Конкурс - Алфавит. Прозаизмы

    Дорогие друзья и все, желающие развивать своё творчество!

  Продолжаем обретать навыки применения  средств выразительности в наших    творениях!

   Продолжаем наш проект "Алфавит"!

  В текущем конкурсе "Метаморфозы жанра. Урбанистическая поэзия" мы столкнулись с таким понятием средства выразительности, как ПРОЗАИЗМ. Как мы увидим ниже, надо обладать тонким художественным, эстетическим вкусом, чтобы, во-первых, суметь распознать это явление в поэтическом тексте, а во-вторых, правильно его использовать не в ущерб восприятию.  Должна быть правильно поставленная задача. Чем мы и займёмся в этом конкурсе Алфавита.

 На этот раз мы пройдём по тонкой грани между нежелательным проявлением и средством выразительности.

ПРОЗАИЗМЫ  - обычно понимаются такие выражения в строе поэтического языка, которые взяты из языка разговорного или научного. В таком смысле употреблено, например, слово «прозаизм» Пушкиным в одной из строф отрывка: «Октябрь уж наступил», в которой Пушкин говорит о своем самочувствии осенью:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн: таков мой ОРГАНИЗМ
(Извольте мне простить ненужный ПРОЗАИЗМ).
                (А. С. Пушкин; «Осень», 1833).

   Но уже в этих стихах эпитет «ненужный» (а известно, какой точностью отличаются Пушкинские эпитеты) указывает на то, что, по мнению Пушкина, могут быть и «нужные» прозаизмы. И, действительно, в заметке: «О смелости выражений» Пушкин насмешливо говорит о французах, что они «доныне еще удивляются смелости Расина, употребившего слово pav;, помост» и что поэт «Делиль гордится тем, что он употребил слово vache». Уже отсюда видно, что Пушкин признавал условность понятия «прозаизм». «Истинный вкус» замечает он, «состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Вот именно «соразмерность» и «сообразность» и решают в конечном счете, является ли то или иное выражение (положение) прозаизмом или нет.

   Подходя таким образом к прозаизмам, надо иметь в виду две возможности:
1) есть такие выражения и положения, которые ощущаются, как прозаизмы, безотносительно к тому, встречаются ли они в стихотворной или нестихотворной речи, т.-е. прозаизмы, как нечто по существу противное художественному мышлению,

2) есть выражения и положения, воспринимаемые, как прозаизмы, только на фоне стихотворной речи.

   Что касается прозаизмов первого рода, то следует сказать, что прозаизмами являются всякие отвлеченные положения, не выявляющие целостного синтетического устремления автора. Политические или эстетические раздумья героев известного повествования или самого автора (в художественных произведениях) не будут прозаизмами только в том случае, если они носят печать синтетического мировосприятия автора, если они в соответственном плане отражают это мировосприятие. Дело в том, что прозаическому мышлению свойствен абстрактный подход к известному явлению. Так, химик видит в явлении только его химическую сторону, физик — физическую и т. д. Художник же берет явление в его неразрывно целостном виде. Отсюда понятно, какая должна быть разница между политическими раздумиями политика и подобным же раздумиями, вводимыми автором в художественное произведение. Для первого — политическая сторона известного явления покрывает все остальные его стороны; для второго же она — только одна из частностей этого явления. Художественный образ явления получается лишь в результате слияния таких частностей на фоне некоторого единого начала, характер которого и определяет синтетическое мировосприятие автора. Таким образом, не являются, например, «прозаизмами» этические раздумия героев Достоевского. Эти раздумия представляют лишь один из моментов того сложного целого, которое живописует Достоевский и которое и в общем, и в частностях служит ему для выявления образа его мировосприятия — борьбы в мире добра и зла. Но те же этические раздумия становятся чистейшим прозаизмом, едва только они приобретают самоценность и даются не на фоне некоторого целого, а как выражение односторонней «точки зрения». Мы встречаемся с подобным явлением в разного рода тенденциозно-нравоучительных произведениях... Так разрешается вопрос о прозаизмах первого рода, прозаизмах, так сказать, по существу.
Что касается прозаизмов второго рода, то прежде всего надо подчеркнуть их условность. Так, например, всякого рода научные термины долгое время воспринимались на фоне стихотворной речи, как прозаизм, а между тем существует так наз. «научная поэзия» (см.). Разговорная речь, также изгонявшаяся из стихов, может стать особым приемом «снижения» торжественности языка в пародии (см.) или даже в чистой лирике, как мы это видим в творчестве Ахматовой. «Соразмерность» и «соответствие» разговорной речи всему творчеству поэтессы делает ее прозаизмы поэтическими.

