Голосование - 116 конкурс На досуге

Друзья, приступим к голосованию!

Будьте внимательны! Обратите внимание на шкалу оценок! Произведений принято меньше 15!

И на условия голосования - они предусмотрены для таких случаев, когда не желаешь оценивать какое либо произведение!

 Но не забываем, что мы на поэтическом конкурсе, а не на каком-то форуме социальной сети. У нас своё "королевство"!

   Голосование ПРОСТОЕ, приносящее удовольствие, потому что БЕЗ КРИТИКИ, все замечания уже были высказаны. Всем спасибо за активное участие в совместном творчестве! Приветствуем новых участников! Внимательно ознакомьтесь с условиями голосования. Оно в принципе имеет совершенно другой подход, чем обычно:

1. Голосование проходит открыто. Участник знакомится со всеми произведениями с целью отметить ДОСТОИНСТВА каждого из них, а для этого нужно определить И ОЦЕНИТЬ:

 -  раскрытие темы (даже если она несколько в другом ракурсе, чем можно себе представить): полно, глубоко, оригинально, ёмко, афористично.
 - насколько правильно соблюдена форма поэтического произведения и насколько она оригинальна сама по себе
 - насколько богаты и оригинальны образы, и какие применены стилистические приёмы их подачи и раскрытия.
 - гладкость речи: насколько легко читается данное произведение, на одном ли дыхании
 - насколько приятен слог, стиль поэтического произведения, и насколько он соответствует содержанию
 - богатые рифмы: разные, составные, авторские, поддерживаются ли они ещё внутренней рифмой иногда в строке, звуковой аллитерацией и ассонансами соседних слов
 - смысловая насыщенность и афористичность, после чтения хочется размышлять и рассуждать и в то же время текст произведения не сухой, а живой, он продолжает жить в нашей памяти, будоража мысли и чувства!

(Для удобства и наглядности можно кратко отметить, что положительного найдено в каждом произведении, ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ ОТ КРИТИКИ. Вся критика осталась на этапе работы над текстами)

Внимание!
Если автор голосует на основании критики, а не по перечислению достоинств, его оценки не будут приняты! Ставим оценку только за наличие достоинств и не уменьшаем её из-за недостатков!!!

2. Далее каждому произведению даётся любое количество баллов от 1-6 (на этот раз ДОПУСКАЮТСЯ десятичные значения после запятой, оценки имеют предел: не ниже 1 и не выше 6!!!), в зависимости от того, сколько найдено ДОСТОИНСТВ и конечно же - насколько произведение понравилось само по себе, что не менее важно, НО ПОСЛЕДНЕГО КРИТЕРИЯ ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ НЕДОСТАТОЧНО!
Всем критикам сего проекта просьба обратить внимание, что находить недостатки умеют многие,а вот НАЙТИ достоинства даже в не очень понравившемся произведении - могут единицы!

Просьба голосовать без оглядки друг на друга! Все мы учимся и не всегда у нас получается всё и сразу! ДАВАЙТЕ ЖЕ БУДЕМ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ ДРУГИХ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ЧТО-ТО ПОЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ ЛУЧШЕ! ЭТО НАША ЦЕЛЬ! Только так мы получим радость от творческого процесса И ТОГДА будем радовать друг друга.

ВНИМАНИЕ!
Все оценки не должны быть одинаковыми!  Оценки от 1 до 6!!!!! Ни больше, ни меньше!
ВОЗМОЖНЫ десятичные значения после запятой в оценках! Если кто-то не захочет оценить по каким-либо причинам какое-то произведение - может поставить прочерк. Ведущая поставит средний балл - 3,5 балла!!!

И ещё, не могут все оценки быть ниже 3-х баллов. Оценки без превышения 3-х баллов не принимаются. Хотя бы 1 стихотворение заслуживает быть лучшим!

Не критикуем оценки голосующего! Проявляем доверие и сохраняем спокойную обстановку!
 Все по-разному подошли к раскрытию темы. И это хорошо. Постарайтесь понять друг друга, что именно каждый хотел донести...
_____________________________________________________

ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКА В ЗАПРЕТЕ В ПРОЦЕССЕ ГОЛОСОВАНИЯ!
______________________________________________________

И ещё, ВАЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ ОТВЕТИТЬ, А ЗА ЧТО ВЫ ПОСТАВИЛИ ТАКУЮ ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ, ЧТО ОСОБЕННОГО ВЫ НАШЛИ В ДАННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Будем учиться видеть достоинства, анализ недостатков оставим для других проектов! Кстати, практика показала, что увидеть достоинства гораздо сложнее, чем недостатки! И потом, они, недостатки, мешают, ибо бросаются в глаза. Но на них на данном этапе закрываем глаза, и они НЕ ВЛИЯЮТ НА НАШУ ОЦЕНКУ!

