еще своей стряпнею
Ту, которую люблю
И с щемящею тоскою
О грехе ея скорблю.
  «Брось ты, Катя дорогая
Атеизма бред и срам»,
Так скажу я, полагая
Здесь конец моим стихам.
   
                Послесловие
  Катенька милая! Эти стишки ты
С злобными чувствами прочь не гони,
Зная, что любящим сердцем излиты,
А не умом горделивым они.
  Искренно Кате желаю добра я,
А как я верю, что в Боге одном
Счастье найдет душа наша больная,
То и дерзнул я напомнить о том.
  С доброй надеждою в сердце, что можешь
Также и ты к этой вере притти,
Что ты отраву нечестья отложишь
Станешь на верном и правом пути.
  Старого деда не очень брани же,
Что он решился тебя поучать,
К гробу подходит он ближе и ближе,
Может теперь он на все уж дерзать.
                Переписано 28мая
                10июня

                Признание
  Укоряю за безбожье
Часто внучку я свою,
А между тем эту ложь я
Сам в душе своей таю.
  Не могу тебе всецело
Я отдаться, Боже мой,
И склоняюсь то и дело
Я душой своей больной
 В область темную безверья,
Становлюсь греха рабом,
Ханжества и лицемерья
Заражаюсь гнусным злом,
  И подобно фарисею
Я тебя устами чту,
А душой слепой своею
Славлю силу Злую ту,
  Что людей издавна учит
Отступленью от Тебя
И страстями злыми мучит,
Дух и тело им губя.
 Боже, Боже! пощади же
Душу бедную мою,
Даруй ей к Тебе стать ближе,
Быть всегда в Твоем краю.
  И не дай мне так сурово
Немощных судить людей,
Что влиянью духа злого
Поддались душой своей;
  Дай всегда к ним снисхожденье
В сердце мне своем иметь,
Больше на свое растленье
С скорбью искренней смотреть,
  И как я внушаю Кате
Благочестья благодать
Дай о собственном разврате
Мне в часы те вспоминать,
  Крепко, слезно, не надменно
Дай молиться мне о ней:
«Благочестья свет нетленный
Сам, Христе, в нее пролей».

                Заповеди блаженства
    (опыт показания их взаимной связи и последовательности).
  Души нищету сознавая,
Скорби непрестанно о ней,
И худость свою исправляя,
Нрав кроткий, покорный имей;
  Веленья Творца безупречно
И ревностно все соблюдай,
Люби своих ближних сердечно,
От злых себя чувств очищай,
  Всем делай добро непритворно,
Со всеми жить в мире стремись,
Но лести однако позорной,
Угодливой лжи берегись,
  За правду готов будь изгнанья,
Обиды, злословья нести,
Чтоб радость себе за страданья
На век в небесах обрести.
  Насытишься благ полнотою
В небесном ты царстве Христа,
Не будешь уж скорбен душою,
Прочь вся отойдет нищета;
  За чистое сердце Владыка
Богато тебя одарит,
Всю славу пресветлаго лика
Тебе Своего Он явит,
  Причислит тебя к Своим чадам,
Наследие с ними пошлет,
Ко всем приобщит тем отрадам,
Что верным всегда Он дает.
                23мая

                Молитва Симеона Богоприимца.
  Теперь из мира я земного
Уйду спокойною душой,
Свое Ты мне исполнить слово
Благоволил, Владыка мой,
  Своими вижу я очами
Того, Кем Ты весь мир спасешь,
Чей свет над всеми племенами
Заблещет, чтоб разсеять ложь,
  Заблудших вновь к Тебе направить,
А верный Твой народ прославить.
                Переписано в тот же день.

