Случай в ЛИТО им. Латунского

Литературным критикам посвящается. Но не только.


Раньше контингент был погуще и помоложе. Теперь у юнцов другие интересы.  Осип Осипович снисходительно оглядел завсегдатаев.
Он много лет возглавлял  унаследованное ЛИТО имени своего отца.
Когда упокоюсь,  все будут думать, что это в честь  меня  — то ли с грустью, то ли с потаённой надеждой пронеслось в голове.
Латунский-младший  был потомственным литературным критиком.
Его жена умерла несколько лет назад. У них не было детей, поэтому управленческую эстафету передавать было некому.

ЛИТО скрашивало одиночество.
Разбирали опусы Нины Борисовны. Привычно вычурно-пафосные. Пока она с придыханием декламировала, наш местный небожитель с любопытством подглядывал за новенькой —  привлекательной молодой брюнеткой с чёртиками в глазах. Скинуть бы лет 30 и приударить за красотой…
Перешли к обсуждению.  На этот раз  он не свирепствовал, лишь  слегка пожурил за перебор с глагольными рифмами и за архаичные «иль», которые авторша обильно, как сеятель зёрна, расбросала по тексту.
— Да, вот ещё, что это за рифма такая у Вас некузявая —«конец - наконец», да к тому же —  в заключительном аккорде?
Нина Борисовна засмущалась и пообещала переделать.

- А Вы не хотите  почитать из своего? — спросил вечный председатель  неофитку.
- Хочу не из своего. Недавно обнаружила в семейном архиве тетрадь со стихами бабушки. Ее звали  Маргарита Николаевна. Было бы интересно узнать Ваше мнение.
 -    Как к Вам  можно обращаться?
-  Я  тоже Маргарита.
-  Прошу!
- Стихотворение называется  «Любовь».    
- Очень необычно - ехидно буркнул Латунский.

Голос у тоже-Маргариты был довольно низкий,  но со срывами.

Любовь — это сон в сновиденьи…/Любовь — это тайна струны…/Любовь — это небо в виденьи…/Любовь — это сказка луны…*
Оставшиеся восемь строчек были в том же духе.
 Осип Осипович разочаровано вздохнул и сделал пару заметок в блокноте синим карандашом.
Испытание продолжалось.
Земное сердце стынет вновь,/Но стужу я встречаю грудью./Храню я к людям на безлюдьи/Неразделенную любовь…**

Пока внучка горе-поэтесски  дочитывала второй стишок, верховный арбитр рифм и просодий всё больше раздражался.
Перешли к третьему.
Девочка мальчику розу дарит,/Первую розу с куста./Девочку мальчик целует в уста,/Первым лобзаньем дарит…***
Слава Богу, и этот стишок оказался не длинным.
- Достаточно, я  в общем всё понял про Вашу бабушку.
Маргарита резко прищурилась.
-  Позвольте, я перед осуждением, ой, обсуждением, прочту одно стихотворение Цветаевой.
- Ладно, валяйте.

— Индийские ароматы:;
…мне говорят - ищи в садах Мандора,
в травинке, в лотосе, в ползущем муравье,
в таинственных  мандаловых узорах,
в небесной лучезарной синеве,
в чирикающей  юркой коноплянке,
и даже в этой глупой обезьянке…

хоть намекни,  ты где  на самом деле,
и как тебя мне ощутить в себе,
чего уж там, в несовершенном теле,
а может, лишь прочувствовать в мольбе,
и возлюбить, но не обожествляя,
без трепета и всяческих затей…
так женщина божественно-простая
лелеет своих маленьких детей.

Латунский приободрился. Наконец, его уши щекотнуло что-то настоящее.

- Ну хорошо, спасибо.  Если передадите тексты, мне будет сподручнее комментировать. Ваша бабушка, конечно, большой молодец. Тянулась к прекрасному. Но, видите ли, это все годится исключительно для  альбомов экзальтированных барышень. Только не обижайтесь. Вы же хотели услышать правду?
В первом стихотворении  12 раз повторяется  слово «любовь». Зачем? Рифма «сноведеньи - виденьи», думаю, мало кого очарует. «Любовь — это девственность голая» —насмешили! «Любовь — это слезка веселая»…Ну-ну! Вам самой-то нравится этот  текст?
 И какая затертая рифма «вновь - любовь» в следующем стихе. Литгерой «стужу встречает грудью»? А  почему не спиной? Ха-ха!

Маститый критик раззадорился. Естественный порыв  обаять молодайку  схлестнулся с хищным азартом критика, который взял верх.

