Ездра

«И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взяв себе жён иноплеменных, и тем увеличили вину Израиля. Итак, покайтесь в сём пред Господом, и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных. И отвечало всё собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем». (Ездра 10:10-11)

   Мрачный тип, этот Ездра, взгляды его несомненно нацистские и расистские, но что сделаешь, во-первых, мы не можем в точности оценить те события и ту цивилизацию, а во-вторых, его взгляды и влияние настолько значительно, что их просто невозможно пропустить, ведь они придали иудейской религии форму, которая определяла ее в течение предстоящих столетий. Недаром Ездру называют отцом иудаизма. Его действия имели в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его, как второго Моисея. Более того, реформы Ездры определили на века всю историю еврейской нации. Устремление к чистоте крови и изоляции по религиозному признаку привело к немыслимой ожесточенной борьбе против греков и римлян, к восстаниям Хасмонеев (Маковеев), к борьбе против римлян, к разрушению Второго Храма Титом (Храма Зоровавеля, реконструированного Иродом Великим) римлянами в 70-м году и убийству и пленению огромного числа иудеев. А далее, примерно через 70 лет, к разгрому иудейского восстания Бар-Кохбы (2-й Иудейской войне), изгнанию Римом евреев из Палестины и запрещению въезда в Иудею на 500 лет, лишению их государственности, а в дальнейшем, частично, и к тому, что их постоянно и последовательно изгоняли из различных европейских стран. С другой стороны, это привело к выживанию еврейского этноса. Хотя, какую роль здесь сыграли реформы Ездры, точно определить невозможно, сейчас очень много нечистокровных евреев, и ничего, а государство Израиль – одно из самых успешных в мире в 20-м - начале 21 столетия.
    Книга Ездры посвящена двум событиям: построению Второго Храма и реформам Ездрой еврейской религии. Никаких пророчеств Ездра не сделал (во всяком случае, в канонической книге Ездры), он был важнейшим религиозным реформатором. 
      Итак, в 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий, издал декрет (по Книге Ездры), разрешавший переселенцам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Текст в книге Ездры:
«Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его … пусть он идёт в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме». (Езд. 1:2,3)
    Тогда поднялись «главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень. И царь Кир вынес сосуды дома Господня, которые Навуходоносор взял из Иерусалима и положил в доме бога своего», он счетом сдал их Шешбацару, князю Иудину. Число их: золотых и серебряных блюд, ножей и т.д. -  пять тысяч четыреста.
      «Все общество вместе состояло из сорока двух тысяч трехсот шестидесяти человек, кроме рабов их и рабынь их, … С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню еще не было положено основание. И стали выдавать серебро каменотесам и плотникам, и пищу, и питье, и масло Сидонянам и Тирянам, чтоб они доставляли кедровый лес с Ливана по морю в Яфу, с дозволения им Кира, царя Персидского.
   Во второй год по приходе своем к дому Божию в Иерусалим, во второй месяц, «Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и все пришедшие из плена в Иерусалим положили начало и поставили левитов для надзора за работами дома Господня». (Я так понимаю, что работали не сами иудеи, а нанятые ими рабочие, как и при построение Первого Храма Соломона).
                Приведенные Ассирианами в Самарию (условно – самаритяне или сирияне) предложили строить храм вместе, но Зоровавель им отказал, сославшись на повеление Кира. Сириане (Самария тогда была частью сатрапии Сирия) пожаловались Артаксерксу, строительство заморозили. И только царь Дарий дал повеление, и в Вавилоне в книгохранилище, начали искать повеление Кира. Его нашли в Екбатане, во дворце, который в Мидии. В нем было написано так: «Для памяти: в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него… Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский…».
    Как только подтверждение нашлось, строительство Храма возобновилось. «Итак, Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай, с товарищами вашими Афарсахеями, которые за рекою, - удалитесь оттуда. Не останавливайте работы при сем доме Божием; пусть Иудейский областеначальник и Иудейские старейшины строят сей дом Божий на месте его».
      Теперь о реформах Ездры:   
      Согласно Библии, Ездра прибыл в Иерусалим в седьмом году от начала царствования персидского царя Артаксеркса (Ездр. 7:7). Как правило, он отождествляется с Артаксерксом I, в этом случае Ездра прибыл в Иерусалим примерно в 458 году до н. э.); Иосиф Флавий, отождествлял Артахшашту с Ксерксом и считал, что прибытие Ездры в Иерусалим имело место в 7-й год правления не Артаксеркса, а Ксеркса, то есть в 479 году до н. э. Но это собственно не так важно.
     «Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним» - так пишет Ездра о себе в книге Ездры (Езд.7:6). С ним пошли в Иерусалим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников и левитов. Царь Артаксеркс дал Ездре такое письмо: «Артаксеркс, царь царей, Ездре священнику, учителю закона Бога небесного совершенному", и прочее. "От меня дано повеление, чтобы в царстве моем всякий из народа Израилева и из священников его и левитов, желающий идти в Иерусалим, шел с тобою. Так как ты посылаешься от царя и семи советников его, чтобы обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, и чтобы доставить серебро и золото, которое царь и советники его пожертвовали Богу Израилеву, Которого жилище в Иерусалиме, и всё серебро и золото, которое ты соберешь во всей области Вавилонской. И сосуды, которые даны тебе для служб в доме Бога твоего, поставь пред Богом Иерусалимским. И от меня царя Артаксеркса дается повеление всем сокровищехранителям, которые за рекою: все, чего потребует у вас Ездра священник, учитель закона Бога небесного, немедленно давайте: И даем вам знать, чтобы ни на кого из священников или левитов… (и т.д.) не налагать ни подати, ни налога, ни пошлины».
     Когда Ездра и сопровождающие приехали в Иерусалим, к нему подошли «начальствующие и сказали: народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их, от Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Иевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Аморреев, потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными, и притом рука знатнейших и главнейших была в сём беззаконии первою. Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный».
    Дальше суть. Он считал, что отступили евреи от заповедей Господних, «которые заповедал Ты чрез рабов Твоих пророков», говоря: "земля, в которую идете вы, чтоб овладеть ею, земля нечистая, она осквернена нечистотою иноплеменных народов, их мерзостями, которыми они наполнили ее от края до края в осквернениях своих. Итак, дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки".
    Объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену собраться в Иерусалим, и собрались все жители Иудеи и земли Вениаминовой в Иерусалим. Решили, что все «в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят сюда в назначенное время и с ними старейшины каждого города и судьи его. «И окончили исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца».
      «И нашлись из сыновей священнических, которые взяли жен иноплеменных - из сыновей Иисуса, сына Иоседекова, и братьев его: Маасея, Елиезер, Иарив и Гедалия; и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину». Далее в книге приведен список всех «повинных», солидный список, посмотрите конец книги Ездры. «Все сии взяли за себя жен иноплеменных, и некоторые из сих жен родили им детей». (Ездра 10:44)
     Это и есть постановление и решение о чистоте крови, приведшее к новой еврейской идеологии, новой религиозной форме, которую называют иудаизм, отказ от патриархального общества, теперь родство стало переходить по женской линии (потому, что в чистоте крови здесь вопросов нет). А ведь до этого отношение к иноплеменным женщинам было весьма мягким, вспомните хотя бы Руфь (см. «Руфь» http://stihi.ru/2021/11/02/8241) или Вирсавия, мать Соломона   (см. «Царь Давид,  светильник Израилев» http://stihi.ru/2021/08/29/273 и «Вирсавия и хетты» http://stihi.ru/2022/08/13/5996).