                1938 год (из забытой тетради).
                Притча о Лазаре.
                I.
  Человек жил на свете когда-то,
Он несметныя средства имел,
Ни с какой не считаясь затратой,
Доставал себе все, что хотел,
  В драгоценный виссон одевался
Пурпур радостный гордо носил,
Пищей самой роскошной питался
И в покоях разубранных жил;
  Шумно, пышно все дни веселился
Он в чудесных палатах своих,
Весь в утехах земных погрузился
И не мыслил о благах иных.
  Жил бедняк один также в то время,
Лазарь звали его; с давних пор
Нищеты он испытывал бремя,
Всяких нужд и лишений позор;
  Лишь сумою себе пропитанье
Скудно этот бедняк добывал
И, прося у людей подаянья,
У ворот богача он лежал.
  Ходить долго не мог он уж бедный,
От нарывов от злостных страдал
И, томимый болезнью зловредной,
От людей милосердия ждал.
  Но немного однако участья
Он нашел у собратьев своих,
Оказать ему помощь в несчастьи
Находился лишь редкий из них.
  И богач тот к нему безсердечно
Относясь, ничего не давал,
Встречал часто его он, конечно,
Но с брезгливостью взор отвращал.
  А он видя его пированья
С стола жаждал себе хотя крох,
Тщетны были его ожиданья,
И того получить он не мог,
  И покинутый всеми, порою
Рад и псам он бродячим бывал,
Не гнушаясь их грязной толпою,
Свои язвы лизать им давал.
  Но безропотно муки такия
Злополучный страдалец сносил,
В небеса устремляясь святыя,
Кротко милости Божьей просил;
  И дошли до Господняго трона
Стоны сердца его: умер он,
И в тот миг к Аврааму на лоно
Хором ангелов был отнесен.
  Итак, тот, кто людьми был оставлен,
Самим Богом на небо был взят,
В Его царствии вечном прославлен
Полнотой несказанных отрад;
  Кто валялся с смердящими псами,
С этой стаей заброшенной жил,
Тот вдруг ангелов светлых чинами
Окружен и обласкан там был;
  На земле кто от пира людского
Получить даже крошек не мог,
Тот в селениях мира иного
С отцом верных со славой возлег.
                II.
  Пришло время, богач беззаконный
Также смертью, конечно, был взят,
И над прахом его похоронный
Пышно все совершили обряд,
  Но в губительной пропасти ада
Он душой оказался своей,
Отлетели веселье, отрада,
Бедняков он стал всяких бедней;
  Пищей той не привык он питаться,
Что одна дает духу покой,
И вот начал он крепко нуждаться,
Страдать голодом, жаждой лютой.
  Он восторгов любви благодатной
К Богу в мире земном не познал,
Лишь плотскими сластями развратно
Живя там он себя утешал.
  Их не стало, и вот оказалась
Жизнь его безотрадно пустой,
Бытия вдруг вся цель потерялась,
Стал терзаем он жуткой тоской,
  Точно пламя она сожигала
Его душу, и вот вспоминать
Она жизнь отлетевшую стала,
Безразсудство ея осуждать.
  Когда б знал я, что мука такая
Здесь нас ждет (богач стал так судить)
То ужель б решился тогда я
Так свои дни проводить?
  Но никто мои мысли и волю
Не сумел там от сна пробудить
И вот должен я злую несть долю,
Дни в несносных мученьях влачить.
  Правда, были у нас там пророки,
Даровал нам закон Моисей,
Но одни их святые уроки
Разве могут спасти от страстей?
  Крепкой силой, суровою властью,
Вот чем должно их буйство смирить,
Вот где путь нам к покою и счастью,
Вот что может нам рай подарить.
  И вселенной Владыка верховный
Мог бы силу Свою проявить
И наш род развращенный греховный
К Себе враз и навек обратить;
  Яви лишь Он великое чудо,
И весь мир покорился б Ему,
Вмиг не стало б развратного люда,
Все б Творцу отдались своему.
  О, когда б кто не только словесно
Мне всю истину ясно раскрыл,
Но и силою неба чудесной
Крепко слово свое подтвердил!
  Все бы страсти свои и пороки
Я со страхом отвергнул тогда,
От земли в мир вознесся высокий,
Убоявшись Господня суда.
  Так мечтал нечестивец страдая
И ропща на судьбу без конца,
Не себя одного обвиняя
Но и волю благую Творца.
  Был в громадном еще разстояньи
Он от светлых небесных высот,
Не имея того покаянья,
Что одно нас в края те введет,
  И не видя он славы Господней,
Его благости светлых лучей,
Продолжал в глубине преисподней
Гореть в жажде ужасной своей.
                III.
  Но вот как-то он, мучим жестоко,
К небу взором вознесся своим
И увидел там в выси далекой
Авраама и Лазаря с ним;
  Да, блаженство того нечестивый
Несказанное вдруг усмотрел,
От кого отвращался брезгливо,
Когда он голодал и болел,
  И в нем с новою силой роптанья
Поднялися на злую судьбу,
Но блеснул в нем и луч упованья,
Что души его скорбной мольбу
  Примет предок его знаменитый,
Что потомку подаст своему
Руку помощи он, и защитой
Будет в бедствии горьком ему,
  И вознес он такое моленье
К Аврааму из адских глубин:
«Отче мой! окажи сожаленье
Тому, кто есть твой гибнущий сын,
  Сам ты видишь, как тяжко я стражду,
Ни на миг нет покоя здесь мне,
Нестерпимую чувствую жажду
Я в негаснущем этом огне,
  Так, прошу тебя, каплю хоть влаги
Пошли в бедную душу мою,
Как о высшем молюсь тебе благе
Я об ней в этом знойном краю;
