Иоанн Предтеча

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и Елисаветы (из рода царя Давида). Родители жили около Хеврона к югу от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше него. По Луке, Архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И действительно у пожилых супругов, лишенных детей, скоро рождается сын Иоанн.
   Это очень странный персонаж, он как бы часть Ветхого завета со всеми атрибутами пророка, предвещающего приход мессии, но он уже и в Новом Завете, предвещавший, видевший и крестивший Христа, т.е. Иоанн – непосредственный предшественник Христа и последний из пророков, которые предвещали его приход.
     Тут важно сказать, что «крестить» - означает «окунать в воду», слово «крест» вообще ни при чём, но оно укоренилось в русском языке уже гораздо позже гибели Христа на кресте. Более того, идея омовения как сакрального или ритуального действия вообще не иудейско/еврейская, она пришла из Месопотамии, впервые мы видим сакральные омовения в Шумере, а это за 4500 лет до событий Нового Завета (6500 лет до нас с вами), а шумеры много что подарили человечеству, без чего мы жизнь свою сейчас представить не можем: письменность, цифры, колесо, повозки, города, запись затмений Солнца и Луны, и даже Знаки Зодиака и хиромантию. Потом идея сакрального омовения была воспринята аккадцами, Вавилоном, Ассирией, Ново-Вавилонской империей и Персией. К евреям она попала либо в Вавилонском плену, либо с персидскими магами, с которыми евреи в то время общались часто и непосредственно, здесь стоит вспомнить о волхвах и их роли при рождении Спасителя, ведь волхвы - это маги и есть. Помните: «Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2:11).
    Ну так вот о сакральных омовениях в Месопотамии: ритуалы освящения воды и освящения этой водой культовых предметов были важнейшей составной частью всех месопотамских ритуалов. Вот пример: «Статуя бога магии и врачевания Асарлухи, проходя по улицам города, замечает, что один из магов-заклинателей ступил в грязную воду (ранее использованную для мытья рук), а также коснулся оскверненных людей рукой и телом. Произошло нарушение святости, которая должна отличать божественную процессию, и Асарлухи обращается за помощью к своему отцу Энки (главный бог у шумеров). Как и положено в данном случае, он получает рецепт, но не рецепт исцеления жреца от скверны и не восстановления его святости. Энки советует Асарлухи очистить от скверны весь город! Сделать это можно только путем разбрызгивания освященной воды. Саму воду нужно брать в «устье двух рек», т.е. там, где живет бессмертный праведник Утнапиштим, спасшийся от потопа, и растет священное дерево Кишкану. В нее погружают множество целебных растений и минералов, а также масло и коровий жир. Затем двумя черпаками наливают освященную воду в специально предназначенный для нее сосуд, и уже из этого сосуда начинают методично распрыскивать воду по всем улицам, которых касалась стопа бога». Этот замечательный текст приведен В.В. Емельяновым в его книге: «Водное пространство месопотамского ритуала». Это за 4500 лет до Иоанна, так что, конечно, при рождении новой религии (Христианства) использовались фрагменты и мифы свои и народов вокруг, и эти мифы мы знаем, они изложены и почитаются под новым соусом, но это сейчас не тема.

      Возвращаясь к Иоанну Крестителю, посмотрим на события, изложенные в Евангелиях и у Иосифа Флавия. Матфей, Марк и Лука - рассказали об этом эпизоде практически одинаково. Например, у Марка:
      Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:17–29).
    У Матфея похожее: «… Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей».  (Мф. 14:3-11). Такой был человек, жестокосердный и явный параноик, но слово своё держал.
    И вот свидетельство Иоанна, «когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.    А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн».
    «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. (Иоанн, гл.1)
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и запечатлел свое пророческое служение.
   Теперь историческое свидетельство Иосифа Флавия о казни Иоанна. Ирод «умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При этих условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его влияние на массу не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна раньше и казнив… Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен». «Иудейские Древности» 18:5. Поэтому, когда в битве с царем Аравии Аретом Ирод потерпел жестокое поражение, иудеи не сомневались, что это наказание за казнь Иоанна, «Предвечный желал проучить Ирода». О возможных причинах такого отношения иудеев писалось в главе о Великом Ироде (см. «Ирод Великий» http://stihi.ru/2022/11/22/7564 ). Так что понятно, почему Иудеи посчитали, что это наказание Ирода со стороны Господа Бога.
 
    Это всё хорошо, но о жизни Иоанна тоже нужно сказать. По версии Библии, младенца Иоанна разыскивали, как и всех младенцев в Вифлееме, по приказу царя Ирода, но не нашли, отца же его, Захарию, убили солдаты, а Елисавета с отроком удалилась в пустынные горы. Она скончалась в горах через сорок дней после убиения своего мужа, а Ангел питал Иоанна до совершеннолетия (библейская версия). Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению, носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Так и жил, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Далее он явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься. Это крещение не было еще благодатным Таинством христианского Крещения, как считают христианские авторитеты, и тут у меня понятийная проблема, Святой Дух же был уже, или он появился вместе с христианством? 
     Господь сказал ученикам об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф.11:11,14) (аккуратно, святые отцы пишут «придти»).

Харменс ван Рейн Рембрандт. «Отрубленная голова Иоанна Крестителя», 1640-1645, Рейксмузеум, Амстердам
19.1.2023
С Крещением Господним, православные!


Рецензии