Конкурс - Метаморфозы жанра. Февраль 2023

   Друзья!

  Продолжаем работать над развитием жанра, который определяет форма. Иногда хорошим и полезным оказывается давно забытое старое. Именно это нам предстоит проверить. И ещё коеч-что... Посещая наши конкурсные проекты в Клубе Маллар Ме, может сложиться впечатление, что они слишком независимы друг от друга. И нам предстоит опровергнуть такое возможное предположение. В данный момент многие ломают голову над тем, как описать на конкурсе "Времена года" цветок Одуванчик. Название имеет 9 букв. И самое время обратить внимание на строфу в 9 строк! Да-да, именно этим мы сейчас займёмся. И кто знает, может быть, кому-то это поможет участвовать в двух проектах одновременно! Почему нет...

         Итак, ФЕВРАЛЬ - 2023 объявляется месяцем жанра по форме:

                СПЕНСЕРОВА СТРОФА

    СПЕНСЕРОВА СТРОФА это разновидность ноны: английская строфа, состоящая из девяти стихов; поэтическая форма, созданная Э. Спенсером.

  СПЕНСЕРОВА СТРОФА представляет собой разновидность ноны (лат. nоnа – девятая) – редкой девятистишной строфы в виде октавы с одной добавленной строкой и тройной рифмой.

  СПЕНСЕРОВА СТРОФА в общей сложности содержит девять строк: восемь строк в ямбическом пентаметре, за которыми следует строка «александрин» в ямбическом гекзаметре. Строфа имеет три рифмы, расположенные по схеме:

             ababbcbcc

при чередовании мужских и женских клаузул (альтернанс).

    Традиционный стихотворный размер спенсеровой строфы – ямб. Причем первые восемь стихов написаны пятистопным ямбом, девятый – шестистопным ямбом.

     Композиционная структура строфы создает формальное единство первых восьми стихов и завершает мысль в последнем стихе, удлинённым на одну стопу.

     В оригинальных примерах формы, написанных на английском языке, конечный стих часто имеет ритмическую паузу, или цезуру, размещённую после первых трёх стоп.

    СПЕНСЕРОВА СТРОФА названа именем её создателя – известного английского поэта Эдмунда Спенсера. Э. Спенсер в XVI веке ввел эту поэтическую форму в английское стихосложение, впервые использовав в своей аллегорической рыцарской поэме «Королева фей» (1596 г.), которая осталась незаконченной.

   Пример СПЕНСЕРОВОЙ СТРОФЫ:

Нет ничего печальнее на свете
Невинной удрученной красоты,
Повергнутой в предательские сети
Вражды жестокой, злобной клеветы:
Под властью ль я чарующей мечты
Иль женский рыцарь я надежней стали,
Но видя горе женской чистоты,
Душа моя сжимается в печали.
Мучительней тоски я испытал едва ли.

          (Э. Спенсер, «Королева фей»; перев. С. Протасьева)

    Предполагается, что на ритмическое строение спенсеровой строфы повлияла более ранняя стихотворная форма «октава» – средневековая итальянская строфа, состоящая из восьми стихов ямбического пентаметра со схемой рифмовки abababcc. Другим возможным источником для создания спенсеровой строфы служит французская балладная строфа с рифмовкой ababbcbc. Вероятно, Э. Спенсер был знаком с этой схемой рифм и образовал на её основе строфу ababbcbcc, добавив к форме одну строку.

                СПЕНСЕРОВА СТРОФА в английской поэзии

    СПЕНСЕРОВА СТРОФА вошла в английское стихосложение, но, несмотря на близость к классическим формам поэзии, её использование после смерти Э. Спенсера в 1599 году прекратилось. Только в ХІХ веке СПЕНСЕРОВА СТРОФА испытала возрождение в произведениях знаменитых представителей английского романтизма: Дж. Китса («Канун Святой Агнессы», 1800 г.), В. Скотта («Видение дона Родерика», 1811 г.), Дж. Байрона («Паломничество Чайльд-Гарольда», 1812 г.), П. Б. Шелли («Восстание ислама», 1818 г.; «Адонис», 1821 г.). П. Б. Шелли являлся великим мастером спенсеровой строфы после самого Э. Спенсера, его понимание формы позволяло раскрыть сущность поэзии, что ярко выражено в проникновенной поэме автора «Адонис».

    После возрождения в период английского романтизма, СПЕНСЕРОВА СТРОФА снова исчезла в середине ХІХ века.

                Распространение В ХХ веке

    СПЕНСЕРОВА СТРОФА была заимствована из английской поэтической практики другими литературами (немецкой, русской), однако за пределами страны своего происхождения развития не достигла. В современной литературе стихотворная форма применяется преимущественно в стилизациях и переводах английских текстов.

   Эдмунд Спенсер (1552/1553 – 13 января 1599) - английский поэт, наиболее известный благодаря "Королеве фей", эпической поэме и фантастической аллегории, прославляющей династию Тюдоров и Елизавету I. Он признан одним из ведущих мастеров зарождающейся современной английской поэзии и часто считается одним из величайших поэтов на английском языке.

