Марксизм, три источника и его цели

     Марксизм представляет собой систему социально-политических, экономических и философских воззрений, изложенных впервые Карлом Марксом. Классический марксизм – это научная теория о революционном преобразовании капиталистического общества в коммунистическое и об объективных законах такого преобразования.

     Теория Маркса возникла не на пустом месте. Источниками марксизма стали классическая немецкая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм. Взяв из этих течений всё самое ценное, Маркс и его ближайший друг и соратник Фридрих Энгельс сумели создать учение, последовательность и полноту которого признают даже ярые противники марксизма.

     В своих трудах Маркс высказывает свои мысли о том, что трудящиеся в производстве массы людей должны приобрести классовое, социалистическое сознание, понять свою революционную роль по отношению ко всему политическому и экономическому строю буржуазного общества, или, как выражался сам Маркс, превратиться из массы, которая является классом по увеличивающим капиталы буржуазии в класс для себя.

     Маркс и Энгельс формулируют важное положение о единстве экономической и политической борьбы и подчеркивают, что в деле освобождения трудящихся от эксплуатации буржуазией решающее значение имеет их объединение и политическая борьба для свержение политического господства буржуазии. Они выступают за решительную поддержку национально-освободительного движения, формулируют известное положение, что «никакая нация не может стать свободной, продолжая в то же время угнетать другие нации!»

     Марксизм соединяет материалистическое понимание развития общества с его преобразованием из капиталистической формы в коммунистическую через определённую систему революционных социальных преобразований с заменой монополии капитала на монополию социально-экономических законов о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда дееспособных членов общества.

     Взгляды Маркса складывались под влиянием материалистической философии Фейербаха, идеалистической логики Гегеля и вечного стремления трудящихся масс к социальной справедливости. Основатель новой теории сумел преодолеть ограниченность воззрений Фейербаха, его излишнюю созерцательность и недооценку значимости парламентской политической борьбы разных политических партий. Кроме того, Маркс негативно отнесся к метафизическим взглядам Фейербаха, не признававшего диалектичность развития материального мира.

     К материалистическому пониманию природы и общества Маркс добавил диалектический метод Гегеля, очистив его от идеалистической шелухи. Постепенно вырисовывались контуры нового направления в философии, получившего название диалектического материализма. Диалектику Маркс и Энгельс впоследствии распространили на историю и другие общественные науки.

     В марксизме вопрос об отношении мышления к бытию решается однозначно с материалистических позиций. Иными словами, бытие и материя первичны, а сознание и мышление – это лишь функция особым образом организованной материи, находящейся на высшей ступени своего развития. Философия марксизма отрицает существование высшей божественной сущности, в какие бы одежды ее ни рядили идеалисты.

     Главный труд Маркса, «Капитал», посвящён экономическим вопросам. В этом сочинении автор творчески применил диалектический метод и материалистическую концепцию исторического процесса к изучению капиталистического способа производства. Открыв законы развития общества, основанного на монополии капитала, Маркс убедительно доказал, что крушение капиталистического общества и его замена на коммунистические принципы с законами о социальных гарантиях по труду, а не по капиталу, есть неизбежность и объективная необходимость, что и доказывает сегодня развитие некоторых социальных государств.

     В рукописи Энгельса «Принципы коммунизма» содержится  известная формула Энгельса о невозможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Правильная для эпохи домонополистического капитализма, эта формула устарела в эпоху монополистического капитализма с развитием политических партий трудящихся масс, когда действие закона неравномерного, скачкообразного экономического и политического развития капиталистических стран предопределило разновременность созревания социальных революционных процессов в разных странах с развитым партийным парламентаризмом.

     Именно по этой причине в новых исторических условиях это устаревшее положение Энгельса  Ленин заменил новым положением о возможности победы социалистических принципов первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране, ибо из-за разного времени политического созревания трудящихся масс невозможна победа социализма одновременно во всех или в большинстве стран мира. Это доказывает и развитие современных социально прогрессивных государств, в которых большинство голосов получили партии с социально прогрессивной ориентацией.

     Маркс в своё время детально исследовал основные экономические понятия и явления, присущие капиталистическому способу производства, включая понятия товара, денег, обмена, ренты, капитала и прибавочной стоимости. Столь глубокий анализ позволил Марксу сделать ряд выводов, которые представляют ценность не только для тех, кого привлекают идеи строительства бесклассового общества без буржуазных привилегий жить трудом других людей за счёт своих капиталов без пользы для общества, а эксплуатацией тех, кто не имеет никаких капиталов. Но кого сегодня в России привлекают принципы гуманизма, равноправия и социальной справедливости с упразднением монополии капитала? Таких уже единицы! Каждый стремится разбогатеть любыми способами, чтобы безбедно жить эксплуатацией других людей...

