Лида

 (Сочинение по фотографии)

 Вот уже два дня прошло, а у меня всё не выходит из головы она, Лидочка - Лидия Васильевна Юрченко, чье фото обнаружилось у сестры среди старых фотографий, и поэтому я к нему по десять раз на дню возвращаюсь: переснятая на смартфон и в нескольких вариантах увеличенная, эта фотография теперь под рукой, как и многие другие. В том числе и дорогие мне. Но ни одну я не разглядываю так пристально и часто в последние два дня, как эту.
  На этом фото Лиде 23 года.  Чем больше я вглядываюсь в черты ее лица, тем больше мне открывается не только жизнь провинциальной девушки из маленького села в Новороссии, но целой эпохи - эпохи страшной, переломной, трагичной, которая назревала больше столетия; все это накапливалось не одно поколение, и вот вырвалось, выплеснулось кровавыми событиями октября 1917 года. Впереди ещё больше крови, войн, личных трагедий, трагедии целого народа и страны. А девушка задумчиво смотрит в неясное будущее, почти не думая о нем - в будущее смотрят только ее глаза (а, быть может, это лишь я так вижу, это в мире моих грез она такая?), а сама она переживает тщательно скрываемое волнение от близости дорогого ей человека, к чьему плечу она, прижавшись, чуть наклонила голову, и которого держит за руку. Фотография обрезана. Так обрезают фотографии разгневанные женщины после развода, на которых они запечатлены со своими бывшими, чтобы не оставалось никакой памяти, чтобы брошенные отцом дети не знали даже о его существовании, а не только как он выглядел!
  Но здесь, вероятно, мы имеем другую историю: она, как известно, потом с ним, уже эмигрировавшим сначала в Бельгию, затем в Швейцарию, долго переписывалась. Он слал ей посылки, звал к себе, а она отказывалась. А наш дедушка Саша, ее зять (на фото именно она, моя прабабушка!), который незнамо с каких пор был  в очень не добрых отношениях с тёщей,  после ее смерти в 80-м году, старательно сжёг все её письма, фотографии, документы. Осталось каким-то чудом немного фотографий. Есть предположение, что раньше он или заставил ее отрезать изображение царского офицера, или сам тайно или силой это сделал - он очень боялся огласки, что узнают о ее прошлом: кто она сама, кто отец бабушки Тамары, то есть его жены. В сталинские времена это было опасно. Теперь, благодаря его усилиям и мы не можем узнать ничего наверняка, только догадки.
   На фото можно разглядеть погон на плече. Ясно, что это военный.  Мы знаем, что он был офицером царской армии. Фото было сделано 25 декабря 1917 года. 25 декабря - Рождество по старому стилю. Они встретились, чтобы провести этот праздник вместе. Может быть зашли в фотоателье, или пригласили фотографа домой - как мы знаем, ее отец был достаточно обеспеченным человеком, и лестница на второй этаж на заднем фоне вполне могла быть лестницей в их доме. Но может быть это его дом?
   Им ещё предстоит встретиться - их дочь, наша бабушка, родится через год и полтора месяца. Но сейчас, возможно, они прощаются, потому что он уходит на фронт - то ли бить немцев, то ли уже появившихся красных, то ли банды украинских националистов.
    Но меня в этой фотографии привлекает не история, а ее лицо. Чем больше я на него смотрю, тем больше в нем читаю:  умная, образованная, хорошо воспитанная девушка - это на поверхности, но не это главное. Есть какая-то загадка. Не такая, как у Моны Лизы, другая. Но мне лицо Лиды нравится гораздо больше, чем лицо знаменитой супруги флорентийского торговца, или кем бы она там ни была, - его загадка глубже, тоньше, драматичней, в ней больше пространства и содержания: и пережитого, и того, что предстоит пережить. В её взгляде и облике можно увидеть и смирение перед неизбежным, уже случившимся, но ещё не развернувшимся в полную силу; и прощание с дорогим прошлым, которого уже нельзя будет вернуть; в её взгляде нет ни тени надежды, бледная обречённость и... переживаемое счастье в мгновении, когда можно держать любимого за руку - вложить в его крепкую ладонь свою хрупкую ладошку, прижаться к плечу, и почувствовать, как струится и стремительно тает этот краткий счастливый миг! И поэтому важно было запечатлеть его именно сегодня. Потому что другого такого больше не будет никогда... В этих, почти не уловимых, чертах лица и дополняющей его и придающей больше смысла, позе, не бедной, но простой одежде, скромных, но, возможно, не дешёвых украшениях, состоящих из ожерелья, бус и кулона, такая пронзительная глубина и многослойность... Можно погрузиться в неё и плавать в её океане, который так же глубок и столь же не познан, как мировой океан. Мона Лиза по сравнению с ней слишком бедна и мелка.
    Загадка Моны Лизы - это банальное, всем известное женское "а вот и не догадаетесь, как я в следующий раз поступлю". Загадка бабы Лиды подобна библии - ее можно читать и перечитывать много раз, и всегда будешь открывать что-то новое, и чувствовать, что ты, сколько бы не силился, не достигаешь этой открытости, простоты и чистоты. Она - душа распахнутая настежь, как напишет вскоре Цветаева, и какой она была, и как потом о ней писали. А, кстати, они - ровесницы, Цветаева всего на полтора года старше. Наверняка, Лида читала ее стихи ещё в юности, и нашла, что они ей близки.
    Только затем она повзрослела и выбрала другой путь. А Марина нет. Поэтому у Марины, занятой любовью и поэзией, дети умирали от голода, а Лида одна растила дочку. И вырастила, лишая себя всего, кроме книг.
     Но это уже, как говорят, другая история.
    
