Св. Николай Сербский. Охридский Пролог. Май

Свт. Николай Сербский. Стихи из Охридского Пролога. Май. (Переводы выполнены в начале 2000-х гг. Все тексты перенесены сюда со Штрамповской страницы).

1 мая. Прор. Иеремия
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. пророк Иеремия.


Jеремиjа девственик и пророк, -
Божjу вольу он льудима jавльа
Кад у греху льуди угнилише
И законе Божjе погазише.
Виче пророк, и плаче, и прети,
Речи су му као пламен живи,
Грешне пали, праведнима светли;
Сузе су му као сузе маjке
Над породом своjим умируhим.
Казна иде, пророк jе провиdza,
Казна jедна сто пут заслужена.
Милост Божjа у правду се меньа.
Виче пророк, и плаче, и прети,
Народ грешни зове покаjаньу.
Народ слуша што главари кажу,
А главари пророку се смеjу,
И речи му за лаж проглашуjу!
Но пророк се не да заморити:
Своjе речи мукама печати;
Злобни льуди пророка убише,
Те га гласним навек учинише.
Реч пророка свака испуни се -
Царство паде, пророк прослави се.

     ************

Девственник-пророк, Иеремия,
Божью волю людям открывает:
Людям грешным и в страстях погрязшим,
Заповеди Божии поправшим;
Обличает, и грозит, и плачет.
Речь пророка - как живое пламя:
Грешных жжёт, а праведникам светит.
Как льёт слёзы мать над гробом чада,
Так пророк льёт слёзы над народом.
Казнь грядёт - провидец возвещает,
Сотню раз заслуженная вами -
Милость Бог сменил на справедливость.
Так пророк и слёзно, но и грозно
Призывает грешных к покаянью.
А народ ждёт, что вельможи скажут,
Но смеются те словам пророка,
Их презренной ложью объявляя.
Но Иеремия не смолкает,
Запечатлевает речи мукой.
Грешниками был пророк погублен,
Голос же не стих его с веками.
И сбылось пророческое слово:
Пало царство и враги святого.


****************************

Продолжение следует!
Поскольку перевод "Охридского Пролога" был выполнен давно, более 10 лет назад, мне сейчас непросто разыскать и собрать воедино все его части - так уж получилось, что они хранятся в разных местах и на разных носителях. "Май" я пока найти не могу. Поэтому теперь буду печатать стихи не по порядку, а из тех частей перевода, которые к настоящему времени найдены. Остальные стихи допечатаю позднее - когда все недостающие части перевода отыщутся.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116022500892

2 мая. Св. Михаил Болгарский
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. Михаил, царь Болгарский.

Михаил Бугарски крстом народ крсти,
У Христово стадо пагане уврсти,
И примером своjим льудска срца косну,
Да заволе льуди веру спасоносну.
Па построjи цркве, безбошство истреби,
И Божиjег Духа прослави у себи.
Jош напусти славу и суjете луде,
Истини и правди он научи льуде.
Не пожали себе рад Божjег имена
И ради спасеньа бугарског племена.
Венчан би на земльи венцем царованьа,
А на небу венцем вечног радованьа.

************

Михаил Болгарский, всей страны креститель,
Своего народа чудный просветитель,
Показал болгарам на своём примере
И любовь, и верность православной вере.
Божьи храмы строил, идольские руша;
Дух Святой наполнил Михаила душу;
Он отринул славу, суету пустую,
И открыл народу истину святую.
Раб Христов, себя он не жалел нимало,
Только бы держава христианской стала.
Царскою короной на земле увенчан,
В небесах сподоблен был он славы вечной.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116071705296

3 мая. Свв. мчч. Тимофей и Мавра
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Святые мученики Тимофей и Мавра.

Тимотеj и Мавра, распети и бледи,
Кроз Господа Христа jедно друго гледи,
И духом се виде болье но очима,
Болом узвишени над свима стварима.
Па Тимотеj збори: Мавро, сестро моjа,
Ти си женска страна, - веhа мука твоjа!
Но не клони, сестро, молитвом се крепи,
Све помисли своjе уз Христа прилепи. -
Одговара Мавра: брате Тимотеjе,
Дух Божjи, осеhам, у души ми веjе;
Он ме држи бодру, немоhну ме снажи,
А Исус сладчаjши муке моjе блажи,
Но за тебе бринем, моj поносе дични,
Какви боли могу твоjим бити слични?
Но jош мало, мало, моj слаdzани брате,
Па hе руже с трньа мука да процвате,
Своj небесноj воjсци ти hеш бити дика,
Само трпи, трпи, без гласа и крика.
Бодрствуjмо, брате, сном да не заспимо,
Може Господ, доhи, - да с' не постидимо.
Ево сва небеса видим отворена,
Невиdzена блага нама припремльена. -
Тад Тимотеj Маври: о дивна сестрице,
Христова невесто, славна мученице,
Прославимо Бога за милост Му красну,
Што попусти на нас смрт овакву часну.
О слава Ти, Спасе, што за нас пострада:
Дух у Твоjе руке предаjемо сада.