    Вообще, наблюдающееся за последнее время сближение между стихом и художественной прозой все более и более суживает понятие «прозаизм». Любопытно при этом отметить, что у некоторых художников (Белый и др.) проза приобретает как раз такие черты, которые в стихах нас теперь раздражают: нарочитую гармонизацию звуковую и ритмическую. Современные стихи с их резко подчеркнутым бегством от певучести (реакция против Бальмонтовского, Блоковского и т. п.) и изломанными, еле уловимыми ритмами, становятся, таким образом, как бы «прозаичнее» прозы. Но, несомненно, что поэзия и проза, взаимно оплодотворившись, дадут в результате некоторый сплав, одинаково пригодный для мерной и немерной речи. С этой стороны противопоставление стихов и прозы на наших глазах уничтожается. Впрочем уже и Пушкин смеялся над некиим поэтом, который говорил гордо: «пускай в стихах моих найдется бессмыслица, зато уж прозы не найдется». Отмечая различие между поэзией и прозой, Пушкин писал: «Проза требует мыслей и мыслей; блестящие выражения ни к чему не служат: стихи дело другое...». Но к этим словам Пушкин сейчас же прибавляет: «Впрочем и в них (в стихах) не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно...». Современные поэты тем не менее должны, конечно, бояться «прозаизмов» в виде «идей» и простых разговорных выражений. Наша строгая эпоха — эпоха остролинейной графики, а не мягких красочных мазков и от поэзии в целом (поэтов и прозаиков) она прежде всего требует нового осознания нового мира. Современному поэту, при творческом осмысливании им мира, угрожают следовательно не мелкие прозаизмы языка, число которых будет все более и более суживаться, ибо поэзия все больше становиться жизненным делом, а поэт — участником жизненного строительства. Враги современного поэта — такие прозаизмы, которые превращают синтетическое творчество поэта в аналитику отвлеченных «точек зрения» прозаика, в указанном выше смысле.

                ЛЕКСИЧЕСКИЕ СТИЛИ РЕЧИ

   Согласно исследованиям знаменитого русского учёного М. В. Ломоносова в зависимости от сферы применения слов различают следующие лексические стили языка:
 - высокий;
 - средний;
 - низкий;

  Поэтому прозаизмами в начале XIX в. были слова, имевшие поэтические синонимы. Например, слово «корова» в стихах заменялось словом «телица», «лошадь» – «конь», «глаза» – «очи», «щеки» – «ланиты», «рот» – «уста».* Поэтическая синонимика была канонизована стиховой традицией. Введение разговорного синонима почиталось за «прозаизм». Таким же прозаизмом звучит в стихе употребление научного или технического термина.

* А.П. Сумароков писал: «в славенских наших книгах конь лошадью нигде не называется, и слово «лошадь» хотя и неисходимо нашему языку присвоено, однако всегда пребудет словом низким, как «кафтан» и все новые, некстати введенные в наш язык, дикие слова». Рассуждение это характерно для стилистики XVIII в.

                Прозаизм в русской стилистике

   В поэзии ярко выражена лексическая традиция. В стихах часто встречаются слова, которые давно вышли из употребления. И напротив: в поэтические тексты редко проникают слова, которые относятся не к характерному поэзии стилю, а к текущей бытовой речи. Русская стилистика XVIII в. не одобряла вторжение прозаизмов в поэтическую речь, поскольку прозаизмы считались «простыми», «нестилевыми» словами, которые нарушали единство речевого стиля и изображали «непоэтичные» стороны жизни. Знаменитый поэт и литературный критик А. П. Сумароков утверждал, что «все новые, некстати введенные в русский язык, дикие слова» всегда будут «низкими» словами.