    Из-за этой встречи с портретом Лиды, страшно не повезло второму тому Пруста, который я взял с собой в поездку, потому что давно его читал, и никак не мог дочитать. Несколько дней я не брал его в руки, а потом, когда начал читать, то я уже встретился с Ней. А на тех страницах романа, что я читал, как раз было много про бабушку главного героя: и вот, едва я прочитывал, что та бабушка сделала вид, что с почтением относится к врачу, выписавшему рецепт, с благодарностью его приняла, а сама и не думала покупать ни одного из выписанных лекарств, и заменила их на диету и прогулки на природе, или на другой странице шла речь о бабушкиной комнате в гостинице в Бальбеке, как я больше не мог уже сосредоточиться даже на одном абзаце, потому что сразу вспоминал фото Лиды и думал о ней. О том, а как выглядела ее комната, или задавал себе вопрос, а как она относилась к врачам и медицине? Быть может мы: я, моя мама, все члены моей семьи заблуждаемся, считая, что это мы сами "такие умные", и самостоятельно с помощью опыта, исследований и экспериментов определили, что во многих случаях в болезнях не стоит обращаться к врачам, а надо доверять народной медицине, делать свои наблюдения, набираться опыта и доверять своей интуиции; может быть это отношение наследственное? И оно было предопределено? И если бы баба Лида в свои 85 не полезла среди ночи на табурет менять лампочку, а дождалась дня, попросила помощи, то она бы не упала, не ударилась затылком, то прожила бы ещё намного дольше; и мы бы успели вернуться с Камчатки и застали бы ее ещё живой; быть может спасли бы письма, документы и фотографии, и не дали бы деду всё сжечь, и сегодня лучше бы знали своих предков.

ПС: Было ещё одно, что привлекло мое внимание к этому фото дополнительно. Замеченное мною вдруг на этом фото (только на этом из всех фотографий Лидии Васильевны!) сходство отдельными чертами с моей племянницей, ее праправнучкой. И этих черт было так много, что я счёл сходство слишком значительным, чтобы оставить этот факт без внимания и его замолчать. Между ними сто лет. Сколько разной крови и генотипов были влиты. Но каким-то образом она протащила сквозь четыре поколения и сохранила свой облик в этой современной молодой женщине, которая, может быть, с этим и не согласится, и никогда не станет гармонизироваться с образом своей прапра(хотя, как знать?!), и в большинстве своих образов и состояний совсем не похожа на свою прапрабабку.Но я же как-то заметил это сходство? Значит оно как-то где-то мелькало?
 И здесь вспоминается, что дети в разном возрасте в разной степени бывают похожи на своих родителей. То больше на отца, то больше на мать. То вдруг бабушка проявится в облике. И тут приходит в голову, что и все-все наши дальние предки содержатся в нас не только генами, но и потенциальной способностью иногда, вдруг, проявить свой облик наружу. Это значит, когда мы бываем мало похожи на привычных себя, в каком-то состоянии, то это значит, что это не случайно, это один из предков через нас выглянул на поверхность. А они все там. И ждут момента, чтобы хоть на миг, через форточку нашего замешательства, болезни, помутнения рассудка выглянуть наружу и хотя бы одним глазком посмотреть, каково оно, будущее!

   28-30.06.2022 Платово-Новоазовск
   


Рецензии
Привет, Сань!

