Айсана ч. 1

Нартский эпос

Часть IV Айсана

Где неба синь, где с гор бродяга
Туман клубится, торя зрак*.
В селенье нарта Урызмага**
Родился сын – вот добрый знак.

И сразу весть, хвала малому.
Дошла до неба самого.
Что Боги враз с раскатом грома
все ощутили торжество.

Дзуар, небесный богожитель,
Сам САфа*** речь о том завел.
Устроить пир**** (он покровитель),
В село пришел, вола привел.

Тот белым был с бечевкой шелка,
Стан удивителен, тяжёл.
Где Урызмага дом на горке
Он с восклицаньем подошел:
«Достатка вам, друзья, без торга!
И долгих лет, минуть тяглО.
Живет твой сын пусть долго-долго,
А воспитаю я его!»

Сказал и враз, вола забили,
Он пир устроил, прочь покой.
Все нарты Бога окружили,
И лился ронг***** сплошной рекой.

А после пира рьян был Сафа,
Мальца на руки, тих чуток.
С ним возносясь под гласы разом
В небесный свой родной чертог.

День шел за днем, взрослел парнишка,
Тот, что тут звали Айсаной******.
Способный к знаньям был он слишком,
Бог любовался им порой.

А тут друзья пришли проведать.
Шел первым прежде УастырджИ*******,
За ним АфсАти******** шел разведать,
Весь скот пред ним сидит в тиши.

Потом Тутыр********* и УацИлла**********,
За ними НОгбон*********** с ЕлиА***********.
К ним мальчик вышел благочинно
Помог с коней сойти, снуя.

Сам седла снял и принял бурки,
Взял плети и отнес всё в дом.
Там разложил враз у печурки,
Жизнь расходилась чередом.

И Сафа звал друзей заботно,
Для них накрыл обильный стол.
А АйсанА гостям почётных
Прислуживал, всех обошел.

Шел долго пир, они рядили -
Кому почёт и вдруг тоска…
То взгляд на землю обратили,
А там айгуров************ шли войска.

И главное, что те хулили,
Где нарты, земли их в пути.
Навозом кони завалили
Селенье нартов, не пройти.

А нарты старшие в походе,
Ушли давно, не до кричать.
На Площадь игрищ при народе
Пришли, кто может меч держать.

Айгуры ж этим забавлялись,
Вон нарты пляшут в маете.
Пускались стрелы, вдохновлялись,
Что безответны нарты те.

Кому стрела между лопаток,
Тот сразу пляшет веселей.
Кому в колено как в задаток
Врезают пикой без затей.
А нарт подпрыгивал проворней
И выше, словно в пятках зуд.
Дивятся Боги: «Нарты – ровни,
Ни меч, ни стрелы не берут.
Возможно, созданы с железа?!»

Из дома, где АхсартаггАт*************
Жил раньше, дева, вся белеса,
Лучась улыбкой, кой люд рад.   

В мир вышла и пошла к колодцу,
Сама же утра суть - звезда.
Сверкая, воду пьет, лик солнца
Струиться в ней, душа чиста.

Светятся отблески ритмично,
Дивятся Боги чудесам:
«Да! Красота! Как необычно!», -
И Сафе: «Погляди то сам!»

А АйсанА на то отвлекся,
Да опрокинул враз кувшин,
Что с ронгом был, не уберегся,
Бог дал пощечину:

                «Ох, сын!
Неловок ты, слюну пускаешь,
С мечтою в глупой голове.
Взгляд не по возрасту бросаешь,
О деве рано знать тебе!»

«Не потому кувшин я бросил,
Что дева ладная в ходьбе!
А потому, народ мой в спросе,
Айгуры топчут во злобе!
Там старики, я право брошусь,
Отец и мать, все ль доживут.
Я ж здесь на небе, не тревожась,
Живу, меня не позовут.
А женщина, что с солнцем схожа,
Подобна утренней звезде.
Невестка наша светлокожа -
Жена Сослана. В череде

Дней этих, нет заглавных нартов
В селе, в походе, далеко.
Иначе кто посмел б с азартом
Напасть на нас, как вор - ракло*************

«Достойно молвишь!», - вспрял тут САфа,
«Коль собираешься в поход,
Мы, Боги для тебя без штрафа
Подарки сделаем в заход».

Сказал и меткий лук и стрелы
Подал, а также грозный меч.
Все принял АйсанА, узрело,
И на коня вскочил, чтоб бечь.

Ударив плетью от Уациллы,
Гремящей, всех врагов побить.
И вскоре на земле багрило,
Приехал к нартам подсобить.

