Иоиль

«Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!»

    Снова обращаю внимание на одного из «малых пророков» потому, что Микеланджело выбрал его для потолка «Сикстинской капеллы». Как он выбирал сюжеты и персонажей – не известно. Попробуем разобраться, почему именно Иоиль.
    Иоиль – малый пророк, первым оставивший после себя запись своих проповедей. 
О личности пророка и времени его жизни ровным счетом ничего не известно. Имя Иоиль означает «Господь есть Бог» (по смыслу тождественно с именем Илия). Нам также известно, что он был сыном Вафуила. Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее.

     Из-за крайней скупости описания современных ему событий в книге невозможна даже приблизительная датировка её написания. Например, не указан ни один царь ни Иудеи, ни Израиля, и ни один пророк. Однако на основе перечня врагов Иудеи и некоторых стилистических особенностей было создано несколько гипотез относительно времени создания книги:
1. IX век до н. э., во время малолетства иудейского царя Иоаса. В этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
2. VIII век до н. э., во времена Осии и Амоса;
3. 639 – 608 гг. до н. э., во время правления царя Иосии;
4. около 500 г. до н. э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка Захарии;
5. около 400 г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков Ветхого Завета.

«Книга пророка Иоиля» делится на три части. Первая часть содержит пророчества, связанные с ситуацией Иудеи в современном пророку положении, вторая часть содержит пророчества о Страшном Суде. Книгу Иоиля можно рассматривать как краткое изложение основных тем затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Иоиль - пророк покаяния, призывающий к посту и молитве.

      Начинается все с прихода загадочного народа: «Ибо пришел на землю Мою народ
сильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы.
Опустошил он виноградную лозу Мою, и смоковницу Мою обломал, ободрал ее догола, и бросил; сделались белыми ветви ее».
    Почему-то приход этого народа исследователями считается приходим саранчи, я этого не понял, но мнение такое: поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречён на голод. Нашествие саранчи представлено в книге как «день Господень – день тьмы и мрака», как опустошение от Всемогущего, когда он придет.
     За описанием бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, причем в отличие от многих пророков Иоиль в покаяние выделяет не только внутреннюю его сторону, но и внешнюю, культовую. Вслед за призывом покаяния следует предсказание возрождения и благоденствия, что не очень-то логично, зато необычно с любой точки зрения.
      Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Иоиля особенно ярко представлено, что день Господень это и радость, и горе. Первое пророчество, связанное с ним, – это пророчество о нисхождение Духа Божьего на Его народ. Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, назореев, царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделён этим даром. Потом следует мрачная картина знамений того дня, но и обещание спасения для всех, призывающих Имя Божье.
     Третья глава описывает великий суд в «долине Иосафата». Это название буквально означает «Господь судит» и символизирует собой место, где Господь будет судить народы. Из текста можно сделать вывод, что «долина суда» находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с нынешней «долиной Иосафата» (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма). Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н. э. В данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им.
   Текст книги пророка Иоиля достаточно часто упоминается в Новом Завете. Особенное значение имеют строки, относящиеся к последним дням. Так его описание предзнаменований пришествия дня Господня цитируется Иисусом Христом, когда он говорит о пришествии Сына Человеческого. Слова о нисхождении Духа Божьего цитирует Петр, первый раз проповедуя в день Пятидесятницы. «Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.2:16-18). 
    Павел в Послании к римлянам, толкуя стих 2:32, делает ударение на слове «всякий», то есть так, что к народу Божьему принадлежит всякий, кто призывает имя Божье и кого призвал Господь (Рим. 10:12—13). Книга Иоиля находит множество параллелей в Откровении Иоанна Богослова.
   Так что получается, что пророчество Иоиля состоит в вести о Дне Господа (Страшном суде), призыве к покаянию, предвещению спускания Духа Святого на весь народ Господень, и в наступлении всеобщего благоденстивия. Не знаю, но в последней части пророчество крайне маловероятно, чего собственно и не произошло.

Микеланджело. Пророк Иоиль. Потолок Сикстинской капеллы

11.6.2022


Рецензии