— В стишке про цветы вообще чёрти чё. «Девочка мальчику розу дарит»? Это пацаны девочкам лютики преподносят! И с чем у Вас, простите, у Вашей бабушки, рифмуется «дарит»? С «дарит»!!! Это даже не ботинок с полуботинком, а ботинок и ботинок. Еще одна  глагольная рифма «целовать-срывать». Не многовато-ли для  такого коротенького текста. Это  же моветон! Зачем дважды использовать «уста»? Неужели синонимов нет - губы там или рот…
Он сделал эффектную  паузу.
- А вот стихотворение Марины Ивановны  просто восхитительное. Спасибо Вам за него!  Сразу видно  руку гения! Как колоритно переданы индийские ароматы. И это при том, что, как нам известно, в Индии Цветаева никогда не  бывала.  В тексте нет ни одного случайного слова. Всё очень концентрировано. И одновременно прозрачно. И как убедительно показан подсознательный процесс  поиска Бога, который окружает нас повсюду, но, главное, его нужно найти  у себя в душе. А заканчивается  этот шедевр всепоглощающей материнской любовью!

- Я перепутала тетради — вдруг резко перебила  его Маргарита. Ее глаза стали  ледяными — первые три текста не бабушкины. Про любовь,  это Ягенийигорьсеверянин, он же — Лотарёв.  Про стынущую грудь —  Александр Блок. Этот стих вроде даже в школьной программе изучают. А про розы —  Цветаева. Ну а тот, гениальный, который Вас привел в дикий восторг,  он как раз из-под пера моей бабули…

От неслыханной наглости этой  длинноногой  твари у Латунского затряслись обвислые щёки с синеватыми  прожилками.  Заныло сердце. А потом как иголка пронзила.
- Злая ведьма ты — успел выдохнуть он и вывалился из кресла, как из гнезда, на истоптанную ковровую дорожку…

Поминки проходили на  квартире мэтра. 
Нине Борисовне пришлось подниматься на восьмой этаж пешком из-за сломанного лифта. К двери  84-й квартиры была прилажена старомодная латунная  табличка с фамилий  теперь уже, увы, усопшего хозяина.
Гостей, ветхих как завет, было  наперечёт. За столом немногословили. Закуски показались  скромными. Пили водку из старинных лафитничков  на толстых коротких ножках.  После третьей рюмашки Нина Борисовна всплакнула и вдруг впомнила и Маргариту, и ее бабушку, которая посещала ЛИТО много лет назад и подвергалась  жесточайшим насмешкам Латунских. Только рассказывать про это никому не стала.
Она не знала, что в этот самый миг, всего в нескольких  кварталах, по Большой Садовой неспешно совершала променад стройная женщина с вороной гривой в легком весеннем пальтеце. В руках она несла отвратительные, тревожные жёлтые цветы.
— Неужели я очаровательная дрянь —  громко обратилась Маргарита к проходившему мимо пузатому мужичку с припухшим  лицом. — Кстати,  как Ваша фамилия?
- Двубратский - опешил тот. А Вам зачем?
- Да так, крепкого здоровья Вам, милейший.
Толстячок,  пугливо озираясь, перешел на бег трусцой. А ведь у него давление.

Маргарита тонкими с остро отточенными ногтями пальцами выудила из кармана пальто смятый список с  несколькими фамилиями — Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский.
Последняя была помечена  жирным крестом…

——————————————
* Любовь — это сон в сновиденьи…/Любовь — это тайна струны…/Любовь — это небо в виденьи…/Любовь — это сказка луны…/Любовь — это чувственных строк душа…/Любовь — это дева вне форм…/Любовь — это музыка ландыша…/Любовь — это вихрь! это шторм!/Любовь — это девственность голая…/Любовь — это радуга снов…/Любовь — это слезка веселая…/Любовь — это песня без слов!..

**Земное сердце стынет вновь,/Но стужу я встречаю грудью./Храню я к людям на безлюдьи/Неразделенную любовь./Но за любовью – зреет гнев,/Растет презренье и желанье/Читать в глазах мужей и дев/Печать забвенья, иль избранья./Пускай зовут: Забудь, поэт!/Вернись в красивые уюты!/Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!/Уюта – нет. Покоя – нет.

*** Девочка мальчику розу дарит,/Первую розу с куста./Девочку мальчик целует в уста,/Первым лобзаньем дарит./Солнышко скрылось, аллея пуста/Стыдно в уста целовать!/Девочка, надо ли было срывать/Первую розу с куста?


Рецензии
Наверное, в каждом обществе литераторов такое происходит. У нас очень похожее. Верно всё подмечено. С уважением Светлана.

Светлана Кузнецова 32   02.02.2024 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.