3. Можно голосовать и за себя (если хотите сохранить анонимность), только эти оценки не будут засчитываться.

4. Стихотворение того, кто не проголосовал, снимается, к сожалению, с конкурса.
Произведения авторов, которые критикуют голосование других и после замечаний в их адрес не останавливаются - будут сняты с конкурса!

5. Обратите внимание, что сроки сжатые. Это Блиц конкурс! Проходит каждую неделю. Голосуйте вовремя. Если исчезла рецензия с голосованием - повторяйте оценки под любой другой. Ведущая примет.

    Голосование до 13.00 ВТОРНИКА (20 СЕНТЯБРЯ)!

Образец:

№1 - 6 баллов  (комментарий)
№2 - 2,6 балла  (комментарий)
№3 - 3 балла  (комментарий)
№4 - 4,1 балла ...
и так далее

В помощь ведущей можно продублировать список оценок без комментариев.

В ходе голосования Ваше мнение может поменяться, поэтому Вы имеете право изменить свой шорт до конца голосования.

Итак, приступим! В списке стихов авторы условно не указаны. Статья с приёмом стихов временно удалена для того, чтобы не было отвлечения на ненужное. Пусть обсуждаются только стихи: прекрасные и замечательные, наивные, глубокие, лёгкие и искренние, удивительные и жизненные.

Ставим оценки за НАЙДЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА, а не за недостатки! Помним об этом! Если голосование будет на основании критики, и на просьбу ведущей, не будет произведено изменений, такое голосование не будет засчитано! Будьте внимательны!

Напоминаем, что тема нашего 116-го Конкурса на досуге:

              Non convalescit planta, quae saepe transfertur

         НЕ РАСТЁТ РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО ПЕРЕСАЖИВАЕТСЯ
       _________________________________________________________


1. Тепло земли

Лишась и удобрений, и комфорта,
И, несмотря на правильный полив,
Засохнет быстро тот, кто прихотлив.
Но есть цветы совсем иного сорта.

В местах, что муравою заросли,
Где почва всем давно казалась мёртвой,
Любуемся с тобой нарциссом гордым,
Как парусом, белеющим вдали.

В чужой среде не каждый приживётся,
Пусть то же небо там и то же солнце.

Куда б людей дороги ни вели,
Один - зачах, второй - шагает твёрдо,
Не замечая, что подошвы стёрты,
И не забыв тепло родной земли.


2. Меркантильный хамелеон

                Кто везде – тот нигде. /Сенека/

Дует ветер - туда и он,
Меркантильный хамелеон.
Для него не имеет вес,
Всё одно, что пустыня, лес.

Наспех жизнь, второпях - дела,
И что выгодней, та - взяла!
Без привязанности и корней,
Только бы кусок пожирней

Отломить, да руки умыть,
Замести следы, чтобы скрыть.
На свет выпорхнуть в нужный час,
Ухватить чужой снова шанс.

Кто везде – тот нигде*, Пустой
Человек. И с самим собой
Он столкнётся на склоне лет,
Но возврата к былому нет.

За плечами выжженный путь,
Имя доброе не вернуть,
Не прижилось в сердцах людей,
Не услышит он тёплых речей.


3. Яблочко

               Non convalescit planta, quae saepe transfertur
               НЕ РАСТЁТ РАСТЕНИЕ, КОТОРОЕ ЧАСТО ПЕРЕСАЖИВАЕТСЯ

Водопады сладкие льёт недобрый гений,
Не грызёт до времени червячок сомнений,
Бередит фантазию чудо-панорама,
Покидает яблочко старенькую маму.

Яблочко от яблони катится далёко,
От родного запада к жаркому востоку,
В сторону, где рыжие зреют апельсины,
Где на солнце греются пальмы да маслины.

А в краях невиданных ветер бьёт жестоко,
И завяло яблочко от тоски до срока,
Пролетают будни с праздниками мимо,
Потянуло яблочко к яблоньке родимой.


4. Дуб и "перекати-поле"

Ах, как огромен старый Дуб:
ствол в три обхвата, в небе - ветки,
ласкает ветер пышный чуб,
растут и крепнут рядом детки!

Ему не страшен зной, мороз,
растёт он лет, пожалуй, двести.
И кто-то задал вдруг вопрос:
- Не надоело жить на месте?

Ведь ты прекрасен, полон сил,
неужто не мечтал однажды,
оставив этот мир равнин,
увидеть море, реки, кряжи?

Иль корни держат так тебя,
что ты в желаниях не волен?
- В корнях - и сила, и судьба,
и ею я вполне доволен.

Я здесь - родной, а там - чужак,
и мне такой не надо доли!
И ветер вдруг унёс сорняк -
травинку "перекати-поле".


