Тени

   
 Иду вчера вечером.
Вдруг ко мне подбежала моя тень, и стала идти передо мной. Затем еще одна приклеилась справа.
Так мы и шли втроем несколько десятков метров. Молча.
А потом спереди нас ослепила фарами машина. Обе тени мгновенно слились в одну и спрятались за моей спиной. Я иду, а они так старательно прячутся, как самые подлые трусы. Мне кажется, даже когда машина проехала, они ещё некоторое время так и плелись, слипшиеся, сзади.
Потом, уже перед домом, нехотя выползли, но выглядели очень бледными.

 Мы сами часто похожи на тени. Когда прячемся за чужие мысли, чужие решения, чужие чувства и эмоции, просто копируя их, присваивая, имитируя, как будто они наши, как будто мы пришли к ним самостоятельно, а не примкнули к толпе, к чему-то массовому, чтобы не выделяться.
Потому что страшно. Страшно, да? Вдруг оказаться "белой вороной": самостоятельно думать, прислушиваться, чувствовать..., не копировать чужие суждения, не повторять шаблоны чужих мыслей, а иметь смелость видеть то, что есть, и выражать это собственными средствами.
Боже мой, как же тени боятся света! Мне даже стало их жалко.
 Ложь - это свойство души-тени.
Страх смерти - вот что лишает человека жизни и превращает его в тень.
Живых почти нет. Мир полон теней, полагающих, что они-то живы!
На миг представьте, что вы только что умерли. Всё, вам уже никто и ничего не может сделать! Вас уже нельзя убить, нельзя причинить никакого вреда. Что бы вы делали? Как бы поступали?

 Удивительный парадокс, правда? Пока мы живы, мы не живём, мы тени, когда умираем, обретаем свободу, весь потенциал свободной жизни, главный из которых бесстрашие, но мы уже умерли, и ничего не можем.

 Один из отличительных признаков человека - это свобода, способность выбирать своё поведение, самостоятельно принимать решения. А ещё осознавать
свои внутренние психические процессы, замечать, где чужое влияние, где он поступает, потому что присоединился, а где его собственная воля и понимание. Последнее, надо признать, самое сложное. Даже, есть подозрение, невозможное. Потому как, исследуя себя на предмет того, что в тебе твоё, а что чужое, внедрённое извне, ты можешь каждый раз на новом уровне глубины чувства и понимания обнаруживать, что то, что ты прежде считал своим, тоже не твоё, но организовано и внедрено более тонко, и оно просто более древнее - и так ты можешь дойти до открытия, которое на востоке сделали мистики и философы очень давно, что никакого себя нет. Что всё что в тебе - не твоё.
 И на закономерный следующим шагом вопрос: а кто же я? - придёт ответ, что ты есть это всё - свет чистого сознания, центр которого везде, а границы нигде. Это дзен - ум схлопывается. Но до этого ещё надо дойти.
Это, пожалуй, одна из самых трудных вещей. Только человек может таким образом задать вопрос, поставить задачу, не человек не может.
 
Казалось бы, осознание самого подобного положения вещей в себе самом (что в тебе преобладает не то что не изначальный свет, а даже не родовые и природные архетипы, и не высшие образы, и не стремление к ним, а самые грубые энергии, с помощью которых тобой весьма примитивно манипулируют другие человеки, или не человеки) должно повергуть в ужас, Но ничего подобного не происходит. Мы ходим, едим, работаем, развлекаемся, спим , спим... - да, мы во всём этом спим! И нам кажется, всё нормально! Мы находим и занимаем маленькую нишу, в которой счастливы, и удовлетворены, или в которой не так страшно жить, чем за её пределами. И всё. И дальше этой ниши носа не суём. С нашим огромным потенциалом.

 Человек-тень ни в чем не сомневается. Можно было бы сказать, что он всегда убежден в своей правоте, если бы человек-тень был осознан. Но состояние тени - это когда страх съел в человеке всё человеческое, всю жизненную энергию, осталась лишь столько, сколько достаточно для отбрасывания тени. Он не может ни иметь убеждений, ни сомневаться - для этого нужна сила и смелость. А если кто-то из людей-теней и выражает какую-то позицию, то часто это имитация - тень уверенности, бесцветное изображение позиции, которая якобы родилась в сомнениях. И по поводу сомнений, и по поводу собственной правоты, как и в отношении очень многих вещей, у него заготовлены соответствующие шаблоны чужих мыслей. Если ты хоть в чём-то искренне сомневаешься, ты уже не тень, ты не безнадёжен.
 