     Маркс и Энгельс в своих работах провели детальный анализ социальных отношений, характерных для середины XIX века, и обосновали неизбежность гибели капиталистического способа производства с заменой монополии капитала более прогрессивной идеей сторонников социальной справедливости через начальную фазу коммунистического общества – через социализм!  Это ещё незрелый, неполный коммунизм, при котором гарантируются по количеству и квалификации труда на благо общества лишь достойные человека нормы социально-бытовых благ от их общего производимого в обществе количества, а такие коммуникационные блага, как энергия, водопровод, санитарная канализация, средства связи, информации и транспорта по труду для всех  пока недоступны.  Не говоря уже обо всех интеллектуально-духовных благах.

     Основоположники марксизма одними из первых указали на общественную силу объединённых в свою социально прогрессивную партию наёмных трудящихся масс, которая должна стать могильщиком буржуазного строя. Ведь пока эти трудящиеся массы во многих странах мира вынуждены продавать свою способность к труду, нанимаясь на работу к владельцам средств производства, причём независимо от того, отдельный это капиталист или совокупный, в виде буржуазно привилегированного государственного чиновничества.

     Центральное положение революционной теории марксизма для построения общества социальной справедливости занимает двойственность равенства рабочего времени, когда при полной занятости всего дееспособного населения в экономике общества, а также при честно и справедливо нормированном труде или службе на благо общества по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее, это равенство должно определять не только относительно равное количество труда по времени, но и узаконенные относительно равные нормы количества производимых в обществе и необходимых каждому достойные человека нормы таких базовых средств для жизни, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды от их общего производимого в обществе количества. (Капитал, том первый, стр. 88-89. Москва, 1973 год.)

     Чтобы имея по равенству рабочего времени все эти блага, каждый мог сам формировать для себя и своей семьи благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике общества!

     И тогда, при внедрении такого закона, что помешает людям жить в мире и согласии? При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества и при хорошо работающих государственных службах обеспечения законности общества по защите естественных прав и свобод всех его граждан на все эти блага при такой смешанной экономике, при постоянной корректировке норм социальных гарантий в процессе развития экономики общества? Ведь все остальные труды Маркса и Энгельса только объясняют, зачем это необходимо делать для развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Но что-то в России у Ленина и его сторонников нигде не видно такого стремления, а значит и марксистов средине них никогда не было и нет до сих пор!  Почему-то в России пока многие против того, чтобы с равным правом трудиться на благо общества по своим способностям, у всех трудящихся было равное право иметь от общества хотя бы социально-бытовые блага по количеству и квалификации своего труда, если до сих пор в России нет партии с такой целью.

     Финансы в хозяйственных отношениях должны нести лишь вспомогательную роль для развития производственных отношений. А при капитализме они удобны для расчёта с наёмными трудящимися без забот о их социальном благополучии. И если развитие финансовых отношений начинают мешать социальному развитию общества, то общество от монополии капитала, власти денег и анархии рынка постепенно освобождается и товарно-денежные отношения начинают постепенно отмирать под действием развития монополии законов прежде всего о социально-бытовых гарантиях по труду!

     Сначала на базовые средства необходимые для нормальных социально-бытовых условий жизни каждого члена общества, когда необходимое обеспечение организуется для трудящегося и его семьи по месту службы или труда по его количеству и квалификации, затем на средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, тоже необходимые населению для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития. Когда на рынке будут лишь конечные устройства средств коммуникации, если не устраивают их стандартные или общественные формы. Или всё это обеспечение организуется на уровне муниципальных систем самоуправления.

     В обществе должны быть созданы все условия для учёбы, получения необходимой профессии и для повышения квалификации труда!

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков, правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные ещё и всё необходимое для выздоровления.

     В гражданском равноправном социально справедливо устроенном правовом государстве не должно быть классовых, сословных, религиозных, национальных и прочих противоречий, а объединяющей силой такого общества должна быть экономика направленная на социальное благополучие всех граждан страны достойно количества и квалификации общественно необходимого труда, где каждый трудится для всех и все для каждого, при единстве целей, общности убеждений и схожести судеб!

     Народ это население страны объединённое согласием с законами своих социально-экономических взаимоотношений и если такого согласия нет, то это сброд разных людей со своими убеждениями, законами жизни, нравственными принципами, где человек человеку другом, товарищем и братом никак не может быть и где жажда наживы и страсть к добыванию денег любыми возможными способами ещё психическим заболеванием не является.


Рецензии