   Я, конечно, о том не мечтаю,
Чтобы сам ты явился в наш край,
О том только тебя умоляю:
Повеление Лазарю дай,
  Чтоб конец хоть перста он водою
Для меня потрудился смочить
Дабы каплей прохладною тою
Мне изсохший язык освежить».
  Так богач у того состраданья
И единой хоть капли искал,
Кто сам в горькие дни в подаянье
Со стола его крошек желал.
  Но что праотец грешному сыну
На моленья его отвечал?
«Не ропщи на свою ты судьбину, -
Так его он тогда вразумлял;
  Бог с тобой поступил справедливо,
Дал тебе Он там много отрад
И провел ты все дни там счастливо,
Но за то здесь сужден тебе ад;
  Наслаждаясь, ты воли Господней
Исполнять не хотел и не мог
И за то в глубину преисподней
Правосудный послал тебя Бог;
  Вкус утратил ты к благам духовным,
Живя там лишь в утехах плотских,
И вот с скрежетом должен зубовным
Ты томиться здесь в муках лютых.
  И сам счастье избрал ты земное,
А благ неба искать не желал,
Кто же в том виноват, что в такое
Здесь страданье теперь ты попал?
  А вот Лазарь, ища на земле там
Вечных благ, в скорбях жизнь всю провел,
И он здесь наслаждается светом,
Пира вечного славу обрел.
  И зачем ты меня умоляешь,
Чтоб его я отправил в ваш край?
Неужели того ты не знаешь,
Что великою пропастью рай
  Отделен от обителей ада,
И из нас к вам никто не пройдет,
Да и вам не даст эта преграда
До небесных достигнуть высот?
  Далеки от Отца вы творенья,
У вас ропот и злая хула,
А у нас Ему благодаренье
Раздается всегда и хвала».
                IV.
  Так сказал Авраам, не смутился
Этим словом богач, и опять
С просьбой грешной к нему обратился,
Стал за братьев своих умолять.
  «Если мне в стране тьмы и печали
Дано вечной терзаться тоской,
То прошу тебя, отче, нельзя ли
Послать Лазаря в дом мой родной?
  Живут пять моих братьев еще там,
Пусть раскажет он им обо всем,
Чтоб сильней они к Божьим высотам
Устремлялись там в мире земном,
  Дабы их не постигли мученья,
В каких мне суждено пребывать».
Авраам на такое прошенье
Так ему соизволил сказать:
«У них есть Моисей и пророки,
Пусть внимают речам они их
И, отвергнув грехи и пороки
Мук они не увидят таких».
  «Нет! ответил богач беззаконный
Недостаточно слов им одних,
Тогда только свой нрав развращенный
Они прочь отметут, когда их
  Спящий разум и чувства пробудит
Сила чуда какого-нибудь,
Их лишь знаменье неба понудит
Стать на Божий спасительный путь,
  И вот если б из мертвых воз ставши,
Пришел Лазарь в пределы земли,
От него суд Господень познавши,
Жизнь святую они б повели».
  «Моисей и пророки святые,
Сказал праотец верных тогда,
«Когда души учили людския,
Чудес много творили всегда,
  Но не все преклонились покорно
Перед силою знамений тех,
Большинство их отвергло упорно,
Впало в тяжкий неверия грех,
  Не уверит и Лазарь возставший
Развращенных и грубых людей,
Что законы и совесть поправши
Отдались злым внушеньям страстей.
  Полн Всевышний любви безконечной,
Потому Он не нудит людей,
Он желает, чтоб нрав свой безпечный
Они бросили волей своей,
  Чтобы были они не рабами
Пред безмерным величьем Творца,
Но свободными стали сынами,
Возлюбивши Его, как Отца.
  Сила чуда и страха блаженства
Никогда не даст душам людским,
Лишь свободной любви совершенство
Подарит счастье вечное им.
  Так не требуй от Господа чуда,
Но сам сердце к Нему обращай,
Кроткий любящий нрав, вот откуда
Придет людям величье и рай.
  Ищи Бога душою беззлобной,
Стой пред Ним во смиренной мольбе,
Только злая гордыня способна
От Него просить чуда себе.
  Так яви ж пред Творцом покаянье,
Без роптанья Ему покорись,
И от адского будешь страданья
Возведен ты в блаженную высь;
  Скорбь раскаянья только преграду
Между раем и адом сотрет,
Возратит тому снова отраду,
Кто от света во мрак отпадет.
  Без него же тебе облегченья
Дать не можем ни Лазарь, ни я,
И во веке там в бездне мученья
Душа будет томиться твоя.
                27окт.
   
                ххх
  О Христе! когда же Ты нам
Дашь смиренья благодать,
Чтоб Тебя лишь Властелином
И спасителем признать?
  Укроти ж умов гордыню,
Исцели их слепоту,
Дай познать Твою святыню,
К Твоему склони кресту;
  Дай понять, что не насильем,
Не свирепою рукой,
Но святой любви обильем
Ты спасаешь род людской,
   И что все людское счастье
Заключается лишь в том,
Чтоб отвергнув самовластье
В единеньи жить с Творцом,
  Полюбить Его всецело,
Как единого Отца
И в нечестьи закоснелый
Нрав отринуть до конца.
  А иначе мы во власти
Злых останемся страстей,
А тогда ведь и напасти
Не отступят от людей;
  Мы в своих имея взорах
Лишь утехи благ земных,
Будем жить всегда в раздорах,
В ссорах диких, войнах злых,
  И нас в этом безпорядке
Вечно будет грызть нужда,
Бедность, тяжкие нехватки
Не оставят никогда.
  Так возлюбим совершенство,
Свет любви, небесный мир,
И в наш край придет блаженство,
Изобильный, светлый пир.
                27окт.


 





      
 

 



 


 
 




 


Рецензии