5. Мне не один знаком был дом...

Дом не один узнала, не один...
Случилось так, хоть чаялось иначе...
И затихаем мы, прощаясь в плаче,
Когда ты сам себе не господин...

Уютно было – через пропасть лет
В подаренный Судьбой вернуться, к маме.
... А почва семимильными шагами
Под этим кровом – ускользала вслед...

Отъединенье... мне прощенья нет
За тот отъезд... им ранена однажды.
Пришлось одной мне разгребать отважно
В те восемнадцать... восемнадцать бед.

Как связью с материнским молоком,
Себя тогда любовью обделила.
Ещё бы, может, нежное продлила,
Да и совет впитала бы тайком...

Сменила мужа раз... и во второй
Ушла сама, хоть мама не велела.
...Несовпадением не раз болела,
Когда не с теми я была порой...

Не предала завещанную связь,
Вернувшись к очагу родного дома.
Друзья, надеюсь, это вам знакомо:
Там заново на свет я родилась!..

...Лишь шесть совместных лет отведено
Судьбой нам с мамой... всё равно – подарок!
И мой росток прижился, хоть не ярок
В светёлках смежных был вечерний свет.


6. Саженцы

      /Светлой памяти Георгия Иванова, Ивана Бунина,
      Дона-Аминадо и других вынужденных переселенцев с родной земли/               

                Не пустили б поэта в Париж –
                он лежал бы на Новодевичьем.
                /Вероника Долина/

                — Вы не жалеете, что уехали с родины?
                — Как можно жалеть о том, что не убит?
                /Из интервью с вынужденным эмигрантом/

Гордится клевер там, где плачет сныть,
а в стайке лопушиной светит донник.
О примула, как ты решила быть
там, где вьюнки врастают в подоконник?

Немало всходов матери-земли
посеяно в других местах планеты.
Ростки несчастной родины вдали
искали для себя тепла и света.

Прижились ли они в ином краю?
Пустили корни? Высохли от горя?
Сады чужбины тоже не в раю,
но родина – скосила бы под корень.

Где тысячи погубленных ростков,
семян тугих оставить не сумевших?
Смог выжить в бурю тот, кто был таков.
Кто мешкал, тот пополнил сад умерших.

К чему звучат красивые слова,
когда за ними смерть в затылок дышит?
Верней туда бежать, где жизнь права,
где голос твой узнают и услышат.

Зажав землицу горькую в горсти,
спасайтесь, клевер, примула и донник.
Растения бегут – с мечтой цвести
повсюду, где позволит им Садовник.


7. Всё-таки сон!

Я в Стране Виноградных Лоз
Шла по улице Птичьего пенья,
Возле пышно цветущих роз
Отыскала в саду ступени.

И, уверенно вверх стремясь
По нарядным широким ступеням,
Замечаю на золоте грязь,
Впереди - какие-то тени.

Отражает хрусталь зеркал,
По законам прямой перспективы,
Этот мир. Он обманчиво мал,
Зеркала все бессовестно кривы.

Где-то музыка. Это не сон?
Звон копыт или шелест крыльев
Окружает со всех сторон...
Ну, конечно: "Полёт Валькирий"!

Замираю. Нет, всё-таки сон!
Стала музыка тихой-тихой.
Впереди светлел горизонт:
И не вход там уже, а выход.


8. С биологическим уклоном

                в старой баночке майонезной
                корешки пустили намеренья
                посадить или бесполезно…
                приживутся ли? не уверена…

Сенека – стоик*, не искавший брода,
крутым биологом, по-видимому, не был…
Ведь даже жизнь в согласии с природой
Не гарантирует безоблачного неба…

О чём, бишь, я… так жизнь разнообразна –
даёшься диву! Борщевик с Кавказа,
представший монстром – злым и безобразным…
(семь нянек, вроде, а дитя – без глаза… )

А коль – о чуде( или симбиозе):
растут, в казалось бы, враждебной им среде!
Такое встретишь иногда и средь людей –
всё реже, правда… затяжная осень…

Пока потягивает соки от корней
гриб-трутовик и чага на берёзе,
обнимут «щупальца» красавиц-орхидей –
благожелательны, приветливы везде, –
не навредив… в чужих домах – не в бозе…
Вот так и мы – по жизни – пилигримы…
Бредём – кто в мир иной, а кто – в рассвет:
И «коршуны», и «певуны», и «грифы», –
игривы, перелётны, говорливы,
пускай и в самом дальнем, но родстве...

Эндемиков в мирах переплетенье
При пересадке может стать затейным…

В ветвях сирени подмосковной
Щебечет боннский беглый кенар.
Цветёт сирень «в двенадцать ровно», –
По месту, памяти и генам…
________________
*Стоицизм – фил. учит развитию самоконтроля и силы духа как средства преодоления разрушительных эмоций; Осн. аспект – улучшение этического и морального благополучия человека: "Добродетель заключается в воле, которая находится в согласии с природой".


