Иорам, Гофолия и Иоас

    Чрезвычайно интересные персонажи, которые показывают, как разваливаются два государства, состоящие из одного народа, под воздействием идеологических соображений различных групп. Иорам, став царем после смерти Иосафата, начал с того, что убил всех своих братьев, его сын Охозия процарствовал год и был убит под горячую руку Ииуем, когда тот истреблял семейство Ахава, на что его помазал Господь, а Гофолия, после смерти своего сына Охозии, истребила всё царское племя дома Иудина, кроме Иоаса, которого спрятали. Подросший Иоас получил трон благодаря Иодаю, но был убит в результате заговора. В результате оба царства были обескровлены и вплотную подошли к краю пропасти.

    Иорам, сын Иосафата - 5-й царь Иудейского царства, правивший с 851 по 843 год до н. э. Через брак с Гофолией - по одной версии (4Цар. 8:26), дочерью израильского царя Омри, по другой (4Цар. 8:18) - царя Ахава, - состоял в родстве с израильским царём Иорамом. Замечу во избежание путаницы, что Иорамов было двое, один – царь Израильский, другой – царь Иудейский.
     После восхождения на престол Иудеи Иорам отдал приказ убить всех своих братьев и многих приближенных своего отца Иосафата. Он «ходил путем царей Израильских, поступал как дом Ахавов, потому что дочь Ахавова была женою его, - и делал он неугодное в очах Господних». Иорам также считался первым из иудейских царей, нарушивших истинные законы богопочитания. Возможно, что упомянутый во IV книге Царей (11:18) храм Ваала был построен при Иораме по настоянию Аталии (Гофолии).
   Как всегда, все земные дела решаются Господом, и тут Господь не хотел погубить «дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом». Ведь в начале правления Иорама от Иудеи хотела отделиться подвластная ей Идумея (Эдом или Едом). «Иорам с военачальниками, встав ночью, поразили Иудемян», однако Едом тем не менее вышел из-под контроля Иудеи, в результате чего Иудея утратила контроль над торговыми путями в Аравию, что в военном отношении в скором времени скажется непосредственно.
     «Также высоты устроил он на горах Иудейских, и ввел в блужение Иудею и жителей Иерусалима, как вводил в блужение дом Ахавов», а за это «Господь поразит поражением великим народ твой, и сыновей твоих, и жен твоих, и все имущество твое, тебя самого – болезнью сильною, что будут выпадать внутренности твои от болезни со дня на день». И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, и они пошли на Иудею, которая подверглась опустошительному набегу. Тогда погибли все сыновья Иорама, кроме Охозии.
     И действительно, испытав многие несчастья, Иорам стал сильно болен. Поразил «Господь внутренности его болезнью неизлечимою, потом выпали внутренности его, и он умер в жестоких страданиях. Правил он восемь лет и отошел неоплаканный, и похоронили его в городе Давидовом, но не в царских гробницах». Все его правление было отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.   
      После Иорама воцарился его младший сын Охозия, сын Гофолии. «Он также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела».
      Он пошел с Иорамом, сыном Ахавовым, царем Израильским, на войну против Азаила, царя Сирийского, в Рамоф Галаадский. Сирияне его ранили, он возвратился в Изреель, а Охозия пришел посетить Иорама в Изреель. «И от Бога было это на погибель Охозии, что он пришел к Иораму: ибо, по приходе своем, он вышел с Иорамом против Ииуя, которого помазал Господь на истребление дома Ахавова. Когда совершал Ииуй суд над домом Ахава, он убил всех князей Иудийских и сыновей братьев Охозии. Он велел искать Охозию, и взяли его, и привели его к Ииую, и «умертвили его, и похоронили его, ибо говорили: он сын Иосафата, который взыскал Господа от всего сердца своего».
     В доме Охозии ни осталось никого, кто мог бы царствовать. «Ибо Гофолия, мать Охозии, увидев, что умер сын ее, встала и истребила все царское племя дома Иудина». Но Иосавеф, дочь царя, спрятала Иоаса, сына Охозии, скрыв Иоаса от Гофолии, и она не умертвила его. «И был он у них в доме Божием скрываем шесть лет; Гофолия же царствовала над землею». Царица Гофолия 898 г. до н.э. – 836 г до н.э.
    Но на седьмой год священник Иодай и его сторонники прошли по Иудее, собрали левитов и глав поколений Израилевых и пришли в Иерусалим. И заключило все собрание союз в доме Божием с царем. И сказал им Иодай: «вот сын царя должен быть царем, как изрек Господь о сыновьях Давидовых».
   «И вывели сына царя, и возложили на него венец и украшения, и поставили его царем; и помазали его Иодай и сыновья его и сказали: да живет царь!» И услышала Гофолия голос народа, бегущего и провозглашающего о царе, и вышла к народу в дом Господень, и разодрала Гофолия одежды свои и закричала: заговор! заговор!
    Иодай сказал начальникам сотен: выведите ее вон, и, кто последует за нею, да будет умерщвлен мечом. Но не умертвите ее в доме Господнем.  И дали ей место, и когда она пришла ко входу конских ворот царского дома, там умертвили ее.
    Вообще, история с царицей Гофолией очень похожа на то, что произошло с царицей Иезавелью (см. «Иезавель» http://stihi.ru/2021/10/15/298, 873—852 гг. до н. э., жена Израильского царя Ахава, и, возможно, мать Гофолии),
    «И пошел весь народ в капище Ваала, и разрушили его, и жертвенники его и истуканов его сокрушили; и Матфана, жреца Ваалова, умертвили пред жертвенниками».
     Царя проводили из дома Господня чрез верхние ворота в дом царский, и посадили его на царский престол. Иоасу было семь лет. «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни Иодая священника. И взял ему Иодай двух жен, и он имел от них сыновей и дочерей.»
    Иоас решил обновить дом Господень, «ибо нечестивая Гофолия и сыновья ее разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов». По всей Иудее и Иерусалиму приносили иудеи дань, наложенную еще Моисеем на Израильтян в пустыне, так что дом Господень был обновлен и укреплен.
    Но состарился и умер Иодай, «И похоронили его в городе Давидовом с царями, потому что он делал доброе в Израиле и для Бога, и для дома Его». Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю; тогда царь стал слушаться их. И оставили дом Господа Бога отцов своих и стали служить деревам посвященным и идолам, - и был гнев Господень на Иуду и Иерусалим за сию вину их.
      Господь посылал пророков для обращения, ничего не действовало. «И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас.»
     Его побили камнями по приказанию царя, на дворе дома Господня. «И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!»
     И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали в Дамаск. Сирийское войско было скромное, но «Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих».
     И над Иоасом совершили они суд, и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах. Известны имена заговорщиков, они перечислены в Библии. Таков был конец Иоаса. Все это - результат междоусобицы, идеологической борьбы, и обескровливания обеих царств. Результат скоро последует: полное уничтожение государств и выселение почти всех Иудеев и Израильтян.

Шарль Антуан Куапель.  Antoine Coypel, Изгнание Аталии из Храма, 1697. Лувр
17.10.2022


Рецензии