Я тоже несколько раз перечитывала.
.
Лица на старых фотографиях всегда кажутся одухотворёнными.
Да...запоминающееся и притягивающее лицо.  
Более того, кажется, что я его уже где-то видела. Хочется вспомнить, где, но никак не получается.
А вот с бледной обречённостью во взгляде не соглашусь...проницательность, тревога, ожидание, но и сила внутренняя, сила жизни.

Согласилась с рассуждениями, как наши предки нет-нет, да и вылазят из нас...
Я, когда из меня вылазит что-то непонятное или не очень хорошее, грешу на ящеров-пращуров. Или на мартышек. Шучу, ибо я их вживую не знала.))

Ваще, Сань, знаешь, когда я узнаю, что чей-то прадед-белый офицер,меня всегда это подталкивает к каким-то фантазиям и раздумиям.
Мой то дед был красный комиссар.В 17 году ему был 22 года, а бабушке -21.
Вот и представляется, как твои и мои предки...могли и убить друг друга.
Но не убили же , раз мы с тобой спустя век мирно разговариваем.Какая удача!))
.
И уж, извини, дружище, за разницу мировоззрений. Ни для  моих предков, ни для меня Великая Октябрьская революция не была трагедией страны.Мои предки были неграмотными, и, чтобы прокормить многочисленные семьи крестьянским трудом, выживали и гнули спину то на помещика(возможно, у твоего прадедушки тоже были крестьяне), то на польского пана...
Какие уж там стихи...Только революция дала им и их потомкам возможность учиться на врачей, учителей, инженеров.

Интерес к своим корням приветствую, но, ежели честно,
страшно глубоко копать и откопать черепки какой-то розни, чего-то такого, за что сейчас будет стыдно. Вот, например, я часто спрашивала маму, раскулачивал ли кого-то дед (а он после гражданской войны был председателем колхоза), на что всегда получала отрицательный ответ. Ну, не знаю...

Вот видишь,опять таньку не в ту степь понесло.))

Спасибо! Читать было интересно.

Татьяна Василевская 2   13.08.2022 12:48     Заявить о нарушении
Это я прекрасно понимаю, что страшно глубоко копать - неважно, в прошлом своей семьи, далёких родственников, или в своей душе. Бессознательно, как будто копаешь в преисподнюю. Может ты не знаешь, куда копаешь, но есть же вероятность? Потому и страшно. И мне тоже. Но я иду, потому что философ, а философам только туда и надо, где пустота неизвестности.
Поэтому я понимаю, почему ни мои родители, никто из родственников туда не лезли, а некоторые даже обрезали все возможности к этому путешествию.

Что касается революции, ты же понимаешь какой это сложный исторический вопрос. Его так вот в двух словах не изложить
А история тоже близкая к философии мистическому постижению мира дисциплина, потому что мы привыкаем к тем блокам информации и тому способу мышления, которые впитали с детства. И что-то менять не хочется. И даже принимать к рассмотрению.
Я историю в чем-то даже больше побаиваюсь, потому как приходится иметь дело не с чистой метафизикой, не с непосредственным столкновением с природой бытия и сознания, но ещё и с огромным количеством человеческих домыслов и всевозможных видов психической энергии. А это отдельные дебри, в которых я могу затеряться и сил не хватит разгрести.

Но всё равно и туда иду. Только очень осторожно. Наверное, мне не следует пока всем делиться, что у меня формируется в результате этого движения? Там же все равно много субъективного...

Александр Гаджиев Малаховка   13.08.2022 13:11   Заявить о нарушении
Ну, так искусство и творчество всегда субъективны.
В этом же и интерес, соразмерить чужую субъективность со своей, побывать в чужой Вселенной и посмотреть на всё чужими глазами, а потом вернуться в свою и пытаться либо принять и понять, то, что только что почувствовал, либо остаться при своих. Крупицы чужих миров накапливаются в наших калейдоскопах.

Татьяна Василевская 2   13.08.2022 13:53   Заявить о нарушении
Вот-вот! Очень точное определение (ещё одно из!) Того, кто мы есть: калейдоскопы, состоящие из огромного количества крупиц осколков чужих миров.

Александр Гаджиев Малаховка   13.08.2022 14:51   Заявить о нарушении
Вот недаром говорится "тьма веков", как заглянешь, так одни вопросы.

А,  как ты, Сань, считаешь,  должны ли дети (став взрослыми)  искупать грехи своих отцов? 
Раньше однозначно думала, что  дети за родителей не в ответе. А теперь -не знаю.