************

Тимофей и Мавра, на крестах страдая,
Сквозь Христа друг друга духом созерцая,
Духом видят больше, чем телесным зреньем,
Надо всей природой подняты мученьем.
"Ты нежнее, - молвил Тимофей невесте, -
Мука твоя больше, хоть страдаем вместе.
Потерпи немного и молись, сестрица -
Ко Христу всем сердцем должно прилепиться".
Отвечает Мавра: "Тимофей, брат милый!
Божий Дух мне душу наполняет силой,
В немощи телесной нас Он укрепляет,
Иисус сладчайший муки мне смягчает.
Брат мой, моя гордость, ты страдаешь боле,
На земле нет муки, равной твоей боли!
Но ещё немного - Бог отрёт нам слёзы;
Средь шипов страданий заалеют розы.
В воинстве небесном просияешь славой,
Одолев без стона к небу путь кровавый.
Бодрствуем же, брат мой, сном не отягчимся,
Божий Сын поможет - да не постыдимся.
Небеса над нами - вижу - отворились:
Там такие блага, что земле не снились".
Тимофей ответил: "Дивная сестрица,
Мучеников слава, Божья ученица!
Возблагодарим же Бога, что дал ныне
Нам Его прославить муками своими.
Ты и Сам, Спаситель, принял за нас муки;
Предаём сегодня души в Твои руки!"


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116071705622
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Саня Со Штрамповки
Рецензии
Написать рецензию
Очень люблю этих святых, за их исповедничество, особенно святую Мавру,
если не читали их житие, почитайте.

Радости Вам о Христе Боге нашем!
С уважением,

Иоанн Хачатрян   15.05.2019 19:41   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Спасибо за добрые пожелания, Вам того же!
Об этих святых знаю не более того, что написано в Охр.Прологе, так что изучить их житие подробнее и впрямь не повредит).

Саня Со Штрамповки   15.05.2019 22:24   Заявить о нарушении / Удалить

4 мая. Св. муч. Пелагия
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. муч. Пелагия Тарсийская.

Пелагиjа као ангел светла
Предста цару на суд и осуду;
Зверовидни цар joj говораше:
- Венцем hу те овенчати царским,
Буди моjа жена меdz женама!
Пелагиjа смело одговара:
- Jа се гнушам брака с незнабошцем,
Никад, царе, твоjа бити неhy,
Шта ми нудиш? Венац од прашине!
Jа три венца имам у Господа,
У Исуса мог вечног Женика:
Први венац - jер веру одржах,
Други венац - jер девство сачувах,
Треhи венац - венац мучеништва.
Не оклеваj, царе нечестиви,
Дроби ово тело од прашине,
Дроби, сеци, гори, и самельи,
Да пре душа иде на венчанье,
Да пре станем уз Женика свога,
Спасительа Бога бесмртнога.

************

Пелагия, будто ангел светлый,
На суде перед царём предстала.
Зверовидный царь ей предлагает:
- Увенчаю я тебя короной,
Среди жён всех будешь ты царицей!
Пелагия смело отвечает:
- Я гнушаюсь браком с некрещёным,
Никогда я, царь, твоей не буду.
Что сулишь мне? Тленную корону!
Три венца у Господа имею,
Их Жених мне подарил бессмертный:
Первый - вера, что храню я твёрдо,
А второй венец мой - девства жемчуг,
Пламенеют в третьем мук рубины.
Так не медли, деспот нечестивый,
Это тело сокруши, как глину,
Жги, секи, руби, терзай до смерти,
Чтоб отправить душу на венчанье,
Чтоб скорей мне Жениха увидеть —
Ждёт Спаситель и Господь предвечный.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072106602

5 мая. Св. вмц. Ирина
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. великомученица Ирина.

