Старухи на фоне исторического процесса. 3 действие

               
                ДЕЙСТВИЕ  ТРЕТЬЕ.      
                ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ.
                ТАМАРА ДМИТРИЕВНА, ЛАРИСА, АВТООТВЕТЧИК.
            Комната Ларисы. Лариса разговаривает по телефону с автоответчиком. Тамара Дмитриевна сидит за столом, раскрашивает детскую раскраску, показывает Ларисе, как у нее получается, Лариса жестами дает знать, что ей нравится.
    АВТООТВЕТЧИК  (недолго звучит музыка). Здравствуйте. Вас приветствует голосовой помощник Елена. Ваш баланс 97 рублей 17 копеек. По вопросу мобильной связи нажмите один, домашнего интернета и ТВ нажмите 2, если ваш звонок связан с услугами спутникового ТВ , нажмите 3.Чтобы прослушать информацию еще раз нажмите клавишу решетка.
     ЛАРИСА. Милушка, мне надо отменить подписку. Я никакую подписку не делала.
     АВТООТВЕТЧИК. Извините  я вас не понимаю. Сформулируйте ваш вопрос.( Снова перечисляет, на какую клавишу надо нажимать, чтобы узнать баланс и так далее.)
     ЛАРИСА. С меня каждый день списывают деньги. Мне не нужна подписка.  Отмените подписку. Я никуда не подписывалась! (Раздраженно прекращает звонок.) Да хватит уже! Сил нет никаких! (Включает телевизор.) Никуда не дозвониться.
            На экране телевизора идут новости, появляется Обама.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (поднимает голову от раскраски, показывает карандашом на экран). Это американский начальник.
     ЛАРИСА (удивленно смотрит на мать).Обаму узнала? А я кто?
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (равнодушно, не поворачивая головы). Не знаю. Наверное, моя компаньонка. (Поворачивает голову, с сомнением.) Или соседка.
                На экране украинцы валят памятник Ленину.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (с нежностью, восторгом). А это Владимир Ильич Ленин -  вождь мирового пролетариата. (Тревожно.) Зачем они его ломают?
    ЛАРИСА. Они его не ломают.  Они его в починку отнесут. В покраску. В побелку.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА . Он и так белый.
     ЛАРИСА. А они его еще белее сделают - белее белого. (Загораживает экран собой и водит рукой матери  по раскраске, стараясь ее отвлечь.) Раскрашивай, мамуль, мне очень нравится, как у тебя получается.
           На экране появляется украинец со знаменем. На знамени изображена свастика.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА  (смотрит на экран из-за Ларисы с любопытством). Это кино про войну?
     ЛАРИСА (выключает телевизор). Да. Это кино.
      ТАМАРА ДМИТРИЕВНА. Вы знаете какая была страшная война? Мамочка моя любимая Серафима Михайловна такая добрая была! Съела весь хлеб, который нам на карточки дали, и плачет. Славка, Спартак, Нинка тоже стоят рядом и плачут. А потом хлеб стала получать я и в чемодан под кровать прятать. А ключик вот здесь носила. (Показывает на грудь, ощупывает ее с тревогой.) А где же он?
     ЛАРИСА. Кто?
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (в панике). Ключа нет!
     ЛАРИСА. Он у меня.
      ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (успокоившись). Ну ладно. (Мечтательно.) Что-то хлебца захотелось поесть… Мамочка моя Серафима Михайловна любила кильку с подсолнечным маслом, луком и хлебом…
     ЛАРИСА(ласково). Я помню. (Достает банку с килькой, отрезает хлеб, делает бутерброд). Вот тебе и хлебушек, и лучок, и маслице, и килечка (дает матери откусить из своих рук).
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА(откусывает). Как вкусно…Спасибо, мама. (Берет руку дочери, прижимает к щеке, нежно смотрит ей в глаза, потом отпускает, снимает аккуратно перчатки, убирает их в ридикюль, смотрит на часы.) Московское время восемь часов ровно. (Начинает самостоятельно есть.)
                ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ.
            ТАМАРА ДМИТРИЕВНА, ЛАРИСА, внучка СИМА и  СЕРАФИМА МИХАЙЛОВНА из видения .
