Конкурс Ритмический-13. Силлабика

Дорогие друзья, снова приветствую вас я, Мария Абазинка!

Проводим Конкурс двойного значения: объединим конкурс "Ритмический" с конкурсом миниатюр "Восемь строк о любви".

Сегодня в центре нашего внимания в области ритма - СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, а в области Миниатюры - ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА.


     Силлабическая система стихосложения - от греч. Syllabe - слог.
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. - одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число равно одиннадцати и тринадцати. В середине каждой строки присутствует цезура - внутристиховая пауза.


     ТЕМА КОНКУРСА – О ЛЮБВИ. Допускается описание эмоций, ощущений, мягкий добрый юмор, философия любовных отношений, поэтическая эротика (но не пошлость).

     Приём стихов осуществляется ОТКРЫТО. Срок приёма заявок – по 12 февраля (воскресенье) 2023 года включительно.

               
                ***

                Лаской прохладной воды остужаю тело,
                жаждущее нежных рук, усталости смелой,
                истомы летнего дня, поющего ветра,
                и соловьиной ночи – по одной из версий
                растворяющихся снов… за долгие годы
                любовным соком питать учила природа
                тоску, пустыню души, звенящие строки,
                до финала твоего истекшего срока.



Немного истории и теории.
      Силлабическое стихосложение, или изосиллабизм — принцип деления стиха (строки) на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.
     В стиховых системах, строящихся на изосиллабизме, основной мерой стиха считается известное, равное во всех строках число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Стих (строка) делится пополам цезурой на две меньших единицы, и каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце (последнее - не всегда). Такого рода стихосложение, основанное на изосиллабизме, распространено преимущественно в языках, где ударение в слове всегда лежит на определённом слоге, а неударные слоги "съедаются" (напр. на последнем - во французском языке, на предпоследнем — в польском и т. д.).
Также силлабическое стихосложение встречается в итальянском, испанском, украинском (до Котляревского), русском (до Тредиаковского) и других языках.


Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
                (Антиох Кантемир)
   
     Если посчитать слоги, то обнаружим, что в каждой строке их тринадцать. Что касается расположения ударений, то они расположены в свободном порядке. Для читателя, привыкшего к стройными ямбическим или хореическим размерам, он может показаться нескладным. Тем не менее эти стихи имеют определённый ритм и элегантность, подчёркнутую рифмой и равенством слогов.

    Также обратим внимание на цезуру, важный элемент силлабической системы. Цезура (от латинского слова «caesura» – «рубка, отсечение») представляет собой ритмическую паузу, которая отделяет одну часть строки от другой. В данном случае словораздел располагается после седьмого слога.


    Силлабика является таким же переходным звеном между силлабо-тоническим и тоническим стихосложением, как и логаэд.
Поэтические жанры философской, гражданской направленности исторически обслуживались длинными стихами в 11 и 13 слогов, самыми престижными силлабическими размерами ХVII века.
    Однако если взять за шаблон, лекало именно ритмическую форму, то можно наполнить её всеми достижениями реформ стихосложения, которые произошли почти за три века. Это и современные тропы, средства художественной выразительности, вплоть до анжамбеманов. Ну и рифмы, конечно. Так же как и в тонике, они должны быть безупречны. А уж ритмической свободы и разнообразия здесь куда больше, чем в классических стихотворных метрах силлабо-тоники и даже в разных вариантах логаэда.

    "Чем выигрывает силлабика перед общепринятой силлаботоникой, так это своей рельефностью, выпуклостью, ощущением каждого слова в стихотворной строке. Можно попробовать по отдельности каждое слово на вкус, покрутить его на языке, как конфету или кофейное зерно, раскусить, посмаковать, а не впопыхах проглотить его целиком. Ритмическое разнообразие силлабики интереснее и естественнее, нежели ритмическое единообразие силлаботоники, и, надо заметить, что поэты-силлабисты очень дорожили этой ритмической неоднородностью. Сбивчивый, ломанный ритм не даёт возможность галопом проскочить словесный материал, он требует вчитываться. Читатель, на каком-нибудь слове, вынужден остановиться, потоптаться, осмотреться, отдышаться и только после этого может снова идти дальше, аккуратно ступая, дабы не сбить себе ногу о капризно торчащее слово-камень. И, как итог: замедляется «поэтическое время». Это вольное каменистое поле, по которому ты идёшь, отдаваясь неритмичному звуку шагов, с любопытством обозревая ещё неосвоенные угодья случайных интонаций. Возникает ощущение реальности повествуемого. Речевая структура стиха даёт некоторую возможность передать внутреннее состояние человека, его индивидуальные переживания.


