Ирод Великий

Ирод для христиан связан прежде всего с его участием в событиях, описанных в Евангелиях, это убийство Иоанна Крестителя и избиение младенцев в Вифлееме, однако это важный персонаж для древнееврейской истории. Итак,

    Ирод казнил Иоанна Крестителя. По описанию Иосифа Флавия, Ирод «умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При этих условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его влияние на массу не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна раньше и казнив… Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен». ИД 18:5. Поэтому, когда в битве с царем Аравии Аретом Ирод потерпел поражение, иудеи не сомневались, что это наказание за казнь Иоанна, «Предвечный желал проучить Ирода».
     Два слова о вражде Ирода и Арета: «Ирод был давно уже женат на дочери Арета. Во время одного путешествия в Рим он заехал к своему сводному брату Ироду, который родился от дочери первосвященника Симона. Влюбившись в жену брата, Иродиаду, он рискнул предложить ей выйти за него замуж. Иродиада согласилась и сговорилась с ним войти в его дом, когда он возвратится из Рима. При этом было условлено, что Ирод прогонит дочь Арета». Но его жена узнала о его договоренности с Иродиадой и сбежала в Аравию. Арет собрал войска и начал войну с Иродом, в битве войсками руководили военачальники Ирода и Арета, и войско Ирода было уничтожено благодаря измене нескольких перебежчиков. Иудеи посчитали, что это наказание Ирода со стороны Господа Бога.
    В Библии эта история изложена так: Иоанн был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея. «… Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей».  (Мф. 14:3-11). Такой был человек, жестокосердный и явный параноик, но слово своё держал. О Иоанне Крестителе я напишу отдельно.
    Теперь о избиении младенцев. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод, узнав от волхвов, что те идут в Вифлеем поклониться новорождённому «Царю Иудейскому», испугался заговора с целью узурпации его власти и отдал приказ уничтожить младенца. Но волхвы не открыли ему его местонахождения, после чего Ирод приказал убить всех Вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и этот «будущий царь». Евангелие не сообщает числа убитых младенцев; в церковном предании цифры разнятся, доходя до 14 000 (в византийской традиции) и 64 000 (в сирийской). Брюс Алворд утверждает, что подобные масштабы трудновообразимы, учитывая, что Вифлеем был небольшим городком, а в те времена такое количество людей могло составить население целого города.
    Другие историки и богословы обращают внимание на стечение народа в Вифлеем тех времён, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения, город при этом был переполнен, и им нашлось место только в хлеву. Многие, например, писатель Пол Л. Майер, сомневается в том, что избиение младенцев вообще было: хотя жестокость и доходящая до паранойи подозрительность Ирода в последние годы его жизни хорошо известна, другие источники этого события не упоминают, в том числе Иосиф Флавий, а для меня описание жизни Иудеи того времени Иосифа Флавия имеют первостепенное значение. На мой взгляд, ни число, ни сам факт избиения младенцев исторических подтверждений не имеет, да и вообще выглядит фантастически: ну да, Ирод конечно не был подарком, но скорее всего это отголоски его казни своих собственных детей, кто-то из цезарей сказал, что лучше родиться свиньёй у Ирода, чем сыном.
   Зато сколько произведений искусства посвящено этому событию! См. фото.
Узнав о решении убить младенцев в Вифлееме, святое семейство спасается бегством в Египет.