9. Бегущий по волнам

Оскалился бушприт оскалом мёртвым,
В чужих краях пристанище ищу,
Айда за мной, кто хочет быть свободным,
За золотом Кощея в брюхах щук.

Великий царь и мастер дел заплечных
Не вправит ум, не скажет что к чему,
Кто проклят, тот не слышит больше речи,
Летя по волнам сквозь ночную тьму.

Кто смеет над Голландцем издеваться,
Меняющим века, как зыбкий галс,
Нет времени для вечного паяца,
Заштопать гюйс, поправить руль и брамс.

Нет больше сил за Родину бороться,
Никто назад не примет, не возьмет,
Летучего Голландца, иноходца,
Проклятьем заклейменного на взлет.


10. Сон

Дева спит, вдыхает сон
Розы пахнут нежно, пряно
Птиц выводит в унисон
Тихий щебет своенравно.

У Психеи на губах
В лад улыбка распустилась
Вспоминает, как в мечтах
С кем? с Амуром полюбилась.

Не растёт в природе куст,
Ты его не пересадишь -
В жизни сладенький арбуз
Надо холить — с ним не сладишь!

Сколько злых и жадных ос
Атакуют куст отважно -
Вот таких чудесных роз,
Благовонных и купажных.

Лишь во сне- все гладь да тишь,
Страсти аромат вкушаешь,
А проснёшься, в яви - лишь
Мучишься и прозябаешь!


11. ***

С молодости до старости
Ходят люди
По свету.
Ходят в поисках радости -
Есть или нету!?
Ноги разуты, избиты в кровь,
Руки изранены.
Каждый покинул свой кров-
Битва за выживание.
Кормятся хлебом
насущным-
Словом Христовым:
Молитва всегда всемогуща.
Блаженным будет дающий,
Спасён знаменьем крестовым.


12. Беги чужих цветов

Беги чужих цветов - они того не стоят,
Чтобы глядеть и прятать в них тоску:
Не своего ты выбрала героя,
И злобная охрана на посту.

Куда пойдешь - они,ищейки, следом.
Свободы нет, а вырваться - мечта...
Ты мыслила про брак, что он - победа!
Но оказалось - жалкая туфта...

Беги чужих цветов и лепестками розы
Себя не укрывай в полночный час.
Ты здесь раба - к чему метаморфозы?
Ты пойманная бабочка сейчас.


13. Проблемы роста

Выкорчёвывали старое, ненужное.
Доносились до небес от пепелищ
Отголоски песнопения простуженных.
Потрудились, посидели, разошлись.

Из деревни потянулись в мегаполисы.
Разрастался муравейник из грибниц,
Возвышаясь чётко-выраженным конусом
Из народа и главенствующих лиц.

Надоело, разделили территорию.
Расселились – и границу бороздой.
Устыдились за всеобщую историю
Признающие затею ту пустой.

Не живётся почему-то по-хорошему.
Не выходит что ль бунтарство из голов?
Оказалось, что кирза ещё не сношена
У соседа с незапамятных годов…

Дожидаются деревни запустелые
Как утихнет канонады страшный гул,
И по-прежнему возьмутся жизнь возделывать
По-над слоем разлагающихся пуль.

 
14. Басня о корнях

Однажды раз какой-то лес
Сказал - неправильно я рос,
И отказался наотрез
От утренних прохладных рос.

Мол, почва, что под ним - не та,
И соки в недрах что - не те,
И что есть лучшие места,
И лучше жить в другой среде.

Лес запретил краснеть листве -
И только жёлтую листву
Разрешено теперь навек
Ронять на синюю траву.

Ветвям же повелел он впредь,
Что лишь на западном ветру
Им волноваться и шуметь.
Стал старую сдирать кору...

Стволы среди зимы голы?
Замёрзнем! Вымерзнем! Облом!
Но несогласные стволы
Валить велели в бурелом.

А дальше - корни вырывать!
И на заморский лад
На гидропонику сажать
Весь лес - и стар, и млад.
...
Уж что там вырастет - не зрю...
Но иноземцы поскорей
Немедля землю без корней
Скупили на корню.
_______________________

Иллюстрация: картина "Ранняя весна" художницы Полины Кузнецовой

Ведущая конкурса: Татьяна Игнатова


Рецензии
Голосование закрыто! Все сроки вышли! Итоги...

Маллар Ме   20.09.2022 16:49     Заявить о нарушении
Итоги подведены: http://stihi.ru/2022/09/20/6915

Маллар Ме   20.09.2022 20:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.