   Иногда нас просто выбешивают люди, которые много сомневаются, не имеют позиции, постоянно мимикрируют в зависимости от трудностей или выгоды. И мы чувствуем к ним раздражение или даже презрение. Это другая крайность. Недаром древние говорили о золотой середине.
  Чаще подобные претензии у мужчин к женщинам, у которых семь пятниц на неделе. Если со мной что-то такое случается, я стараюсь ловить своё раздражение за хвост и говорю себе: "А как ты хотел? Это плата за то, что она живая!"
   Другая крайность - железобетонная твёрдость взглядов, убеждений, цепляние за однажды созданный случайный образ, или кем-то внедрённый в тебя. Определённые силы нас методично туда подталкивают - в сторону окаменелости души. Чтобы мы были вроде зомби, которыми было бы легко управлять - вроде предмета, который поставил в определёное место, и он будет там стоять и сам никуда не передвинется.
   
   То есть сомневаются не трусы - это привилегия самых храбрых, как и мышление. Дело не в наличие или отсутствии сомнений, как таковых, а в степени и в контексте. Всегда можно соскользнуть в ту или иную крайность, это легче.
   Быть по-настоящему живым - это искусство. Искусство сбалансировать в себе все энергии, и держать этот баланс. Но человеком ты можешь называться, становишься человеком только тогда, когда даже над этим высшим искусством, которое даёт тебе силу и власть, ты ставишь нравственное начало, которое является сдерживающим противовесом всем твоим возможностям и способностям - ты просто их не реализуешь везде, где бы мог, потому что чувствуешь и понимаешь, что это не хорошо. Вот до этого осознания и нужно проснуться.
   
  Проснуться - значит обрести себя: из плоскости сна перейти в объёмное пространство жизни.
  Могу ли я-тень, я-сновидение проснуться и стать реальным? Если тень есть лишь отсутствие света, если сновидение - это то, чего нет в реальности, то просыпаться некому. Никого нет. Нет того, кто может проснуться! А кому просыпаться, если я себе снюсь? - вот таким, каким себе кажусь.
   Что это значит? Это тоже дзен? Всё уже есть? То есть я пробуждённый уже здесь, уже есть. И это накладывает на меня полную ответственность за все дела и поступки. И если я выбираю себя спящего или дремлющего, или иную промежуточную форму человека-тени, то это мой выбор, мой способ ухода от полной ответственности. Однако, она на мне остаётся.

 Тень боится света. А свет в обсуждаемом контексте, это свет сознания, осознанность, которая и есть цель на пути к человеку внутри себя и, может быть, к чему-то большему.

  Вот сколько можно вытащить из полуминутного наблюдения за собственной тенью в свете фар и фонарей.

 * опубликовано 15 марта 2022 г.  http://stihi.ru/2022/03/15/6672


Рецензии
Сейчас перечитал и подумал, что есть тема для продолжения этого анализа. Тогда у меня не хватило сил и осознанности.
А вот сейчас, после трёх чашек восхитительного чая Мин Хун Ча, подарившего мне свободную энергию, я увидел, что в теме "ответственности, которая на мне лежит" и "ухода от ответственности" есть какое-то искусственное напряжение, есть некоторое испуганное расшаркивание перед теми морализаторами, гуру и психологами, которых я читал ранее, которые меня впечатлили.

