Иоафам и Ахаз

«И избил Факей Иудеев сто двадцать тысяч в один день, потому что они оставили Господа Бога отцов своих… И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей». (2-я Паралипоменон, 28:6,8

    На удивление разные цари Иудеи, Иоафам и Ахаз, отец и сын, процарствовавшие в Иерусалиме ровно по 16 лет.
    Иоафам, сын Озии (об Озии см. http://stihi.ru/2022/10/27/6508), «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить». Он воевал с царем Аммонитян и одолел их, и Аммонитяне платили ему в год по сто талантов серебра и сколько-то там пшеницы и ячменя, т.е., он провел успешную военную компанию против Аммона. Но уже явной стала угроза со стороны Ассирии.  Израиль и Дамасское царство образовали антиассирийскую коалицию и конечно хотели видеть среди своих союзников Иудею. Иоафам отказался участвовать в коалиции, что вызвало раздражение израильского царя Менахема и арамейского царя Рецина (740—732 г. до н. э.).
    В целом, процарствовал Иоафам мирно и спокойно свои 16 лет, пророк Исайи относился к нему хорошо, считая благочестивым царем. В частности, Иофам поддерживал Иерусалимский храм.
     Ахаз, сын Иоафама, «он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах, и под всяким ветвистым деревом».
   Поэтому, по мысли составителей Библии, Господь предал Ахаза в руки царя Сириян, и они поразили его, взяли много пленных и отвели в Дамаск. А дальше Ахаз был предан в руки Израильского царя, который произвел у него великое поражение. «И избил Факей, сын Ремалиин, Иудеев сто двадцать тысяч в один день, потому что они оставили Господа Бога отцов своих». Вот это потрясающая логика, которой переполнен Ветхий Завет: явные отступники и язычники Израильтяне наказывают Иудеев, причем крайне жестоко, за то, что они оставили Господа. Это так, на заметочку.
   Дальше – больше: «И взяли сыны Израилевы в плен у братьев своих, Иудеев, двести тысяч жен, сыновей и дочерей; также и множество добычи награбили у них, и отправили добычу в Самарию». Но к счастью там был пророк Одед, и он обратился к Израильтянам: «вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. И теперь вы думаете поработить сынов Иуды и Иерусалима в рабы и рабыни себе. А разве на самих вас нет вины пред Господом Богом вашим? Итак, возвратите пленных, которых вы захватили из братьев ваших, ибо пламень гнева Господня на вас».
    В общем, приодели пленных Иудеев, помазали их елеем и отправили их в Иерихон, а сами возвратились в Самарию.
    Помимо библейской версии, есть и историческая: Ахаз, так же как и его отец, Иоафам, отказался вступить в антиассирийский союз (в который входили Израильское и Дамасское царства, а также правитель Газы Ганнон, представлявший филистимлян, Идумея (Эдом) и царь Тира Хирам II). Нежелание присоединиться к коалиции и вызвало поход в Иудею и осаду Иерусалима.  Только в битве погибло 120 тысяч Иудеев (следуя Библии). А в это время ситуация накалялась: приходили Идумеяне в Иудею, многих побили, а многих взяли в плен. Филистимляне взяли несколько иудейских городов и поселились там. «Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом».
     Я думаю, у Ахаза ситуация была на порядок сложней, чем у его отца, в кого бы они не верили. Так что Ахаз, запертый в Иерусалиме, отправил послов в Ниневию к Тиглатпаласару (фото 1) с просьбой о помощи. «Раб твой и сын твой я — приди и защити меня от руки царя сирийского и царя израильского, восставших против меня». Этот призыв, подкреплённый богатыми дарами, был услышан. В 734 году до н. э. ассирийская армия выступила в поход. Главным своим противником Тиглатпаласар видел Дамасское царство, стоявшее во главе антиассирийской коалиции. Однако первой пала Филистия. Царь Газы Ганнон бежал в Египет, но вскоре вернулся и признал власть Ассирии, уплатив огромный выкуп. Дальше Тиглатпаласар разгромил всех членов коалиции, имея в виду свою основную цель – Египет.
     В библейской версии все это выглядит так: «И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, … Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе. И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он - царь Ахаз. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю». Он устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, «и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих».
      
      Ассирийцы не шутили с покоренными народами, непокорство примерно наказывалось, любили они отрезать ступни и сажать на кол, причем это было массовым явлением. С другой стороны, им удалось создать первую настоящую империю, которую в дальнейшем просто воспроизводили Ново-Вавилонская и Персидская империи. А жестокость ассирийцев – возможно одна из причин быстрого распада и уничтожения их империи.
     Вслед за Ахазом на престол в Иерусалиме сел его сын Езекия (о царе Езекии см. http://stihi.ru/2022/05/02/6581), который отличался набожностью чрезвычайной. Тем не менее, последние археологические находки, в частности его печать, показывают, что все они были к вере в Господа неустойчивы. Но об этом в другой раз.
Цикл «Патриархи, цари и пророки Израильские»

Тиглатпаласар  III. Каменная панель. Ассирийская работа, 728 год до н.э.


Рецензии