      Тамара Дмитриевна с удовольствием ест бутерброд, Лариса штопает, тикают часы. Их тиканье усиливается. На сцену, взявшись за руки, выбегают внучка Сима и Серафима Михайловна. Они бегают вокруг стола, кружатся, подают Тамаре Дмитриевне заговорщические знаки, Тамара Дмитриевна отвечает им.
                Видение ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ.
Звучит громкий ШЕПОТ (запись голосов СИМЫ и СЕРАФИМЫ МИХАЙЛОВНЫ ). Я внучка Сима. -  Я мама Сима. - Я любимая внучка Сима.- Я мамонька любимая Серафима Михайловна. – Мы обе Симы. – Бабулечка…  -  Тамарочка, доченька…
     ЛАРИСА  ( встает ).Мам, я пойду в магазин схожу.
      Часы перестают тикать. Сима и Серафима Михайловна машут Тамаре Дмитриевне, посылают воздушные поцелуи, убегают. Тамара Дмитриевна тоже посылает им воздушный поцелуй.
     ЛАРИСА (прихорашивается перед зеркалом, берет авоську). Я быстро. Не скучай. Вот телевизор пока посмотри. (Включает телевизор, дает матери пульт, обнимает, целует, уходит, запирает дверь снаружи.)               
                ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ.
     ТАМАРА   ДМИТРИЕВНА пенсионерка, несколько молодых  пар: ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ  и МИХАИЛЫ  МАКСИМОВИЧИ в молодости.
                ВИДЕНИЕ ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ.
 Тамара Дмитриевна щелкает пультом, на экране мелькают обрывки передач. (Например, мелодрама, попса, ругань в ток-шоу, Дом2, останавливается на опере «Чио-Чио-сан» ДЖ. Пуччини.) Звучит ария мадам Баттерфляй. Тамара Дмитриевна прикрывает глаза. Появляется Михаил Максимович с баяном и молодая Тамара Дмитриевна, она поет вместе с вокалисткой в телепередаче. Тамара Дмитриевна выключает телевизор и слушает молодую Тамару Дмитриевну. Потом появляется вторая пара  ,потом третья, четвертая, пятая. У каждой пары свое музыкальное произведение, которое накладывается на те, что исполняют другие пары. Репертуар для других пар: ария Тамары из оперы А. Рубинштейна «Демон» («Ночь тепла, ночь тиха), романс «Белеет парус одинокий» А. Варламова на стихи М. Лермонтова, ария Антониды из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» («Не о том скорблю, подруженьки»), песня Ольги « Как у нас на улице» из оперы «Русалка»  А. Даргомыжского, «Соловей» Алябьева. Какофония постепенно нарастает. Тамара Дмитриевна встает с кресла, подходит сначала к одной паре, потом к другой, третьей. Она с удовольствием и пристрастием оглядывает себя молодую, у кого-то поправляет воротничок или бант, или юбку, всех Михаил Максимовичей целует в губы, начинает танцевать. Танец ускоряется, становится бесноватым. Тамара Дмитриевна  обрывает занавески на окнах, сбрасывает на пол цветочные горшки, вазу, сдергивает скатерть с посудой, одну чашку с удовольствием хлопает об пол, радуется  - громит все, что не жалко разбить театру. В конце концов Тамара Дмитриевна в изнеможении падает в кресло. Свет гаснет, музыка резко прерывается, через оглушительную паузу начинают тихонько тикать часы. Свет выхватывает Тамару Дмитриевну. Она медленно встает с кресла, оглядывает опустевшую комнату, словно видит ее впервые.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (оглядываясь по сторонам). Мне кажется, я только что родилась…(Говорит с удивлением и счастьем, умиротворением и восторгом.)
         Тамара Дмитриевна подходит к зеркалу -  с удивлением вглядывается в свое отражение, с ненавистью и презрением плюет в отражение и горделиво отходит, направляется к двери, дергает ручку, дверь не поддается, идет к окну, открывает его и деловито ,с ловкостью вылезает наружу, не забыв прихватить клюшку, ридикюль и шляпу.
                ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.
      ТАМАРА ДМИТРИЕВНА, БАБУШКА СЕРЕГИ, СЕРЕГА, ОТЕЦ СЕРЕГИ, СТАРШИЙ СЫН  ЕГОРА с котом.
