Анабаптисты Мюнстера

  Прошло тринадцать лет после обнародования Лютером его тезисов, и реформаторское движение охватывало всё большие территории Германии. В Мекленбурге, Померании, Голштинии признали евангелическое учение, в Вестфалии тоже всё шло к этому, но в Мюнстере произошли события, которые вообще не красят протестантизм.
    Папа Адриан VI, сын нидерландского башмачника и бывший учитель императора, не был похож на Борджиа, но своим указом запретил в Нидерландах под страхом смерти все частные собрания с религиозной целью (ранее 1523 года), чтения Святого Писания и всякие прения в частных домах о вере. Костры не угасали, монахи, более умевшие жечь реформаторов, чем их опровергать, продолжали топить костры человеческим мясом. А народ все-таки не был убежден. Сожжение тысячи еретиков не убедило ни одного человека. Но реформаторы заменили старые догмы на новые. Народ увидел, что диссиденты столь же склонны, как и паписты, прибегать к секире, костру и отлучению. Анабаптист Феликс Манц был утоплен в Цюрихе в 1526 году, в силу удобного изречения Цвингли: «Qui iterum mergit mergatur». Таким образом, анабаптисты подверглись при первом же появлении своём пламени церкви и воде цвинглианцев. 
    В Мюнстере пользовался большим успехом лютеранский проповедник, Бернгард Ротман, и евангелическое учение одерживало победу обычным путём, посредством диспутов и проповедей. Попытка реакционной партии, соборного капитула, рыцарства и епископа – голодом заставить город возвратиться к прежнему учению, не удалась: сделав вылазку, горожане успели захватить реакционных членов самого мюнстерского совета, рыцарей и соборных клириков, вследствие чего был заключен мир, предоставлявший Мюнстеру свободу сохранять аугсбургское вероисповедание (1533). К несчастью, Ротман был человек двуличный, склонявшийся к цвинглиализму, а вскоре пошедший и далее: он отвергал крещение младенцев. Совет, испуганный таким направлением, восстал против проповедника, тогда этот лукавый человек заменил свою открытую проповедь более опасной, тайной, дополняя ее самыми крайними началами анабаптистского толка. Обе стороны, и католики, и протестанты, восстали против такого учения, но это привело только к его укреплению и распространению.
     Поток новшеств вышел из берегов. Старинные богословские вопросы, смущавшие умы в первые столетия христианской веры (как, например, о соотношении естеств в Христе), всплыли снова и повели к самым рационалистическим решениям, и не одни одинокие мыслители стали противиться признанию Божественности Христа и считать Его лишь за предшественника тех, которые хотели добиться блаженства. В Зальцбурге появилась секта, утверждавшая, что всякий может творить добро, «от себя, как сам создан», - следовательно, отвергавшая грехопадение и первородный грех, или же учившая, подобно гностикам, что грешит одно тело, а душа не участвует вовсе в грехопадении. Но еще больше уклонений проявилось в жизни и обычаях. Некоторые считали греховным крещение младенцев, другие находили празднование воскресных дней противным христианству, не допускали военной службы и присяги, хотели преобразовать брак. Но больше всего многие восстали против нового церковного управления, находя в нем то же папство, сковывающее духовный полет.
     Смятенные умы поддались самым мрачным идеям, навеянным им образами Ветхого Завета и Откровения Иоанна. Им казалось, что наступает уже последнее время: скоро поднимется меч на истребление хананеян; все перворожденные в Египте должны быть умерщвлены, дабы процвело на земле истинное Евангелие и наступил брачный пир Агнца. И эти грозные бойцы, странствовавшие в одиночку по Германии, говоря об испорченности мира, о биче, ниспосланном в лице турок, о нарождении антихриста, о чудесах, ожидающихся на Востоке, возвещали о наступлении «Мира Господня». День и часы якобы были уже назначены, потому что полчища, с которых сняты печати, уже скопились на четырех частях света. Безбожные будут истреблены мечом Христовым; избранные уцелеют, и не будет тогда ни закона, ни властей, ни брака.