   Устранение прозаизма из поэтической речи осуществлялось путём замены слов научно-технической терминологии архаизмами, перифразами и всякими обобщёнными выражениями, непрямыми обозначениями вещей без оттенка профессиональной лексики. Например, В. А. Жуковский в поэме «Певец во стане русских воинов» (1812), упоминал щиты, стрелы, мечи. Автор преднамеренно не называл новых видов оружия, избегая таким образом военных терминов. В XIX в. прозаизмами назывались слова из обыденной речи, которые в стихах заменялись поэтическими словами. К примеру, вместо слова «лошадь» применялось «конь», «щёки» – «ланиты», «глаза» – «очи».

   Включение разговорного слова или научного термина в стих определялось как прозаизм. В силу склонности к созданию контраста прозаизмы прежде всего проникали в стихи сатирического или пародийного характера, который достигался посредством несоответствия тематического содержания и речевого стиля. Затем использовались в «высокой» речи стихотворных произведений и опознавались как атрибуты «низкого» стиля речи.

  Прозаизм и стилизация Прозаизмы внедряются в речь, которая отличается от разговорного стиля, и выступают средством создания лексического контраста. Слова инородной лексики, введённые в текст, выделяются из общего контекста и получают весомое смысловое значение. Прозаизмы используются в создании стилизаций под разговорную речь. Для создания избранного лексического стиля в стихотворении преднамеренно употребляются слова, свойственные языку конкретной социальной группы. Таким образом, прозаизмы проникают в поэзию не только в результате случайного просторечия, а и путём введения стилизованной лексики. Прозаизмы в русской поэзии Несмотря на отвержение прозаизмов стилистикой, прозаизмом увлекались великие русские поэты: А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», 1820), Н. А. Некрасов («Убогая и нарядная», 1859), Н. А. Добролюбов («Уличенный мздоимец», 1861), А. А. Блок («Ночь, улица, фонарь, аптека…», 1912), В. В. Маяковский («Разговор с фининспектором о поэзии», 1926) и др. Н. А. Некрасов вводил в лирику такие «низкие слова», как «брюки», «микстура», «администрация». А. С. Пушкин критиковал и высмеивал перифрастический стиль. Поэт использовал слова и словесные обороты народного языка, которые считались придворной дворянской знатью и литераторами из того же окружения неприемлемыми прозаизмами.

  Пример прозаизма: Я снова жизни полн – таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм). (А. С. Пушкин; «Осень», 1833).

              ФУНКЦИИ ПРОЗАИЗМОВ

  Введение прозаизмов в художественный контекст способствует сближению письменного языка с устной речью. Контраст речевых стилей, соотносящихся в произведении, усиливает выразительность высказывания, подчеркивает конкретные языковые элементы (лексические или фразеологические). При использовании прозаизмов важное значение занимает соблюдение чувства эстетической меры, особенно в жанре «научной поэзии» (сциентизм).

          Современное значение

     Прозаизмом увлекаются представители авангардистской литературы, считая, что в такой способ приближают поэзию к жизни. В современном понимании наличие прозаизмов в тексте трактуют как связь поэзии с другими стилями письменной речи (научным, публицистическим)

Примеры прозаизмов в современных стихах:

И нужно АУДИТ своей души
Успеть закончить перед Новым годом.
ПАССИВ с АКТИВОМ привести к нулю,
Выказывая всю свою наивность,
Когда в ПАССИВЕ: я тебя люблю,
В АКТИВЕ: без надежды на взаимность.
                (Людмила Некрасовская)

Два САПОГА отдал я старшине
В последний день моей армейской СЛУЖБЫ,
И прапорщик, всем сантиментам чуждый,
Швырнул привычно их к стене.
Ещё и буркнул недовольно мне
В своей каптёрке, вымытой до блеска,
Что нерадивость, мол, имела место,
А бережливости – в помине нет.
                (Владимир Спектор)

   Здесь бухгалтерский слой лексики Людмилы выделяет, подчёркивает трагичность безответной любви. А у Владимира использованные прозаизмы (канцеляризмы) обоснованы как тем, что это стиль речи, привычный для персонажа (прапорщика), так и сравнением официальной подписи на документе с росчерком веточки в воздухе. Поэтому неловкого эффекта не случилось. Наоборот, прозаизмы придали целостность художественному образу.

