Пророк Аввакум

«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена». (Аввакум 2:5)

   Аввакум (Habakkuk) восьмой из двенадцати малых пророков Ветхого Завета.
Происхождение точно неизвестно, но, на основании свидетельства самой книги Аввакума, местом проповеди Аввакума считается Иудея, скорее всего Иерусалим (Авв 2.7), во время предсказанного им первого нашествия халдеев (Авв 1. 6), т.е., при царе Иоакиме.  Есть и другие версии времени его жизни, которые следуют из его описания иудейского общества: так, возможно он жил при царе Езекии (между 714 и 700) или царе Манассии (см. http://stihi.ru/2022/05/02/6581). Версия жизни Аввакума во времена царя Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590) является доминирующей в научной литературе.
   Книга Аввакума делится на две части. «Пророческое видение» относится к первым 2 главам, основной темой которых является предсказание о грядущем нашествии халдеев и обличение неправедных народов; «Молитва Аввакума, пророка, для пения» выделяет теофанический псалом, изображающий будущий суд Господа (Авв 3). 
    В первой главе (1. 2-2. 5) ставится центральная богословская проблема всей книги - проблема теодицеи:
как Творец, правящий миром и историей, может допускать притеснение праведных (1. 11-12) нечестивым народом. В ответ Бог даёт пророку предсказание о нападении халдеев, посланных им как наказание с целью восстановить Закон. Пророк оплакивает насилие, творимое нечестивым народом халдеев, и получает ответ Господа, раскрывающий Промысл Божий в истории: всё насилие и высокомерие врагов будет уничтожено, спасён же будет тот, кто верен Богу. Кроме того, из текста понятно, что Господу подчиняются и языческие державы, которые он использует как инструмент своего действия в истории (с целью восстановить закон) и которые сами потом становятся объектом его карающего суда. Умно.
Ну смотрите.
«Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.
Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.
Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им:
"горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!"
     «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты, и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою».
   «Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».
    Дальше об язычестве: «Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!»
    На мой взгляд, текст применим к любому диктатору, нечестному человеку или язычнику, если не знать, что имеются в виду халдеи, то бишь, Ново-Вавилонское царство, то не угадаете ни за что.
   Дальше приводятся конкретные проклятия халдеям (пять) за их жестокость, беззаконие и идолопоклонство.
   Третья часть — «молитва пророка Аввакума, для пения» (3. 1-19)- изображает пришествие Судии мира, и толкуется христианской традицией как содержащая мессианские предсказания о боговоплощении Иисуса Христа (3. 3), а именно «Бог от Фемана грядёт и Святой — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля». (по христианской интерпретации, мне не понятно, почему здесь речь об Иисусе Христе).
    «Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской».
«Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассёк землю. Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своём пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
     Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями главу вождей его.
     Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сём задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его».
     Не видно тут никакого мессии, Бог здесь – явно бог первобытного народа со стрелами его и копьями его. И весь этот тарарам с рассечением земли и встрепенувшимися горами только для того, чтобы читающий понял, что не избежать ему «грабителя его». Такая вот грустная история с пророком Аввакумом.
    Мнение талмудистов, что Аввакум был сыном Сонамитянки, которого воскресил Елисей (4 Цар. 4), не имеет оснований, иначе Аввакум должен был быть старше 300 лет.
В общем, немногословный лаконичный пророк эпохи завоевания и гибели Иудеи и Израиля.
Из цикла «Патриархи, цари и пророки Израильские».

Пророк Аввакум. Купол пресбитерия. Центральный неф. Cобор Святого Марка (ИТАЛ. BASILICA DI SAN MARCO) – Кафедральный собор Венеции.

17.3.2023


Рецензии