*)зрак. - церк., книжн., поэт., устар. взгляд, взор.
**)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания. За Урызмага вышла замуж Шатана. Она обманула Урызмага, притворившись его первой женой Елдой (в других версиях сказания у Урызмага не было жены, а Шатана, достигнув совершеннолетия, заявила, что будет его женой). У Урызмага был безымянный сын, который помог ему одолеть мифических существ в стране Терк-Турк.
***)Сафа (осет. Сафа, от греч.«Савва Освященный») - в осетинской традиционной религии и нартском эпосе дзуар-покровитель домашнего очага и надочажной цепи. В некоторых сказаниях описывается как кузнец. Сафа подарил людям цепь домашнего очага (осет.рхыс), которая играла значительную роль в общественной и семейной жизни. Люди, произнося торжественные клятвы, и кровники в знак примирения, прощая друг друга, держались за эту цепь. Клятва, данная в честь Сафа, считалась священной, и нарушивший её подвергался общественному осуждению.
****) Здесь отголоски двух древних осетинских обычаев. По одному обычаю, устраивали пир в честь мальчика-первенца, по другому - отдавали его на воспитание в чужую семью. Последний обычай совершали тогда, когда мальчику-воспитаннику (амцегу) исполнялось несколько лет. До совершеннолетия он находился у своего воспитателя, потом тот возвращал его в родной дом, получая за это от родителей богатые подарки. С этого времени воспитатель и родители мальчика становились родственниками и помогали друг другу во всех трудных случаях.
*****)Ронг - хмельной напиток, упоминаемый в нартских сказаниях, отличавшийся крепостью и приятным вкусом
******)Айсaна - сын нарта Урызмага.
*******)Уастырджи или Уасгерги - важнейший дзуар в традиционной религии осетин, один из героев Нартского эпоса. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Имя Уастырджи происходит от Wac Gergi «Святой Георгий».  В нартском эпосе Уастырджи описывается как небожитель, и изображается в виде старца на белом коне, одетого в белую бурку. Спускаясь на землю, он проверяет людей, чтобы узнать, помогают ли они друг другу в нужде и горе. Уастырджи поддерживает хорошие отношения с нартами, с которыми он участвует в их походах за добычей и в пиршествах. В осетинских нартовских сказаниях он выступает соблазнителем женщин, является отцом знаменитой нартовской красавицы Шатаны.
********)Афсати, Апсати (груз., осет.фсати, от греч.«св. Евстафий») - божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа. Афсати является одним из самых почитаемых дзуаров в осетинском пантеоне. Афсати, будучи покроителем диких животных, которые назывались «скотом Афсати», особенно покровительствовал оленям и кабанам. Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой, сидящим на высокой горе Адай-Хох, где он обитал. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством.
*********)Тутыр (осет. Тутыр) - в осетинской мифологии и нартском эпосе одно из главных божеств, покровитель людей, ворующих скот, хозяин волков. Его имя произошло от имени святого Феодора Тирона. Тутыр управлял волками, которые полностью подчинялись ему. Тутыр часто вступает в ссору с Фалварой - покровителем овец. В нартском эпосе Тутыр - приятель нартов, которым он неоднократно помогал. Например, Сослан был закалён в волчьем молоке.
**********)Уацилла (осет. Уацилла, дигор. Елиа «святой Илья») - герой осетинского нартского эпоса, дзуар-громовержец в традиционной религии осетин. Уацилла является небесным жителем, который находится в состоянии постоянной вражды с нартами. В осетинской мифологии Уацилла - громовержец и повелитель бурь, покровитель земледелия и урожая, поэтому он называется «хлебным Уацилла». Ему было посвящено несколько святилищ, среди которых самое известное — Тбау-Уацилла - находится на горе Тбау в Даргавском ущелье. Во время обряда три пирога Уацилла посвящён третий тост. Уацилла приковал к луне чудовище Артауза, сотворённого Богом для добра, который, однако, ослушавшись Бога, стал учить людей злу. Артауз постоянно грызёт свои цепи на луне, пытаясь освободиться и расправиться с жителями земли. Также Уацилла внимательно следит за новорождённым змеевидным чудовищем Руймоном, который может, увеличившись до неимоверных размеров, уничтожить всех людей, живущих на земле.
***********)Нoгбон - один из небожителей, владыка нового года, букв, «новый день».  в осетинской мифологии - владыка Нового года; один из популярных народных праздников осетин, знаменовавший встречу Нового года. В буквальном переводе — новый день.
************)Елиа - повелитель грома. Бог грозы и хлебных злаков; встречается в эпосе и под именем Уациллы. В старину удары молнии приписывали Уацилле. Убитого молнией не оплакивали, чтобы не разгневать грозного божества; его хоронили там же, где он был убит, с особыми церемониями.
*************)Агyры - упоминаемый в нартских сказаниях народ, реальным прототипом которого послужили, вероятно, огуз-огуры. С ними предки осетин, аланы, сталкивались в войнах в VI—VII вв. н. э.
**************)Ахсартагката (осет.) - один из трёх родов, являющих собой эпический народ нартов. Кроме Ахсартагката существуют нартские роды Алагата и Бората. Все три нартских рода живут на одном горном склоне в трёх разных селениях: «Верхние Нарты» принадлежат роду Ахсартагката, «Средние Нарты» - роду Алагата и «Нижние Нарты» - роду Бората. Род Ахсартагката владел тайным и чудодейственным хатским языком, который не понимали остальные нартские роды. Родоначальником рода Ахсартагката является Ахсартаг - сын Уархага и Сайнагон. Род Ахсартагката славится прославленными нартовскими героями Урызмагом, Хамыцом, Сосланом, Батрадзом и красавицей Шатаной. Подвигам этих героев посвящена большая часть осетинского нартовского эпоса.
***************)ракло. 1. тж. собир., жарг. мелкий воришка; босяк

Продолжение следует…


Рецензии
Как здорово Игорь что ты продолжаешь свою поэму, прославляя нартовских героев, вкладывая в их слова и поступки народные мудрости, МОЛОДЧИНА! Я с интересом иду читать дальше и извини что не смог зайти раньше с теплым дружеским рукопожатием АЮ

Андрей Юрич   26.10.2022 17:19     Заявить о нарушении
Доброе утро, Андрей! Всегда раж тебе, дорогой Друг. Читай сказку. Игорь

Игорь Апрельский   29.10.2022 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.