Амасия и Озия

«И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой» 2-я Паралипоменон, 25: 22

    9-й и 10-й цари Иудейского царства и их истории на удивления характерны в двух отношениях: делаешь ли ты угодное в очах Господних, или не делаешь, все равно успех твой определишь ты сам (или случай), и второе, отношения двух частей еврейского народа, разделенного в двух царствах, Северном и Южном, намного интересней для участников, чем весь остальной мир, и бесконечные войны между Израилем и Иудеей разразились с новой силой при этих царях, ослабляя каждое из царств, на радость супердержав того мира, Египта, Сирии и Ассирии.
    Амасия («Яхве могуч»), сын Иоаса - 9 царь Иудейского царства. Взошёл на престол в 25 лет и царствовал 29 лет во второй половине IX века или в первой половине VIII века. Годы правления 840;811 годы до н. э. (по данным «Jewish Encyclopedia»).
«И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца», убил он убийц своего отца, но детей их он не умертвил, «так как написано в законе, в книге Моисеевой: не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть».
    Собрал Амасия Иудеев и Вениаминян, и оказалось, что их триста тысяч. Кроме того, он нанял еще сто тысяч из Израильтян за сто талантов серебра. Но пришел (не названный) человек божий, и сказал: «царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема. Иди один». А насчет денег человек божий сказал: «Может даст тебе Господь более сего».
     Амасия повел народ свой, и пошел на долину Соляную (это Идумея, или Эдом) «и побил сынов Сеира десять тысяч; и десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен, и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились совершенно».
     По всему видно, что его военная компания против Эдома была успешной, но Амасия, придя после поражения Идумеян, «принес богов сынов Сеира и поставил их у себя богами, и пред ними кланялся и им кадил. Тут же воспылал гнев Господа на Амасию», тот послал к нему пророка (тоже не названного), и тот спросил, зачем он прибегает к богам другого народа.  Царь отвечал: «разве советником царским поставили тебя? перестань, чтобы не убили тебя». Пророк, только сказал: «знаю, что решил Бог погубить тебя, потому не слушаешь совета моего».
    И послал Амасия к Иоасу, царю Израильскому, сказать: «Выходи, повидаемся лично». Иоас отвечал, явно с троллингом, назвав тщеславием победу Амасии над Идумеянами. «Падешь ты, и Иудея с тобою».
По версии библии, исход был предрешен: «от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса за то, что стали прибегать к богам Идумейским». Не убедительно, но характерно, Израильтяне со времен царя Ахава поклонялись Ваалу и Астарте.
    И выступил Иоас, царь Израильский, и увиделись лично, он и Амасия, царь Иудейский, в Вефсамисе Иудейском. «И были разбиты Иудеи Израильтянами, и разбежались каждый в шатер свой».
    И Амасию, царя Иудейского, захватил Иоас, царь Израильский, в Вефсамисе и привел его в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей; и взял все золото и серебро, и все сосуды, находившиеся в доме Божием, и сокровища дома царского, и заложников, и возвратился в Самарию. Собственно, как всегда при разграблении, хоть братьев, хоть кого. Амасия прожил еще пятнадцать лет, а вместо него Иудеей правил его сын Озия (Азария).
      После смерти Иоаса Амасия был отпущен на свободу. Вернувшись в Иерусалим, он был вынужден делить власть со своим сыном Озией. Через некоторое время против царя был составлен заговор. Амасии удалось бежать, и он укрылся в городе Лахиш. Возможно, что несколько лет в Иудее царило двоевластие. Так что у нас два варианта: либо войска, верные Азарии (Озии), захватили Лахиш и убили Амасию, либо версия 2-й книги Паралипоменон: «И после того времени, как Амасия отступил от Господа, составили против него заговор в Иерусалиме, и он убежал в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там». Впрочем, это не очень важно.

     Озия воцарился в шестнадцать лет, и царствовал 52 года. «И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог». Он сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа, Иавиеи и Азота, построил города в области Азотской и у Филистимлян. «И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян».  Он был сильным государем, имя его дошло до пределов Египта, Аммонитяне платили ему дань. Под рукой его военной силы было 307500 человек.
    «Но, когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном».
И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, они воспротивились Озии царю и сказали ему: «не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не будет тебе это в честь у Господа Бога».
Фактически, он наступил на установленный порядок и привилегии священников, это ясно. Озия разгневался, в руке у него была кадильница для каждения, и в этот момент «проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного. И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь».
   Озария был прокаженным до конца жизни, жил он в отдельном доме, был отлучен от дома Господня. А его сын Иоафам управлял домом царским и народом земли.
   Сюжет с наказанием Озии проказой – уникальный, Господь больше никого из царей Иудеи и Израиля проказой не наказывал, хотя грехи некоторых из них с точки зрения тогдашних идеологов, священников Господа, были несомненно более существенными, так что это выглядит несколько притянуто, тем более что заражение «библейской болезнью», до сих пор не выясненное, не может произойти мгновенно.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Царь Озия, пораженный проказой», 1635
27.10.2022


Рецензии