В самом слове ответственность уже заложены страх и несвобода.
Чего я испугался в конце своей статьи? Того, что это дзен? Того, что я-пробуждённый не где-то там, в гипотетическом будущем или параллельном пространстве, а прямо здесь, сейчас? Во мне всплыли шаблоны, которые активно распространяются в социуме и держат всех на коротком поводке. Осознать это тогда, видимо, силы не хватило (чай был не тот!)).
Ведь тогда я подумал не то, что пробуждённость, всегда существующая здесь и сейчас, это радость и счастье бытия, это свобода, это прекрасно..., а то, что это "накладывает на меня ответственность за все поступки", да ещё и полную - то есть сам себя пригвоздил, припечатал. То есть, расшифровывая сказанное: страшно выглядеть перед какими-то другими каким-то не таким, не оправдать чьи-то ожидания, остаться не понятым.
И почему бы мне тогда не осознать выбор себя-спящего просто потребностью отдыха? - выспаться надо! Нет, я же это описал, как бегство от ответственности! То есть я был манипулятором своего собственного сознания. Сам себя вовлекал в область искусственных парадигм, которые выдумали какие-то другие люди когда-то прежде, и внедрили в моё сознание.
В статье я заканчиваю тем, что свет - это осознанность. Вот её-то мне и не хватило.

А сколько ещё в человеческой культуре мышления (а может быть в бескультурье?) таких ловушек, в которые, или с помощью которых, мы сами себя, незаметно для себя, загоняем во тьму, удерживаем себя там невидимыми цепями, превращаемся в тени, и так и существуем, не подозревая о том кто мы, как сюда попали и как такими стали? И не подозреваем, что есть иное: иное пространство, иной мир, иные мы. И это иное, это не потусторонний мир тьмы - это самый что ни на есть Этот мир света! Всё наоборот - это мы прямо сейчас в мире тьмы, мы -тьма, мы -тени. А мы-свет там! То есть здесь! Но для нас, находящихся во тьме, наше здесь оказалось там.
Но чтобы это осознать, нужна сила. Нужен хороший чай!)

Значит ли это, что я считаю ответственность злом и элементом тьмы? Нет, конечно, такое умозаключение будет логической ошибкой. Как если бы я сказал: "Эта женщина - мой друг," - а вы бы сделали такой вывод: "Ага, то есть друг - это всегда женщина?" Нет, просто так вышло, что эта конкретная женщина - мой друг.
Вот так, в сложившихся обстоятельствах, когда я,впервые осознав, что, может быть, со мной случился дзен, что просветление, это такая штука, которая периодически случается с людьми, и не так уж редко, как принято думать, я, привыкший к тому, что мне всегда тяжело, просто испугался этого непривычного "легко, ясно, светло и счастливо". И, как может испугаться человек, которому просто так дарят что-то очень дорогое, и начать подозревать, что за это потом придётся дорого заплатить, так и я швырнул в себя угрозой ответственности, как гранатой, чтобы уничтожить это подозрительно восхитительное благостное состояние, которое пришло просто так и ничего за это не просило.
Люди разные. И находятся в разных состояниях и разных стадиях духовного роста.
Поэтому кто-то может счастливо просветлеть в ответственность - его осознанность приведёт его туда, и это даст ему ещё больше сил. А кому-то "выспаться" надо за все прошедшие жизни души. Он там, в этом сне наберётся сил.
Кто-то может набирать энергию и быть собой, стать и быть источником света только в условиях отсутствия какого-либо давления, а лучше даже небольшой поддержки. И тогда он даст миру в тысячу раз больше чем получил. А любое упоминание об ответственности его будет угнетать и убивать.
Кто-то расцветает в окружении людей и в служении людям, животным, цветам, а кто-то в уединении, в тёмной пещере. И поменять их местами нельзя! Для обоих будет губительно.
Сторонникам глобализации, тольных стандартизаций и цифровизаций хорошо бы это знать и помнить. Может тогда они умерят свою активность.
Но есть те, которые прекрасно это знают, но делают своё чёрное дело. Эти "люди" могут находиться наверху социальной лестницы, но при этом находятся в самом низу лестницы жизни души. Хотя сами они так, конечно, не считают. И я не буду здесь что-либо утверждать, потому что... а откуда мне это знать?
Впрочем..., этот подход (что надо обязательно знать, откуда ты это знаешь, иначе твоё знание не достоверно) тоже из разряда старых социальных шаблонов.
В действительности мы часто сначала знаем, а потом уже можем задать себе вопрос: "А откуда?" - а можем и не задать.



Александр Гаджиев Малаховка   11.12.2022 18:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.