    Власти прибегали к карательным мерам, причём там, где применялись особенно жестокие наказания, а именно, в Нидерландах, секта перекрещенцев получила наибольшее развитие. Один пекарь из Гарлема, Иоанн Матисен, считался новым Енохом; оттуда отправились по всему свету апостолы, которые повсюду основывали небольшие общины, из десяти-пятнадцати человек. Некоторые из них появились и в Мюнстере, Ротман, исключенный из высшего общества, познакомился с ними и начал проповедовать в их духе о гибели мира. В конце 1533 года Мюнстер переполнился этими людьми, явился и сам Матисен со своим апостолом, портным из Лейдена (Ян Лейденский, настоящее имя Ян Бейкелсзон, 1509-15362). В феврале 1935 года перекрещенцы после выборов оказались в большинстве в городском совете. Они выбрали в бургомистры одного из своих фанатиков, Книпердолинка, овладели городам через несколько дней и захватили ратушу. Он воскликнул: «Вон детищ Исавовых! Наследие принадлежит детям Иакова». Этим был подан знак к изгнанию «безбожников», то есть противников секты. Противники вторичного крещения были изгнаны из города в метель и стужу.
    Вскоре город был обложен кёльнскими, клевскими и епископскими войсками, но это только усилило горячку в городе. Иконы в церквях, книги, рукописи, картины разрывались и предавались огню. Затем был введен новый образ жизни общины: всякое имущество становилось общим, каждое ремесло считалось должностью, за трапезу все садились как одна большая семья, но молча, и мужчины отдельно от женщин, при этом читалась глава из Библии. Обучались военному делу и носили оружие.
   В одной из вылазок был убит Ян Матисен, верховная власть перешла к Яну Бокельсону (фото 2), который был даровитым, хитрым и безнравственным человеком. Он принялся за устроение царства Божьего на земле. По их представлениям, Израилем должны были править двенадцать старейшин, и подобно временам Ветхозаветным, мужьям дозволялось иметь по нескольку жен. После объявления этого, многие обыватели возмутились, но они подверглись кровавой расправе: их захватили, привязали к деревьям, расстреляли или обезглавили. С этого момента начался настоящий террор.
    Именуя себя «Иоанн Божьей милостью царь Нового Израиля», Иоанн ввёл многожёнство, жил роскошно и сделал город ареной бесчисленных религиозно-фанатических выходок. Новое откровение, гласившее, что Ян Лейденский должен стать королем, привело к тому, что Мюнстер стал похож на дом сумасшедших: «конинг» Иоанн восседал на троне Давидовом, у него на золотой цепи висел шар земной. Однажды, при причащении, он обратил внимание на одного человека, который, по его мнению, был не в брачной одежде, и он отсек ему тотчас голову собственноручно. В городе каждый мог считать себя королем, императором, Самим Богом Отцом. Разврат, кровожадность и благочестивые упражнения смешивались здесь в чудовищный хаос.
    У самого Иоанна Лейденского было 18 жен (по другим данным – 40 жен), Главная из них была прекрасная вдова Маттисона, которая называлась царицею Сиона и носила солотую корону.
    Иоанн Лейденский делал много безуспешных попыток овладеть Амстердамом и Лейденом. Хотя вооруженные вторжения были отбиты, анабаптистское безумие  проникло в Амстердам, в феврале 1535 года семеро мужчин и пять женщин  сбросили с себя одежды и разбежались нагие по улицам, неистово крича: «Горе! Горе! Гнев Божий! Гнев Божий!» Их перехватали, но они упорно отказывались одеться. «Мы – нагая истина!» - утверждали они.  Через пару дней их казнили, а могли бы поместить в сумасшедший дом. Мученическая смерть представителей секты только способствовал её распространению.
    Но это безумие рождало храбрых: Мюнстер долго держался, наконец фанатизм не устоял перед голодом. В ночь на Иванов день (июнь 1535), сотни две ландснехтов перебрались через ров, кем-то из тех, которые скорбели по египетским горшкам с мясом, были предательски отворены ворота, начался кровавый бой. Злосчастный Ротман был убит в этой стычке. Король перекрещенцев и другие вожди попали в плен. По варварскому суду того времени сподвижники Иоанна были казнены, все 18 жён повешены, а сам Иоанн был подвергнут страшным пыткам, которые вынес с изумительной стойкостью. 22 января 1536 года вместе с Бернхардом Крехтингом и Бернхардом Книппердоллинком его пытали, а затем казнили. Каждый из троих был прикреплен к столбу железным воротником с шипами, а его тело в течение часа раздирали раскаленными щипцами. После того, как Книппердоллинк увидел процесс пыток Иоанна Лейденского, он попытался убить себя ошейником, используя его, чтобы задушить себя. После этого палач привязал его к столбу, чтобы он не мог убить себя. После, их языки вырвали щипцами, прежде чем каждый был убит горящим кинжалом, пронзившим сердце. После обезглавливания его тело, как и тела его ближайших сподвижников, были выставлены в железных клетках на башне церкви св. Ламберта, где эти клетки находятся и в настоящее время (фото 3). Так кончился этот кровавый кошмар, но самым худшим и неизбежным было то, что победители, вместе с анабаптическим учением, вырвали здесь с корнем и евангелистическое.