       На улицу выходит Серегин отец, садится на корточки в привычную позу, закуривает, вслед за ним выходит Серегина бабушка, опускается на лавку, начинает сматывать несколько клубков шерсти в один. Они не обращают друг на друга никакого внимания. Тамара Дмитриевна степенно проходит мимо, вежливо раскланивается, уходит по широкой дороге вправо за кулисы. Слева   из-за дома Ларисы появляется пьяный в стельку Серега. Его заносит, качает из стороны в сторону. Он подходит к бабушке и с размаху плюхается перед ней на колени, утыкается головой в подол. Бабушка откладывает клубки в сторону, гладит внука по голове.
     БАБУШКА СЕРЕГИ. Сереженька,   гулеван ты мой, опять пьяней вина…Чаво ж ты , внучек, лопашь так, меру свою не знашь? Нехорошо пить вино-то. Надо жизню свою устраивать трезво. И одевку эту все носишь как на смех …Бяда…
     СЕРЕГА (поднимает голову).Жизнь! Что это за жизнь? На хера мне такая жизнь! Это разве жизнь? Это мученье одно, а не жизнь! (Снова утыкается бабушке в колени.)
     БАБУШКА СЕРЕГИ. Сережа...сердешный...хошь я тебе сказочку скажу, как раньше маленькому сказывала?
     СЕРЕГА (поднимает голову, смотрит на бабушку с любовью). Сороку ,баушка, расскажи.
     БАБУШКА СЕРЕГИ  (берет ладонь внука, водит по ней пальцем, потом загибает  пальцы Сереги , начиная с мизинца). Сорока Белобока кашку варила, кашку варила  -детушек кормила: этому винца, этому пивца, этому кашки, этому бражки. А ты, толстой, у ворот постой  - скобы погрызи. (Стучит по большому пальцу.)  Сережа, внучек, не пей. Работать надо. Я работала. Портрет Ленина  вышила.(С гордостью.) Орден за это получила. В Кремле вручали.
     СЕРЕГА (поднимает голову, с нежностью смотрит на бабушку). Баушка, а на день рождения выпить можно?
      БАБУШКА СЕРЕГИ. Можно. Как же на день рождения не выпить? Можно и выпить. Только закусывать надо. Сейчас ведь жить-то как гожа -  хлеба вдосталь, только закусывай. Закусывать будешь-  не развезет так-то. Мы в войну трудно жили. И как царя прогнали, тоже несладко было. Голодали. Колхозы начались. До революции у нас все было: четыре коровы, и две лошади, и овцы, и гуси, и куры. Отец коробки под роспись делал, мать вышивала… Коров заставили сдать. И Зорьку сдали, и Красавку, и Пеструху…(Напевает на мотив колыбельной и качает прижавшегося к ней Серегу.) «Отрублю рога и хвост- не пойду я к вам в колхоз... По колхозному вопросу  сходка собирается -там зажиточный мужик с лентяем поравняется…»   Одну коровушку разрешили оставить -  Буренку рыжую. Старая она была. С нее налог молоком брали. Сто литров в год. Мы Буренку жиденько кормили,  молоко нежирное. За нежирное -то молоко норму добавляли -  масло велели сдавать. Отец мой добавку в магАзине  куплял. Маслом топленым относил. Сами маслица не едали… А мясо-то в погребе в бочках присаливали. Иль на чердаке под крышей вялили. Перед готовкой на ночь замачивали. Ноне у всех холодильники. Только живи.
         Из дома Егора раздается истошный кошачий крик. В окне появляется старший сын Егора с котом в руках. Он ковыряет что-то на мордочке у животного.
     СЕРЕГА (резво безо всяких следов опьянения вскакивает на ноги, подбегает к дому соседей, наставительно и ласково говорит мальчику). Пошто ты мучаешь котика?
     СТАРШИЙ СЫН ЕГОРА (агрессивно). Он мой.
      СЕРЕГА. А ты все равно не мучай. Нехорошо.(Снова возвращается в прежнее состояние. Идет к бабушке, качаясь, размахивая руками, как ветряная мельница, с ожесточением ругаясь.)Вашу мать…Пошли все…Ненавижу…Гады…
     СЕРЕГИНА  БАБУШКА  (встает, идет навстречу внуку, обнимает его, подпирая собой). Пойдем, Сережа домой. Там сидит лямой, портянки сушит, он нас задушит. (Уходят.)   
                ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ.
                ЛАРИСА, ЕГОР, СЕРЕГИН ОТЕЦ.
     Серегин отец сидит в прежней позе, курит. Лариса подходит к дому, открывает дверь, увидев разруху, бросает сумки, бежит за кулисы в другую комнату, ищет мать, возвращается, видит раскрытое окно, выскакивает на улицу, оглядывается по сторонам.
     ЕГОР (высовывается из окна). Михална. Мать  что ли потеряла?
     ЛАРИСА. Ты ее видел?
     ЕГОР. Вроде туда пошла. (Показывает рукой направление.)
     ЛАРИСА. Давно?
      ЕГОР. Минут десять.   
    Лариса убегает за кулисы, Егор смотрит ей вслед, скрывается в доме.
                ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ.
                СЕРЕГА, СЕРЕГИНА БАБУШКА, СЕРЕГИН ОТЕЦ.
Серега выходит из дома, подходит к отцу, без слов грубо берет его руку с сигаретой, прикуривает, садится на скамейку, курит. Бабушка Сереги выходит с метлой, подметает, разговаривает  ни к кому не обращаясь, сама с собой.
     СЕРЕГИНА БАБУШКА. Царь-то сейчас хороший  -  в магазинах всего полно. А бывало и голодом сидели. Велели в заготовку масло сдавать. У нас масло-то не было. Мы картошку продавали и масло покупали. И сдавали, а сами маслица-то и не едали. Я раз масло –то съела, пока в контору несла, так отцу пришлось масло-то опять у людей покупать, чтобы норму сдать. Хватит курить-то, пойдемте я вас покормлю.
                Все уходят в дом.
                ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ.
      ТАМАРА ДМИТРИЕВНА, ЛАРИСА, ВСЕ СОСЕДИ, НИКИТА , его ЖЕНА и МАЛЫШКА на экране скайпа, галлюцинации ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ, ЭКРАН, на котором мелькают грядущие политические события.
       Лариса возвращается, ведя мать за руку. Она в смятении, от безмятежности не осталось и следа. Тамара Дмитриевна идет, плотно сжав губы, сопротивляясь. Соседи прилипли к окнам. Лариса затаскивает мать в дом.
     ЛАРИСА (кричит). Ты что наделала? Зачем ты это устроила? (Показывает на разруху в комнате.) Я же не девочка! Мне все это трудно! (Приближается к матери вплотную, хватает ее за плечи, трясет, кричит в лицо.) Я же старая уже!
     Тамара Дмитриевна стоит невозмутимо, с достоинством, опершись на клюшку, словно изваяние.
     ЛАРИСА(кричит). Детство испортила, теперь старость хочешь мне отравить? Помнишь, как ты раньше меня лупила, если я с улицы на пять минут позже возвращалась? Вот таким широким солдатским ремнищем! (Показывает ширину ремня, раздвинув руки на ширину плеч.) С самого детства я у вас была Ларисой, а Нинку звали только Ниночкой! И где твоя Ниночка? Сунула тебя в недостроенную избушку и телефон отключила.
     ТАМАРА  ДМИТРИЕВНА. У нее четыре кошки и она все время кричит. И вы тоже кричите.
     ЛАРИСА (кричит). Достала потому что ты ее, вот и кричит! И меня тоже достала!
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА. Я была директором музыкальной школы. Меня Захар Авдеич  хвалил, когда я пела арию мадам Баттерфляй.(Поет.)Кто идет? Кто идет? Сузуки  угадай. Кто зовет?  Кто зовет?  Баттерфляй, Баттерфляй. Я ж притаилась, не говорю ни слова, обнять его готова. А  сердце рвется, не выдержит оно такого счастья… (Театрально рыдает. Картинно  падает на стоящий рядом стул, закрывает глаза.)
     ЛАРИСА (опускается на корточки, проверяет у матери пульс, открывает ей веки, слушает сердце, прижавшись ухом к груди, прыскает  в лицо водой.) Мамочка, прости меня! Родная моя,  не умирай! Родненькая! Ну что такое! Что я наделала! (Поворачивается к матери спиной, лихорадочно набирает номер телефона скорой, начинает разговаривать со службой скорой помощи.)