    Поэзию Спенсера отличают следующие черты:

 - возвышенность и  утончённость
 - аристократический  гуманизм
 - прославление человека, способного на жертвы во имя высоких духовных интересов
 - сладкозвучие и музыкальность
 - приятный для слуха слог

   Обратим внимание, что классической твёрдой форме  следует и соответствующее содержание, которое в наши дни постепенно забывается. Благородство вытесняется прагматизмом, высокие идеалы и чувство достоинства противоположными качествами, хорошо всем известными. И поэтому полезно будет рассмотреть такую изысканную форму, чтобы задуматься и над содержанием того, что мы собираемся донести до нашего читателя. Банальность, пошлость, пустой смех, бытовая тема, видимо, здесь будут не совсем уместны. Но и в крайность тоже впадать не стоит, иначе нас обвинят в резонёрстве, пустозвоне напыщенных, дутых, фраз, что будет восприниматься неестественно, архаично и не привлекательно. Вдохнуть второе дыхание этой утончённой форме  - не простое дело, но достойное. Безусловно, может обогатить каждого. Не упускайте возможность поработать в этом направлении.

    ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые выявленные особенности жанра формы Спенсерова строфа:

•  форма поэтического произведения - девятистишие (нона) , где 8 строк  - 5-ти стопный ямб, а заключительная строка  - 6-сти стопный с цезурой после 3-ей стопы
•  Смысловая законченность каждой строфы, без анжамбеманов между строф
•  Последняя, удлинённая, строка содержит заключительную мысль сказанного ранее.  Она может быть афористичной.
•  Между рифмами действует правило альтернанса - смена женских и мужских рифм
•  строфа содержит обязательно три рифмы   по схеме  ABABBCBCC
•  Тематическая направленность может быть любой, однако,  ракурс на лирику более предпочтителен? каков бы он ни был - пейзажная или любовная, или то и другое с элементами философии
• предполагается утончённый стиль и возвышенный слог, отсутствие просторечья.
• возможно наличие тонкой иронии в английском стиле, не переступая черту пошлости
_____

В качестве современного примера приведём начало, три первых строфы, стихотворения современной поэтессы, опубликовавшей в 2022 году стихотворение  в 12 строф, каждая из которых относится к определённому месяцу года.

Январские крещенские морозы
Раздухарились, щиплют без конца
За нос, за щёки, вышибают слёзы,
До красноты доводят цвет лица.
Гляжу на двор с высокого крыльца
И думаю: «Сегодня на восходе
Особо злющий хиус с «утреца»…»
Но обещал прогноз на завтра, вроде,
Ослабить стужи прыть, дав оттепель природе.

Но оттепель лишь мизерность, уступка…
Февраль на смену – он суров и хмур,
Не спрячет от февральской стужи шубка
И шапка из песцовых тёплых шкур.
Позёмка февраля не каламбур.
Зима ещё не кончилась, в ударе
Маг Велес – властелин и самодур,
Весной припёртый, словно в скипидаре
Он держит стужи власть, как воин русский встаре.

И всё же март уже не за горами,
Сияет в небе солнце целый день.
Оно нагрело яркими лучами
Сугроб, который съехал набекрень
С покатой крыши. Солнышку не лень
Точить навес подтаявший настырно.
Лучам его горячим снег – мишень.
И вот капель, как в картах – ход козырный
Весны – пришла пора принять сей факт всемирный.

Апрель, апрель, от серости унылой
Так хочется сбежать куда-нибудь.
Касаюсь взглядом тучки легкокрылой,
Мечтой, пытаясь, будни обмануть.
Хочу полёт душе своей вернуть.
Пусть будет так, как мне всегда хотелось,
Чтоб сердца не касалась злая муть,
Чтоб глядя в небеса леталось, пелось.
Душа – она всегда юна, зачем ей зрелость…
....               /автор Галина solnzevorot\

А вот для сравнения первая строфа первой песни из «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона:

О Муза! Пусть для грека ты богам
Была сродни, дочь песни вдохновенной!
Но стольким ты внушила пыл глупцам,
Что не зову тебя с горы священной.
Да! Тот ручей я видел несравненный,
Вздыхал, входя в Дельфийский храм пустой,
Где все молчит, лишь ключ лепечет пенный, —
Но дряхлых муз я не спугну струной,
Моля их снизойти до песни, столь простой.
                (Пер. Г. Шенгели)

Как видим, форма достойна нашего внимания!

Удачи и вдохновения вам, друзья!

   Количество строф, может быть любым! По объёму нет никаких ограничений!
               
******************************************************

   Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ФЕВРАЛЕ 2023-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛУ:

     Твёрдые формы: запад: сонеты, канцоны, рондо.
 !
   А также произведение должно соответствовать перечисленным признакам жанровой формы, которые предоставляют свободу выбора внутри жанровой принадлежности и по форме и по содержанию

   Объём произведения - без ограничений!

   Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЖАНРЕ формы СПЕНСЕРОВА СТРОФА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ФЕВРАЛЕ, и  не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

  Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре опубликованное в ФЕВРАЛЕ 2023 года. Будем внимательны! Принимаются стихи ФЕВРАЛЯ, написанные до начала открытия статьи конкурса, если автор уверен в соответствии требуемому жанру.

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

 Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет! Ведущая при приёме работ тактично подскажет по какому пункту признаков жанра нет соответствия, но не будет настаивать в виду уникальности нашего проекта, отражённом в названии МЕТАМОРФОЗЫ!  По просьбе участника ведущая может обсудить соответствие жанру, выявив лучшие и слабые стороны в этом отношении.

Порядок заявки строго по образцу:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца ФЕВРАЛЯ. Затем 1 МАРТА 2023 года будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании без уважительной причины,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников. Если меньше 15 участников, распределяются 3 призовых места!)

 Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование начнётся днём 1 марта! Всех с началом весны, однако)))

Маллар Ме   01.03.2023 01:30     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2023/03/01/4785

Маллар Ме   01.03.2023 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.