    В 11-й кн. «Иудейских древностей» Иосиф Флавий передает биографию Ездры иначе, чем библейский текст. Деятельность Ездры начинается раньше и при царе - Ксерксе (486-465), который «был очень расположен к иудеям» и личным другом которого был Ездра. Получив от царя письмо, содержание которого примерно совпадает с 1 Езд 7. 11-26, Ездра «оставил его у себя, а копию с него разослал ко всем единоплеменникам своим в Мидии»; узнав о «благочестии царя и о его расположении» к Ездре, евреи стали собираться в Вавилон - «многие десятки тысяч, не поддающиеся точному подсчету». «К Ездре примкнуло значительное количество священников, левитов, привратников, певчих и прислужников храмовых»; т. о., Иосиф Флавий старался избежать возможного упрека читателей в том, что Ездра проявил непредусмотрительность в организации путешествия.
    Рассказывая о реакции Ездрs на сообщение о смешении евреев с иноплеменниками, Иосиф Флавий дает свое понимание поведения Ездры, сочетавшего в себе неподдельное горе и хладнокровный расчет, «так как он отлично понимал, что, если он потребует от них изгнания жен и родившихся от последних детей, они не послушаются его; такого же мнения придерживаются некоторые современные западные библеисты, называющие поведение Ездры расчетливым;

     Умер Ездра, согласно Иосифу Флавию, в преклонном возрасте и погребен в Иерусалиме. Согласно другому преданию Ездра вернулся в Вавилон, где его предполагаемая усыпальница в деревне Узер близ города Басра (ныне Ирак) являлась святыней, к которой в период между праздниками Песах и Шавуот совершались паломничества. Местные мусульмане приписывали ей сверхъестественные свойства и связывали с ней легенды.
     В античной и раннесредневековой христианской литературе с именем Ездры связывали ряд псевдоэпиграфических и мистических сочинений. В качестве неканонических книг в Синодальный перевод Библии входят Вторая и Третья книги Ездры. Неканонические и апокрифы – это особая тема, сейчас невозможно этого касаться.
Из цикла "Патриархи, цари и пророки Израильские"
Ездра. Роспись синагоги в Дура-Европос, Сирия. 249-50 г.

24.1.2023


Рецензии