Ашера. Часть 1

    Начинаю новый цикл: «Богини».
Собственно, собирался разобраться давно, но совершенно не был уверен ни в распространенности культов, ни в их отличиях, более того, как оказалось, их происхождение совершенно различно и во многом я просто ошибался, ошибался не только я, еще с древности путали Ашеру и Астарту. Но нашелся источник, и всё стало на свои места. Надо иметь в виду, что в религии обязательно должно присутствовать женское начала, и не только в языческих представлениях. Посмотрите, что произошло с христианством: постепенно роль Богоматери возрастала, и теперь это образ, которому молятся все верующие. Сразу скажу, все эти богини: Ашера, Астарта, Танит и Анат – очень близкие по своим функциям, и очень существенно зависят от места «обитания», иногда полностью совпадают, иногда образ их меняется со временем, иногда они полностью сливаются. Все они – богини плодородия и войны, а чем еще занимались древние? Несколько в стороне Лилит и Шехина. Попробуем разобраться.
    С момента появления в Ханаане первых израильских племен и вплоть до разрушения Иерусалима в 586 г. до н.э., евреи то тут то там поклонялись Ашере, как и некоторым другим изначально ханаанейским богам и богиням. Лишь временами требования поклоняться Яхве как единственному богу принималось людьми и их лидерами. Что касается маленьких фигурок, найденных сотнями на территории Палестины и Месопотамии, главным образом обнаженных женщин, с обязательно подчеркнутой грудью, у науки нет точных данных, насколько иудеи и хаананеи им поклонялись, и кто кому поклонялся, ведь люди жили бок о бок. Считается, что большая часть из них – Астарты, а фигурки с окончанием, напоминающим колонну, т.е с широким основанием, которое подтверждает, что фигурки должны быть устойчивыми, это изображения Ашеры.

Итак – Ашера.
Ашера было главной богиней ханаанейского пантеона, это известно из материалов, найденных в Угарите (в современном Рас-Шамре).  Там Ашера известна как жена Эля, главного бога, владельца неба. Ашера считалась «прародительницей богов», включая Ваала, Анат, Иота.
      Ашера присутствовала в шумеро-аккадском пантеоне под именем Ашратум, супруги Ану, и свидетельства этого появились по крайней мере за триста лет до угаритских мифов. Ашера ассоциировалась в основном с несколькими городами, где ей поклонялись: она была Ашерой Тирской и Элат Сидонской, а Тир и Сидон были столицами независимых государств и крупнейшими портами Средиземноморья того времени. Ашера и Астарта существовали и в Египте. Так что у нас несколько Ашер в разных местах Ближнего Востока.
     Почти неизбежно культ великой ханаанейской матери-богини, почитаемой во многих местах Ближнего Востока, должен был перейти и в религию иудеев. Так и получилось, после завоевания Ханаана и в период израильско-ханаанского совместного проживания и совместных браков. Установление семейных и религиозных уз происходило одновременно, и «…сыны Израилевы… служили Ваалам и Астартам».
     Сомнений нет, что поклонение Ашере, распространенное среди иудеев на протяжении нескольких поколений, было введено в Иерусалим Соломоном (о Соломоне см. http://stihi.ru/2021/04/18/733) как часть культа царского дома под влиянием его жены из Сидона. А среди его жен были и хеттская царевна (связь между Соломоном и неохеттским государством Сирией), так же как дочери моавитянских, аммонитянских и едомских вассалов, и эти браки заключались для безопасности и для строительства грандиозного культового сооружения (уже здесь историки и пророки начинают путать Ашеру и Астарту, причем эта путаница не смущает библейских авторов, потому, что они отвергают обеих. В Иерусалимском храме Ашера появилась сначала при Ровоаме (о Ровоаме см. http://stihi.ru/2022/03/05/7167), сыне Соломона. Его матерью была жена Соломона из аммонитян, ее звали Наамой, видимо под ее влиянием Ровоам стал поклоняться Мелхоле. Любимой женой Ровоама была Мааха, которая родила ему несколько сыновей. Любимым был Авия, который унаследовал Ровоаму, а Мааха получила статус царицы-матери.  Мааха использовало свое положение для упрочения позиции Ашеры, которой уже поклонялись в Иерусалиме со времен Соломона, и закрепить ей место в Храме.
      Во время правления Авии Ашера оставалась на своем месте, но при Асе влияние Маахи закончилось, а с ней и поклонение Ашере. Аса начал первую религиозную реформу в истории Иудейского царства. Он «ниспроверг… истукан ее, и изрубил в куски, и сжег на долине Кедрона», изгнал всех священных мужчин-проституток и убрал всех идолов, все чуждые алтари и солнечные диски (символ солнца, элемент древнеегипетской религии), разбил колонны, ниспроверг изображения Ашер, и наконец вдребезги разбил истукан Ашер, сотворенный Маахой, и сжег его в долине Кедрон. Преемник Асы, Иосафат, продолжил дело отца, он убрал оставшиеся Ашеры, а также те, которые вновь возникли за время правления Асы.
       Но победа яхвизма над ашеризмом была недолгой: преемник Иосафата, Иоас, под влиянием князей иудейских возвратил образ Ашеры в Храм, т.е вернул народу Ашеру и идолов. Ашера оставалась в Храме еще целый век, пока царь Езекия не убрал ее оттуда (о Езекие см. http://stihi.ru/2022/05/02/6581). Езекия вновь «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до тех самых пор сыны Израилевы кадили ему и называли Нехуштан». Возможно, что деятельность царя Езекии была ответом на требования пророков Исайи и Михея.
     Но сын и наследник Езекии, Манассия (см. http://stihi.ru/2022/05/02/6581), снова «поставил жертвенники Ваалу, сделал дубраву, и поставил истукан Астарты, который сделал в доме Яхве» (к этому времени Ашера и Астарта полностью слились в сознании древних иудеев, хотя они мать и дочь, об этом ниже).
     Вся история Иудеи и Израиля это завоевание и борьба за самоидентификацию, к чужим богиням и богам можно, которым поклонялись древние евреи, можно по-разному относиться, но они в любом случае были изменены и приспособлены под народные симпатии и взгляды, о отношение к ним иудейских пророков – понятно, это непосредственные идеологические враги, поэтому так все и отражено в Библии, единственном непосредственном документе эпохи, который писался противниками ашеризма, но у нас еще есть данные археологии и других источников.
Справка:
     Пантеон ханаанейских и других богов Ближнего Востока, почитаемых иудеями:
Бог неба Эль, главный бог
Его жена Ашера, богиня плодородия и войны
Ее дети: Астарта, Ваал, Анат (она же Астарта, в Египте богиня секса, любви и войны).
Ваал – брат-супруг Астарты.  Астарта – богиня плодовитости, любви и плодородия.
Танит - финикийская и Карфагенская богиня луны, супруга Ваала (?). Возможно -измененная Астарта (?)

Использовалась книга: Рафаэль Патай. «Иудейская богиня», Екатеринбург. У-Фактория. 2005.

На фото: Богиня Ашера. Публикуется впервые. 

15.6.2022


Рецензии