Пенелопа кhи царева на чардаку беше,
Кад joj тице, три по реду, хитро долетеше.
Прво голуб, бел ко млеко, с маслиновом граном,
По том ор'о с венцем цветним у кльуну кошчаном,
Наjзад гавран с гуjом льутом слете и улете.
Пенелопа слуге пита, могу л' да се сете?
Слуге hуте. Нико не зна. Свак се чудом чуди.
Апелиjан старац рече: сви смо смртни льуди,
Но чуj мене, Пенелопо, чуj ме чедо красно,
Дух Божиjи кроз те знаке прориче ти jасно:
Голуб значи тихост твоjу, зваhеш се Ирина,
Благодат на теби Божjу - то значи маслина.
Ор'о значи победника - победиhеш страсти,
Венац цветни значи славу и небеске сласти;
Гавран с гуjом то jе демон с пакостима своjим,
Но ти hеш га победити терпjениjем твоjим.
То Ирина све саслуша, срцем устрепери,
И реши се сва се дати спасоносноj вери,
Што решила, то свршила, и Бог joj поможе.
Молитвама ньеним светим спаси и нас, Боже.

************

Раз царевна Пенелопа у окна стояла,
Из окна высокой башни трёх птиц увидала:
Первым прилетел к ней голубь, ветвь неся маслины,
Следом нёс орёл корону для святой Ирины,
А последним ворон мрачный лютого нёс змея;
"Что это? - царевна слугам, - я не разумею".
Все молчат, не зная смысла, скрытого в сем чуде.
Вдруг Апеллиан промолвил: "Смертные мы люди,
Но послушай, Пенелопа, чадо дорогое:
Божий Дух чрез эти знаки говорит с тобою.
Ты — тиха, как голубь, зваться будешь ты "Ирина",
Божья благодать с тобою, знак того — маслина;
А орёл — то победитель: страсти попирая,
Ты венец заслужишь славы и блаженство Рая.
Ворон с лютым змеем — демон с кознями своими,
Добродетелями беса победишь твоими".
Всё то слушала царевна с трепетом волненья
И спасаться новой верой приняла решенье.
Что решила, то свершила Божиею силой;
По её святым молитвам нас, Господь, помилуй!


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072106852

6 мая. Св. Иов
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Святой праведный Иов Многострадальный.

Кажи, брате, шта поднети можеш,
Па hу реhи, колико си човек.
Jов праведни богат и преславан
Би сатаном бачен на dzубриште,
И обложен гноjем и ранама -
Страшилиште псима и льудима!
Што имаде за дан му пропаде
Осим вере и осим стрпльеньа.
Но с оружjем вере и стрпльеньа
Jов победи страшнога сатану.
Бог гледаше борбу неjеднаку,
Праведнику победу додели,
Са победом сва остала блага,
А посрами завидльивог врага.

     ************

Брат, поведай, что снести ты можешь -
Я скажу, насколько человек ты.
И богат был Иов, и преславен,
Сатаной на гноище посажен
И обложен ранами и гноем -
Страшен Иов стал и псам, и людям!
Что имел он - потерял мгновенно,
Кроме крепкой веры и терпенья.
Но с оружьем веры и терпенья
Одолел он дьявольскую силу.
Бог неравный поединок видел,
Праведнику присудил победу,
А с победой всё вернул богатство,
Дьявольское посрамив коварство.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072107012

7 мая. Св. муч. Акакий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Святой мученик Акакий.

Акакиjе, воjин вишньег Цара,
Акакиjе за смрт се готови,
Душу кади тамjаном молитве;
А пита га судиjа безбожни:
Зашто Христос не избавльа верне?
Што не казни ваше мучителье,
Кад га зовеш Богом свемогуhим?
Мученик му кротко одговара:
- Господ Христос велик jе милошhу,
И милошhу и дугим трпльеньем,
Од грешника чека покаjанье,
А од верних трпльиво страданье.
Кад би грешне Он одмах кажньаво
Милост Своjу како би jавльао?
А праведни кад не би страдали,
Силу Божjу чим би показали?
И пред светом чим би засиjали?
Реч речена - глава посечена,
У Раj Божjи душа узнесена.

************

Был Акакий воином Христовым;
Фимиамом сладостной молитвы
Душу к смерти приготовил честно.
Вопрошает судия безбожный:
"Что ж Христос ваш верных не спасает?
Почему нас наказать не может,
Коль зовётся Богом всемогущим?"
Отвечает мученик смиренно:
"Потому, что милостив Господь наш
И велик Своим долготерпеньем.
Ждёт Христос от грешных покаянья,
А от верных — кроткого страданья.
Если б грешных Он карал немедля,
Как Его бы проявлялась милость?
Праведные если б не страдали,
Силу Божью чем бы показали?
И пред миром чем бы засияли?"
Слово молвил — и глава скатилась,
А душа в Господень Рай вселилась.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072107186

8 мая. Прп. Арсений
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Преподобный Арсений Великий.