Ирод I Великий, ок. 74—73 гг. до н. э. - 4 до н. э. (по другим данным, 1 до н. э.) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40;4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Его описывали, как «сумасшедшего, убившего свою семью и множество раввинов» и «злого гения Иудейской нации». У него было 8 жен, 9 сыновей и 5 дочерей, из которых он удавил двух сыновей на почве подозрений, по доносу он приказал казнить своих сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра. Свою любимую жену Мариамну из рода Хасмонеев судил и казнил за измену, которой не было, потом долго переживал и плакал.
      Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому царству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода, Антипатр Идумеянин, активно поддерживал римскую экспансию, в том числе взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э., надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство.
     В 48 году до н. э.  Ирод стал в 25-лет губернатором (тетрархом) Галилеи (Иосиф Флавий, «Иудейские древности» ИД кн. 14, гл. 9:2), где прославился разгромом повстанцев Иезекии, отца Иуды Галилеянина. Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев.   
   Во время нашествия парфян в 40 году до н. э. Ирод оставил Галилею и бежал в Иерусалим, затем в Идумею, откуда через Египет (где побеседовал с царицей Клеопатрой - ИД кн. 14, гл. 14:2) отправился в Рим. Там он, заручившись поддержкой триумвира Марка Антония, был представлен римскому сенату и избран новым царём Иудеи. Вернувшись на Ближний Восток начал собирать наемную армию. После поражения парфян римляне усилили наёмную армию Ирода двумя регулярными легионами под предводительством Гая Сосия, которым удалось в 37 году до н. э. взять Иерусалим.
    Ещё во время осады, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь, тем самым, придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев, сам же он не был иудеем вообще. Мариамна была дочерью Александра Янная II и Александры, дочери царя и первосвященника Гиркана II. Её мать, желая спасти династию, около 42 года до н. э. приняла решение выдать Мариамну за Ирода, бывшего тогда тетрархом Галилеи. По словам Иосифа Флавия, Мариамна «красотою своею и уменьем с достоинством держать себя она превосходила всех своих современниц». Ирод очень сильно любил свою жену, но она относилась к нему с неприязнью, так как Ирод, борясь с Хасмонеями, уничтожил всю её семью и «она нисколько не стеснялась высказывать ему это прямо». Большое недовольство Мариамна вызывала у родственников царя. Мать и сестра Ирода убедили его, что супруга желает отравить его и он предал её суду. После приговора, Ирод не спешил казнить Мариамну, но его сестра Саломея пугала его народными волнениями, поэтому он приказал убить Мариамну.  После казни супруги «любовь царя к ней возросла ещё более, чем-то было когда-либо раньше». Ирод пытался найти утешение в охоте и пирах, но успокоения не получил.
    Талмудическая легенда, представляющая Ирода рабом, взбунтовавшимся против своих хозяев из дома Хасмонеев рассказывает, что, убивая всех представителей рода Хасмонеев, Ирод планировал оставить в живых полюбившуюся ему юную Мариамну и жениться на ней. Окончание и различные версии Талмудической легенды я приводить не буду.
    Антигона, низверженного и пленённого последнего иудейского царя Хасмонейской династии, который поддерживал парфян, казнили в Антиохии.
   В 31 до н. э., Марк Антоний потерпел поражение (а Ирод поддерживал сторону Марка Антония и Клеопатры), в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло землетрясение, унёсшее 30 тысяч жизней (ИД кн. 15, гл. 5:1-2). В общем, капец. Однако Ирод наладил контакт с новой римской властью - основателем Империи Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране. 

     Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля), который, несмотря на это, не стал называться Храмом Ирода, а сохранил своё название и по-прежнему считался Вторым Храмом, а не Третьим. Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 год до н. э.) расширил площадь Храмовой горы и выровнял поверхность. Ирод отстроил Храм и превратил его в красивейшее архитектурное сооружение, поражавшее современников своим великолепием. До настоящего времени сохранились участки стен, построенных Иродом вокруг Храмовой горы, высота стен достигает 45 метров. Сегодняшняя Западная стена, или Стена Плача, как раз и является частью этой опорной стены, т.е. частью возведенной Иродом платформы и стен вокруг. Храм Ирода просуществовал до 70 года н. э., когда был разрушен и сожжен римлянами под предводительством Тита.
     Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона (после завоевания Иерусалима) и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян». Могилу Ирода нашли на вершине Иродиона. Об этой находке сообщил в 2007 году израильский профессор Эхуд Нецер.
Продолжаю цикл «Патриархи, цари и пророки Израильские»

Петер Пауль Рубенс. Избиение невинных.
22.11.2022


Рецензии