Ты лишь меня извини, что, одно я дело
Начав, речью отскочил на другое смело.
Порядок скучен везде и немножко труден:
Блистает в сумятице умок – в чину скуден,
И если б нам требовать, чтоб дело за делом
Рассуждать и, не скончав одно, в недозрелом
Разговоре не ввернуть некстати другое,
В целой толпе говорить чуть станут ли двое…"


Взято из статьи "Заметки о силлабике", Александр Медяник: http://proza.ru/2012/03/15/1787


=========================

ИТАК, КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: написать стихотворение О ЛЮБВИ, состоящее из 8 СТРОК, используя СИЛЛАБИЧЕСКОЕ стихосложение (по 13 СЛОГОВ в каждой строчке с цезурой после 7 слога). Ритм должен быть свободным, силлабо-тонические метры (ямб, хорей, дактиль, анапест и т.п) в строчках не используем!
От одного участника приму ТОЛЬКО ОДНО стихотворение.


УТОЧНЕНИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Считайте слоги! В каждой строке - 13 слогов.
2. Обязательная цезура (словораздел) - после 7го слога.
3. Количество ударений в строках - произвольное. Чёткого ритма в стихах быть не должно!
4. Допускаются анжамбеманы (перенос словосочетания и окончания предложения в следующую строку)
5. Строфика - сплошной столбик, катрены (два столбика по 4 строчки)
6. Рифма - женская. Способ рифмовки - парный (смежный).
7. Внутреннюю рифму на цезуре НЕ используем.
8. Объём стихотворения - 8 строк - не меньше и не больше.
9. Учитывайте строгие требования к жанру Миниатюры: качественные рифмы, соответствующие рекомендациям реформ современной поэзии (банальные и грамматические, в том числе глагольные, рифмы не используем), а так же - яркость и поэтичность образов и метафор, приятная художественная лексика и т.п.
10. Бессмысленные тексты не принимаются, даже если они выполняют техническое задание по форме.
 

    Помните: ЛЮБОВНАЯ МИНИАТЮРА - ЭТО БРИЛЛИАНТ ЧУВСТВА И СМЫСЛА!


ВНИМАНИЕ! ФОРМА СТИХОТВОРЕНИЯ ВЫВЕРЯЕТСЯ ВЕДУЩЕЙ СОВМЕСТНО С АВТОРОМ.
ПРИВЕТСТВУЕТСЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКОВ ДРУГ ДРУГУ И ОБСУЖДЕНИЕ ТЕКСТОВ НА ЭТАПЕ ПРИЁМА ЗАЯВОК.

Условия приёма:
 
Принимаются НОВЫЕ произведения, написанные после даты объявления Конкурса.
Отклоняются стихи, не соответствующие Заданию или имеющие пошлое содержание.
 
Воздерживаемся от сниженной лексики. Допускаются разговорные слова и лёгкий сленг (неформальные слова, играющие новым смыслом).
 
ПРИЁМ ЗАЯВОК ОТКРЫТЫЙ: своё произведение публикуете в рецензии под этой Конкурсной статьёй и следите за рекомендациями в комментариях к заявкам.

Не спешите публиковать текст на своей авторской странице, т.к. могут быть замечания ведущей и участников. Редактирование текста допускается до даты объявления Голосования.

Ведущая имеет право отклонить стихи с двусмысленным  или пошлым содержанием.

ЗАПРЕЩЕНА критика объявленных правил и действий Ведущей во время течения тура. Все возникающие недоразумения старайтесь решать через электронную почту или личные сообщения.
 
 
ОБРАЗЕЦ ЗАЯВКИ:


-------------------
Название
Текст произведения
-------------------
 
 
Участие в Конкурсе БЕСПЛАТНОЕ. Помощь баллами принимаем с благодарностью на логин    mallarme
 
ЕЩЁ РАЗ:  принимаю ОДНО произведние от автора. Замена произведения возможна не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок. Если произвели замену - сообщите в виде замечания под своей рецензией-заявкой для ведущей.
 
На сочинение отводится время – по 12 февраля (воскресенье) 2023 года включительно.
 
Далее будет Голосование 7 дней. Условия голосования: участники выставляют каждому произведению оценку от 1 до 10 баллов.
 
Призы победителям:
 
1 Место - 400 баллов,
2 Место - 350 баллов,
3 Место - 300 баллов,
Если будет много заявок, то присуждаются:
4 место - 250 баллов,
5 место - 200 баллов.
 
 
В голосовании принимают участие только авторы конкурсных произведений.
 
Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, снимается с конкурса.
 
Ведущая участвует в Конкурсе на общих основаниях.
 
Внеконкурсной ветви не предусматривается!
 
Пожалуйста, приглашайте всех желающих, принимайте активное участие!
 
Вопросы можно задать в своей рецензии или под любой заявкой, а так же - в личных сообщениях на странице Ведущей http://stihi.ru/avtor/mercy
и по эл.почте  i_kren@mail.ru.



Ведущая и автор Проекта Мария Абазинка.


Картина художника Альберто Панкорбо.


Рецензии
Приём произведений окончен. Скоро будет объявлено голосование.

Маллар Ме   13.02.2023 05:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.