Итак, выделим главное:

      Прозаизмы – выражения из бытовой, канцелярской и прочей прозаической речи, выглядящие в составе стихотворения как инородный материал, непреднамеренное смешение в одном стихотворении разных лексических слоёв речи. Правильнее было бы назвать это эклектикой стиля. Иногда, для создания нужного автору эффекта, такое смешение лексики допустимо, если в результате воспринимается читателем в нужном для поэта ключе. Чаще всего – для небольшой дозы иронии, чтобы возвышенное стихотворение не звучало слишком пафосно. Если же произведение с начала до конца идёт на умеренном лирически-возвышенном настрое и не предусматривает никаких отклонений, слова из разных лексических слоёв воспринимаются просто как стилистическая НЕГРАМОТНОСТЬ автора:

С ней набирала зёрен горсть,
Картошку мёрзлую ВКУШАЛА,
И где взяла собака кость,
Я так же, как она, не знала.

  Подумайте: какой эффект от этого самого «вкушала»? Что получится, если к бытовой лексике пришпилить возвышенное устаревшее слово? Всё равно как к бедному костюму Золушки прицепить огромный шёлковый бант. Разве в этом красота? Куда уместней бы смотрелось, если бы тот же бедный наряд был просто выстиран и выглажен.

Но порою мне голос твой нежный
Льётся в УШИ вновь издалека.

  Здесь «уши» заставляют нас засмеяться, а не посочувствовать автору, у которого умерла жена. Вообще с названиями частей тела надо быть аккуратнее, использовать их в лирическом стихотворении лишь в случае крайней необходимости, потому что эффект, произведённый «ушами», способны в определённых случаях произвести и ноги, и груди, и спины и т. д.

Музыка жизни слышна из пелёнок, –
Звуки призывные кровной любви...
Нотки знакомые шлёт нам ребёнок –
ГЕНЫ НАСЛЕДИЯ сердцу близки

   Если бы не «гены наследия», была бы нормальная, в меру бытовая, в меру лирическая строфа, но с такой псевдонаучной лексикой она похожа на полное безобразие. Авторы порой считают, что чем «научнее» или «стариннее» лексика, которую они используют, тем возвышеннее стихотворение. Но это не так! Слова внутри произведения обязаны друг с другом гармонировать, сочетаться. А вместо этого получается дисгармония неестественно соединённых слов. Зачем, к примеру, в лирическом стихотворении такие термины, как «позитив», «контакты»? «Я не люблю друзей лукавых,/ Кто, беспредметно теребя,/ КОНТАКОВ жаждет для забавы», «Твой ПОЗИТИВ – им в горле кость» – и это в душевном произведении о друзьях!

   Надо развивать вкус, чтобы правильно использовать этот стиль эклектики в поэзии. Выделим возможные ситуации оправданного употребления прозаизмов в тексте:

1) придание целостности образу за счёт использования канцеляризмов, научных терминов и др. если персонаж жанровой сцены имеет определённую профессию - бухгалтер, прапорщик, учёный и т.д. И прозаизмы в данном случае могут удачно дополнить художественный образ, не вступая с ним в противоречие

2) введение небольшой иронической ноты ради снижения излишнего неуместного пафоса. Однако, если по тексту всё идёт гармонично и без прозаизмов, и не ожидается никаких отклонений, то такие единичные вкрапления прозаизмов могут наоборот испортить впечатление

3) придание естественности через включения в эпические или лиро-эпические произведения слова прямой речи, которая соответствует жизни и не оторвана от реальности

4) дополнение образного восприятия через метафоры, которые рисуют прозаизмы. Росчерк веточки в воздухе, как любовное послание и прочие сравнения, которые вносят своеобразную краску через подобную эклектику речевого стиля

