Переложение 1 Псалма царя Давида

Псалом Давида


Блажен тот муж, кто к злым в совет не ходит,
Кто не избрал лукавого пути,
С глумливыми досуга не проводит,
Усердствуя, Закон Господний чтит.

Как древо у живительных потоков,
Приносит в срок созревшие плоды
Не вянет лист, и нет в плодах порока,
Благословил Господь его труды.

Прах нечестивцев разметает смерчем.
Им не воскреснуть с праведными в суд.
Путь праведного Господом отмечен,
К погибели ведет лукавых путь.

Псалом 1

Псалом Давиду

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,
2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.
3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.
4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.
5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.
6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.



Толкование Псалма 1
Псалом 1 является удачным введением в Псалтирь, поскольку в нем в общих чертах говорится о двух путях, которые открыты перед человеком и человечеством: о пути правды и праведности и о пути зла и нечестия. Он может быть отнесен к "псалмам мудрости", потому что подчеркивает наличие лишь этих двух путей; прием сравнения, обещание благословений, мысль об особой важности для практической жизни Богом данного закона - все это характерные черты "псалмов мудрости". Главная мысль Псалма 1 возникает в Псалтири вновь и вновь. Речь в нем идет о благословенном человеке, ведущем непорочную жизнь и процветающем - в согласии со словом Господним, и о нечестивых, которых ждет погибель.

А. Блажен муж… (1:1-3)

Пс. 1:1. Характеристика "мужа", воспеваемого в этом псалме, развивается по нарастающей, от глагола к глаголу: "не ходит… не стоит… не сидит" туда и там, где собираются "развратители" (по-еврейски буквально "насмешники", т. е. те, у кого праведный образ жизни вызывает лишь насмешки). Благодаря этому он оказывается защищенным как от случайного воздействия с их стороны, так и от соблазна вступить с ними в сговор против праведных (ибо он держится в стороне от собрания развратителей). Такой муж блажен (т. е. счастлив), потому что угоден Богу и наслаждается духовным миром и радостью в общении с Ним.

Пс. 1:2. Тут воля понимается как "влечение". Благочестивого человека влечет слово Божие ("закон Господа", или Моисеев закон, здесь надо понимать расширительно, в значении всего Божественного откровения). Он упорно размышляет о нем, стараясь проникнуть в его глубины и удержать его в памяти, согласовывает с ним свою повседневную жизнь.

Пс. 1:3. В сравнении с деревом, "посаженным при потоках вод", может быть усмотрена такая "подробность": оно приносит плод свой во время свое. "Плод" применительно к праведнику - очевидно, его успехи в делах, процветание. Так вот: не всегда все это приходит сразу, но в то время, которое предусмотрено Богом. В целом же образ плодоносящего дерева, лист которого не вянет, символизирует жизнь под постоянным Божиим покровительством.

Б. О нечестивых (1:4)

Пс. 1:4. Совсем иная судьба ожидает нечестивых, Здесь подразумеваются все те, кто не связаны с Богом заповедями завета и живут не по ним, но, руководствуясь лишь страстями своими и заблуждениями. Псалмопевец сравнивает их с мякиной (правильнее "мякина", а не прах), которую при обмолоте хлеба уносит ветром. Этот образ соответствует "пути нечестивых", который "погибнет" (толкование на 1:6).

В. О суде (1:5-6)

Пс. 1:5-6. Основа жизни праведных - Божии заповеди, а потому нечестивые не могут быть "объединены" с ними (и в этом смысле - "устоять" в их собрании) Не живущие по Божиим заповедям, соответственно, не могут быть оправданы на Божием суде. Здесь, таким образом, речь об отделении Богом одних от других.

Знает Господь путь праведных, т. е. Ему известно об их образе жизни и поведении (о, так сказать, "направлении их деятельности"); Ему их путь угоден. А в "пути" нечестивых - залог их гибели. В стихах нет указания, имеется ли в виду погибель в вечности или наказание в земной жизни, но смысл псалма от этого не меняется: лишь праведные угодны Богу.


Рецензии
Придерусь к двум местам:
1. Краткая форма прилагательного "блаженный" - блажен, но не блаженен.
Варианты: блажен тот муж, что(который)... но не "кто".
2. "измерен" означает ограничен. См. Дан.5:25,28: Мене, мене, текел, упарсин
- слова чудесно начертанные перстами руки человеческой на стене дворца во время пиршества Вавилонского царя Валтасара. Призванный тогда пр. Даниил объяснил царю смысл означенных слов следующим образом: Бог исчислил (измерил) царство твое, оно взвешено на весах и разделено.

В примечании описка: "у евреев".
Спасибо, что вернула меня в то блаженное время, когда я тоже занималась переложением псалмов. Я заглядывала не так давно в свой сборник "ПСАЛМЫ" и обнаружила, что мы с тобой уже тогда были знакомы.

Зинаида Палайя   01.02.2023 18:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое Зиночка! Для меня очень ценны твои замечания! А знакомы очень давно со времен Кати Литвиновой и у меня 2 твоих книги той поры!

1 Псалом у меня связан с памятью мужа и оттого особенно дорог
В словаре блаженен помечен как устаревающее, но пока не отмененное, означающее то же.

блаженный — блаженный, кратк. ф. блажен (устаревающее блаженен), блаженна, блаженно, блаженны …
Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Слово что не встречалось в других переводах
У Аверинцева перевод
О благо тому,
кто совета с лукавыми не устроял,
на стезю грешных не вступал,
меж кощунниками не сидел;

у Капниста

Блажен, в совет кто нечестивых
Нейдет, на грешных путь не стал
И на седалище кичливых
Губителей не восседал.

по второму пункту с тобой согласна,
и вместо

Но нечестивца прах развеет ветер.
В советы праведных глумливый не войдет.
Путь праведного Господом измерен,
Путь грешника к погибели ведет.

делаю в первом приближении так. Надо думать над остальными двумя строками

Но нечестивца прах развеет смерчем.
В советы праведных глумливый не войдет.
Путь праведного Господом замечен,
Путь грешника к погибели ведет.
Это для меня вторая проба пера. http://stihi.ru/2022/07/16/195 это 22 Псалом

Буду благодарна любым самым суровым замечаниям!

Нина Шендрик   01.02.2023 19:48   Заявить о нарушении
у еврей не описка а так скачано

Нина Шендрик   01.02.2023 19:52   Заявить о нарушении