Ну, вот скажем, внук какого-нибудь фашиста или  серийного  убийцы? А вдруг и в нём эта жестокость проявится, но он же, возможно, и не может быть другим, как ни пытайся его воспитывать и  исправить?  Не, ну, понятно, что пытаться надо, но, может, это - "мартышкин труд".
.
Условно говоря,  можно ли из ребёнка с задатками садиста вырастить человека?
.
Как там говорил король из "Обыкновенного чуда":

- Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое.(с)
.
Философия что-нибудь говорит по этому поводу?

Татьяна Василевская 2   13.08.2022 15:24   Заявить о нарушении
О, это мне сейчас целый трактат писать придется!)
Философия, конечно, много что уже имеет сказать по этому поводу, и многое сказано. Но философия имеет потенциал рождать живую мысль, прикасаясь к предмету, разворачивая, как фрактал, его содержание (в этом смысле поэты наиболее близки к мистикам и философам, так как пользуются тем же инструментарием в плане оживления и наполнения смыслом казалось бы мертвые и никчемные предметы).

Сначала сюжет из прошлого. Будду очень оскорбил некий человек. Ругался на него, плевался. Будда никак не отреагировал. А человек все никак не мог успокоиться: чувства и мысли захлестывали его и заставляли испытывать то злобу и досаду, то сокрушение от своего поступка и угрызения совести. На следующий день ему стало окончательно стыдно и он пришел просить прощения.
Будда невозмутимо выслушал его и сказал:
- за что ты просишь прощения? И у кого? Где тот вчерашний ты? И где вчерашний я? Их нет. Или себе с миром, тебе нет причины просить у меня прощение.

То есть даже один человек, в самом себе, уже взрослый, сформированный, может быть настолько разным, что это как разные люди, и один не отвечает за другого. Понимаю, что здесь , в нашей культуре, это выглядит смешно и дико. Но мне было важно обратить внимание на подобную возможность мысли.
История вторая про электроны, которые меняют свое прведение в зависимости от того, наблюдают за ними или нет. То есть, даже если наблюдение ведётся с помощью приборов, они все равно как-то чувствуют, и изменяют траекторию движения.
Насколько более сложно организован человек, состоящий не просто из мириадов электронов, но из более сложных многоуровневых структур, в которые входят мириады электронов? Чего стоят такие прогнозы в отношении человека, вроде обязательного поведения потомка в связи с проведением его предка? Как это можно предсказывать?
И на человека оказывается разного рода огромное количество влияний. В том числе настойчивое и озвучиваемое предсказание может сыграть горло большее управляющее влияние, чем генетика.
Слово "должен", я думаю, здесь не применимо (должен ли сын нести ответ за отца). Человеческое поведение,как и сознание не происходят из телесной генетики. У меня есть знакомая африканской крови внешности, но воспитанная приемными родителями на севере. Она куда более русская, чем многие русские по крови во всех отношениях: характер, язык, манеры, воспитание, восприятие, поведение, отношение ..

Кроме обусловленности геномом и воспитанием всё равно остаётся свобода воли в избрании жизненного пути, выбор собственного развития сознания, самовоспитание. Человек может в результате как повести себя умышленно в противоположность тому, как вели себя его предки, так выбрать совершенно независимый путь.
А если говорить о том, что душа, странница, просто временно вселяется в тело, выбирая себе родителей (есть такая концепция), то по отношению к родителям этот человек, вообще имеет косвенное отношение. Для них он гость. Как он может нести ответственность за их поступки?
В этой теме, теме ответственности за предков, очень много от темы свободы выбора. Если ребенок в процессе воспитания проникается взглядами, одобряет поступки предков, отстаивает из, как свои (отождествляется с ними), то это его выбор, и он может нести ответственность за них сам, добровольно, как за свои.
На эту тему ещё очень много можно говорить, это фрактал, который можно разворачивать и разворачивать. И каждый фрагмент так же разворачивать ещё и ещё.
Нет однозначного ответа на этот вопрос. Он подобен вопросу в шахматах, например, такому нелепому, сформулированному в общем смысле: "Какой фигурой лучше ходить на 20-м ходу?")


Александр Гаджиев Малаховка   13.08.2022 16:26   Заявить о нарушении
А мне всё-таки ближе, что карма настигает рано или поздно.

..."Да кто есть кто, да кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.")

Татьяна Василевская 2   13.08.2022 17:25   Заявить о нарушении
Да, при этом и карма настигает рано или поздно, точно! Я же говорю - очень обширная тема!

Александр Гаджиев Малаховка   13.08.2022 18:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.