5) Общая направленность по содержанию поэтического текста предполагает включение слов из лексики повседневной жизни или из научных названий (к примеру в жанрах Урбанистическая поэзия, гражданская лирика, военные стихи)

  Поэзию лирическую отличает образность, метафоричность, воспарённость над грубой действительностью, прочувствованность, душевность. В любом случае над быт очень осторожным в употреблении, чтобы не нарушить органичность. Особенно со словами - названиями частей тела. Поэзия это не любит.
Но с другой стороны, выхолащивая поэтический язык от грубых бытовых, повседневных слов, можно начать злоупотреблять архаизмами и неуместными искусственными красивостями.

  Развивайте вкус, поэты! Доверяйте своему чувству! Пишите о том, что вам близко и понятно!
______________________________________

               Итак, переходим конкретно к заданию:

   Наш проект называется Алфавит и за каждым участником закрепляется какая-то одна буква. Именно на эту букву должны начинаться все ПРОЗАИЗМЫ в вашем поэтическом тексте. Посмотрите выделение слов в примерах! Первая буква в выделении и будет начало Прозаизма, но уместного - не забываем об этом.

===============================================

Итак, задание:

1) выбрать любую свободную на данный момент букву алфавита. Каждому участнику – одна  буква. На одну букву пишет только 1 участник. Сообщить о выборе буквы  ведущей  на почту (личные сообщения не работают): ignattur@gmail.com

 По этому адресу также принимаются готовые произведения. Исправления возможны и многократно. Конкурс проходит анонимно. (Обязательно ведущая должна ответить, если не отвечает пишите или в Личные Сообщения Маллар Ме или сообщайте в рецензии к этому конкурсу, что Вы желаете участвовать, но ответа от ведущей нет)

2)написать стихотворение, отвечающее всем законам классического стихосложения с использованием такого средства выразительности, как ПРОЗАИЗМ в лучшем его проявлении.  (Пример на букву А: И нужно АУДИТ своей души...)

 Верлибр и белый стих приниматься не будут. ТОЛЬКО РИФМОВАННЫЕ ТЕКСТЫ!

3) в стихотворении должно быть от 8 до 32 строк. Размер строки - не более 6 стоп.

4) Стихотворение принимается написанное специально на этот конкурс,  ранее написанный и опубликованный текст будет сниматься с конкурса. Жанр Вашего произведения может быть любым!

5) Тема свободная, однако, стихи, призывающие к насилию, затрагивающие  острые политические вопросы, способствующие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, имеющие двусмысленное содержание с намёком на пошлость, будут отклонены. Также не будут приниматься тексты, содержащие слова тюремно-воровского жаргона.

6)стихи, бессмысленные по содержанию, приниматься тоже не будут.

КОНКУРС ПРОХОДИТ АНОНИМНО!

  Приём работ до 1  АПРЕЛЯ!!! После будет объявлено голосование, которое будет проходить частично анонимно, без имён. По результатам голосования будут разыграны призовые места:

1 место:  500 баллов
2 место:  400 баллов
3 место:  300 баллов. (Или более, в зависимости от количества участников)

(Если будет участников меньше 7 - значит, победитель будет определяться один. Приз - 500 баллов)
_______________________
 
На данный момент принято стихотворений - 8.
Выбранные буквы алфавита: А, Б, Д, Е, М, О, П, С.
_______________________

   Друзья, присланные работы можно всегда исправить! Присылайте, и исправления тоже! Если ведущая не отвечает по почте, сообщите об этом сюда о желании участвовать для дальнейшего общения!

  Да не покинет вас вдохновение! Удачи! Верю в Ваши таланты и трудолюбие! Жду!

Присылайте ЗАЯВКУ НА ПОЧТУ: ignattur@gmail.com

Иллюстрация: Сальвадор Дали

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём произведений закрыт! Голосование...

Маллар Ме   02.04.2023 12:52     Заявить о нарушении
Голосование для участников открыто http://stihi.ru/2023/04/02/4449

Маллар Ме   02.04.2023 14:04   Заявить о нарушении