Захария

«И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их,
и скажу: "это Мой народ", и они скажут: "Господь - Бог мой!" (Зах.13:8,9)
Как вам?

   Книга пророка Захарии входит в состав еврейской Библии (Танаха) и Ветхого Завета, одиннадцатая книга из «Двенадцати малых пророков». Временем деятельности пророка Захарии являются 520—515 года до н. э.
   Читать книгу странно, обычно я ее пропускаю, но на этот раз, после того, как увидел, что пророка Захарию выбрал Микеланджело из 12 малых пророков для Сикстинской капеллы, я решил еще раз разобраться.
     Первое записанное пророчество Захарии относится к восьмому месяцу второго года правления Дария Гистаспа (520 год до н. э.). И действительно, во 2-й год царствования Дария, он разрешил возобновить работы по построению 2-го Иерусалимского храма (согласно книге Ездры), а в 6-й год храм был освящён. Последнее из пророчеств Захарии, имеющих определённое указание времени, относится к девятому месяцу четвёртого года Дария (Зах. 7:1). Пророчества глав 9 - 14 должны быть отнесены к позднейшему времени, но это, мягко говоря. Я понял, что в общем-то было очевидно: у книги две части, они стилистически отличаются. Так, Главы 9-11 вообще написаны в стихотворной форме. Как оказалось, вторая часть написана позднее, это считается сейчас установленным фактом. Более того, возражения против подлинности шести последних глав книги возникли еще в 17 веке, и к началу XIX века большинство западных учёных считали, что вторая часть принадлежит неизвестному автору, которого принято называть Девтерозахарией. Но это для меня не существенно.
      Цель написания книги пророка Захарии - ободрить иудейский народ в восстановлении Иерусалимского храма и рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности евреев, освобожденных после 70-ти лет Вавилонского плена, а также сообщить о близости мессианских времен. Эти самые «ободрения» выглядят иногда крайне нелепо, но тут нужно понимать, в какое время Захария служил и пророчествовал. Не было никакого Израиля и Иудеи, была великая империя Ахеменидов от Греции и Египта до Индии. Царя Дария евреи уважали, а когда речь зашла о воссоздании Храма, всеобщая радость была повсеместной.
    В Главе 8 читаем: «И было слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем. Обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни, опять старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его». И далее: «Я спасу народ Мой из страны востока; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде». Ну и вопросов нет, это настоящее видение пророка своего народа. И наконец: «Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма». Надо думать, это основное пророчество Захарии.
     А вот в добавленных главах (условно, я не специалист и не могу судить, только с чужих слов), читаем о том, что будет с Иерусалимом: «Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли. В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя - жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их». Это неистребимый имперский дух говорит, только что иудеи были завоевателями Ханаана, решали судьбы народов, просто уничтожали всех подряд, и вдруг оказались сами на грани исчезновения.  Кто соберется против Иерусалима, когда Иудеи как государства не существует, а уж тем более Израиля (Северное царство)? Какие еще ослепленные кони и пораженные бешенством всадники? Это писал человек, любящий свой народ и переживающий за его судьбу.
    Эта книга является самой мессианской, самой апокалиптической и эсхатологической из всех книг Ветхого Завета. Именно по причине отчётливых мессианских предсказаний эта книга широко цитируется авторами Нового Завета. Так, в третьей главе есть прямое упоминание имени Иисуса как высшего Судии (Зах. 3). В Новом Завете существует более 40 ссылок и намёков на этого пророка.

Пророк Захария. Фреска работы Микеланджело в Сикстинской капелле. 1508-1512

27.8.2022


Рецензии