            Тамара Дмитриевна,  как ни в чем ни бывало встает, поправляет платье, пересаживается в кресло –качалку, начинает рыться в ридикюле, смотрит на часы.
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА. Московское время …(Дирижирует, призывая ответить зал.)
                Зал (отвечает). Восемь часов ровно.
      Лариса с удивлением поворачивается, замолчав на полуслове, смотрит на безмятежно раскачивающуюся мать. Звонит скайп.
     НИКИТА. Мама, привет. Как вы там? Здравствуй, бабуля! Фотки видели?
     ЛАРИСА . Здравствуй, сынок. Спасибо. Посмотрели. Очень понравилась девочка…Такая вся….такая….
     НИКИТА . Сейчас мы вам ее покажем. (Показывает малышку, которую держит мать.) Это Зоя, Зоуи- Виктория. Ваша внучка. Знакомьтесь. (Ставит ребенка столбиком.) А что это у вас все валяется? Что случилось?
     ЛАРИСА . Ничего не случилось.  Это я уборку затеяла. (Подавляя слезы.) Здравствуй, внученька. (Подходит к экрану, гладит экран.) Какая ты сладенькая... Как я счастлива…
     ТАМАРА ДМИТРИЕВНА (подходит поближе к экрану, бросает на экран короткий взгляд, возвращается обратно к креслу, по дороге поддев валяющуюся на полу  после погрома какую-то вещицу.) Красивая вырастет. (Садится в кресло, раскачивается, взмахивает клюшкой.)
                ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ ТАМАРЫ ДМИТРИЕВНЫ.
       После взмаха клюшки сцену заполняют люди. Они все разом начинают петь, танцевать. ( Может быть, кто-то размахивает флагами  -  и радужными, и красными  и какими захочет режиссер.  Балерины,  клоуны, солдаты, Михаилы Максимовичи   и т.д и т.п….фантазии нет предела.)
       ТАМАРА  ДМИТРИЕВНА продолжает безмятежно качаться в кресле, закрыв глаза, потом открывает глаза и дирижирует царящим на сцене хаосом. (Возможно, выводит за руку каких-то персонажей из-за кулис, кто-то поднимается на сцену из зала, кто-то ходит по залу.) 
       ЛАРИСА(продолжает  твердить). «Как я счастлива».
     На большом экране мелькают политически значимые трагические события ближайшего будущего: лидеры западных стран, трясущие руку Януковича, надпись « Евроинтеграция откладывается», скачущие с криками «москаляку на гиляку» украинские подростки, Майдан со стрельбой, поджогами беркутовцев, Горящий Дом профсоюзов, выпрыгивающие из окон люди, которых добивают, обгоревшие трупы ,труп изогнувшейся в предсмертном страдании женщины из Дома профсоюзов, Турчинов, останавливающие голыми руками танки донбассцы, кадры корсуньского погрома, Саша Захарченко, Нуланд с печеньями, Клинтониха, Порошенко, Гиви, Моторолла, Олесь Бузина,  ставшее известным фото мальчика с Донбасса, который ходит по развалинам, кадры референдумов, радость людей, Путин говорит «Вернулись в родную гавань»,кадры войны, Байден, заседание в ООН, Макрон, Джонсон, Трасс и другие политические лидеры, события ближайшего будущего. 
                КОНЕЦ.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Татьяна, читала – не могла оторваться. И некоторые стихи Ваши прочла, и о семье мемуары, и эту пьесу. Впечатление такое, что вместе с Вашими героями их жизни прожила. Замечательное повествование! Грамотная, профессиональная работа, которая будет интересна читателям следующих поколений, как мне кажется, и особенно Вашим потомкам, потому что знать историю своих предков – это всё-равно, что иметь сундук сокровищ.
Очень рада была познакомиться с Вашим творчеством!
Хочется пожелать Вам всего самого наилучшего, прежде всего, конечно, здоровья!
С уважением,
Наташа

Наталия Шишкова   02.05.2023 03:12     Заявить о нарушении
Наташенька! Вы столько времени не пожалели на чтение о моей семье!!!Это дорогого стОит...Благодарна...нет слов...До встречи на вашей страничке.

Татьяна Ивлева 4   02.05.2023 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.