      После казни верхушки анабаптистов, строгость правительства обрушилась и на десятки тысяч невинных и честных людей, имевших столько же мало склонности к разврату анабаптистов, были хладнокровно перерезаны в Нидерландах по предписанию Карла V. В 1935 все еретики были осуждены на смерть императорским указом, изданным в Брюсселе: раскаивавщихся приговаривали: мужчин – к смерти на плахе, женщин – к зарытию заживо в землю, упорствующих – к сожжению на костре. Этот и подобные указы были законом для страны в продолжение двадцати лет и строго соблюдались.
    Я соблюдал стиль и (частично) орфографию источников, причины таковы: в сущности, вся информация по затрагиваемым вопросам в Википедии и т.д. из тех же источников, только язык слегка исправлен, так что лучше читать первоисточники, всегда, в любой науке.
    К сожалению, история анабаптистов – чудовищный пример зомбирования части населения некоторыми вдохновителями, еще раз показывающий, что неистовая вера приводит к ужасающим последствиям как для главарей, так и для обычного населения, ни в чём не повинного, и у которого совершенно не было выборы. Постоянно в голову приходит история неистового монаха Савонаролы (см. http://stihi.ru/2021/01/28/935).
Справка.
Анабаптисты, или перекрещенцы, то есть «вновь крещёные», название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, полученное ими от своих противников. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещёнными» (нем. T;ufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной протестантской традиции Магистерской Реформации и даже католицизма у одних представителей, до весьма странных, порой радикально-сектантских проявлений у других. Проблема неоднородности усугубляется тем, что анабаптистами нередко называют все группы, составлявшие движение Радикальной Реформации (анабаптисты, спиритуалисты, социниане и другие), хотя историки предпочитают их различать. Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте. Представители радикальной части анабаптистов (многие из которых придерживались коммунистической идеи общности имущества, а некоторые и общности женщин) приняли участие в Крестьянской войне в 1524—1525, образовали Мюнстерскую коммуну 1534—1535, и в конце концов были уничтожены. Другая часть занимала более умеренные позиции, придерживалась пацифизма (Гребель, Симонс, Марпек) или даже сотрудничала с местными властями (Губмайер). Она сохранилась до настоящего времени в форме общин меннонитов, гуттеритов и амишей, кроме того к анабаптистам обычно относят братьев (данкеров). Идеи умеренных анабаптистов оказали влияние на формирование общин английских баптистов в Нидерландах в XVI веке.
Анабаптизм после Мюнстера. Подавление происшедшего в том же году восстания в Амстердаме, в ходе которого погибло около 30 тыс. человек, а затем и восстания в Генте в 1539—1540 годах, привели к окончательному ослаблению радикального крыла в анабаптизме. Хотя и после того находились верующие в скорое наступление тысячелетнего царства, но агрессивный период перекрещенства окончился. В Нидерландах и Нижней Германии возобладали пацифистские идеи Гребеля и Марпека. Менно Симонс, перейдя в анабаптизм, возглавил движение в Нидерландах, открыто осуждая войну и ношение оружия. В скором времени из-за гонений большая часть анабаптистов эмигрировала с континента в Англию, где они изменили своё название на меннонитов, по имени Менно Симонса. Часть, под руководством самого Симонса, переселилась в Данию, где им было дозволено жить. Основываемые ими общины мало-помалу теряли политический характер и осуждали войну и ношение оружия.

Цикл «Ереси, секты, ордены, апокрифы»
Кроме того, этот текст можно считать пояснением к стихам «Когда литовцы и поляки…», 4 февраля 2023. См. http://stihi.ru/2023/02/04/696

Использовались:
1. Оскар Iегер «Всеобщая история», С-Петербургъ, Издание А.Ф.Маркса,1904.
2. Д.Л.Монтлей. История Нидерландской революции. С.-Петербургъ, Издание книжного магазина Яковлева. 1865
3. Ванъ-Мюйденъ. История Швейцарского народа. С.-Петербургъ. Издание Л.Ф.Пантелеева. 1898. (об Ульрихе Цвингли)
Фото:
Ян Бейкелсзон (Иоанн Лейденский) 1509-1536

23.2.2023


Рецензии