Арсениjе славни, кога свет славльаше,
Бежеhи од славе, себи говораше:
- Сматраj себе мртвим за свет и за льуде,
Не говори речи ни мудре ни луде.
За реч сам се каткад у животу каjо,
За hутанье никад нисам се покаjо.
Ако срце своjе не вежем за Бога,
Не могу с отрести живота страснога.
Ако мисли моjе само Бога славе,
Спольашне hе страсти мене да оставе.
Молитвом и трудом време испуньаваj,
Труди се што више а што манье спаваj.
Арсениjе грешни, та што си застао,
За што с' у пустиньу, питам те, дошао?
Рад' спасеньа душе, не рад' ленствованьа,
Ради покаjаньа, а не рад' спаваньа.
Журно себе лечи, и душу оживльуj:
Господи помилуj! прости и помилуj!

     ************

Славим миром праведный Арсений;
Избегая славы, говорил он:
Должно мёртвым для людей и мира
Быть, и слов не говорить ни мудрых,
Ни безумных - сожалеть возможно
О словах лишь, но не о молчанье.
Если сердце не привяжешь к Богу -
От страстей тебе не отрешиться;
Если в мыслях только Бога славишь,
Страсти будут от тебя далече.
Наполняй молитвой и трудами
День за днём и сна вкушай не много.
О Арсений грешный, для чего же
Ты в пустыне этой поселился?
Не для лени - для души спасенья.
Так не медли, исцеляя душу
Покаяньем. Господи, помилуй!


************************

Здесь необходимо некоторое пояснение-оправдание. Вообще-то я не бессовестный, а добросовестный переводчик. И считаю недопустимым отступать от размера оригинала. Но в данном случае были причины, вынудившие меня пойти на это. Просто-напросто, меня подгоняли в издательстве, рифмовать было некогда, и пришлось из двух зол (не уложиться в срок или не рифмовать) выбрать, как мне тогда представлялось, меньшее. Разумеется, если бы речь шла об отдельных произведениях, форма каждого из которых важна для раскрытия авторского замысла и имеет собственную художественную ценность, такой подход был бы абсолютно невозможен. Но в "Охридском Прологе" 366 стихотворений, играющих не самостоятельную, а скорее иллюстративную (по отношению к основному тексту) роль. БОльшая часть их написана рифмованным 12-сложником, меньшая - другими размерами, среди которых встречается и десетерац. Легчайший сдвиг в процентном соотношении в пользу того или иного размера не наносит ущерба всему произведению (т.е. "Охридскому Прологу") в целом. Размер самовольно изменён мною лишь в нескольких стихотворениях из 366-ти. В качестве альтернативного размера выбран десетерац - традиционный сербский десятисложник, характерный для эпических песен. Поскольку стихи Владыки Николая очень близки к народной поэзии, подобная замена кажется мне вполне уместной. Однако я не исключаю, что когда-нибудь на досуге, возможно, переведу эти несколько стихотворений как следует - тем же размером, каким они написаны.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072206337

9 мая. Св. Николай и св. Стефан Дечанский
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Чудо святителя Николая Мирликийского над королём Стефаном Дечанским.

Слепи Стефан спава на Овчиjем польу
И у сну без мира подноси невольу.
Крваве му очи, дрхтаво му тело,
Смрт спрам таквог жиhа больа jе зацело.
У том човек неки на сну му се jави,
У небеском блеску, у небескоj слави.
- Николаj сам, рече, од Ликиjског Мира,
А ти си од оних што Бог изабира.
Моjу десну руку погледаj, Стефане,
Гле у ньоj су очи твоjе сачуване!
Ти си без очиjу, очи су у мене,
Даhу ти их онда када Господ хтедне.
Пет година проdzе, а Стефан у мраку
Има наду крепку, има веру jаку:
- Николаj hе к мени jош jеданпут доhи,
С Божиjом помоhи он hе ми помоhи.
Тако Стефан jедном у цркви мишльаше,
И с плачем умилним свецу се мольаше.
Па он у сан паде док у столу стаjа,
Ал' ево му опет светог Николаjа!
Два кральева ока на десном му длану:
- Ево, рече, кралье, дан и теби свану!
У име Господа што вид слепим дава
Прогледаj и викни: Богу нек jе слава!
Па очиjу слепих светац се дотаче
И мрак се с очиjу ко завеса смаче!

************

Спал Стефан Дечанский на Овечьем поле,
И во сне не в силах позабыть о боли,
О телесной боли, как и о душевной -
Даже смерть отрадней жизни столь плачевной!
Вдруг во сне явился человек Стефану,
Весь небесной славой дивно осиянный.
- "Ты - избранник Божий, - чудный посетитель
Так промолвил. - Я же - Николай Святитель.
Посмотри, страдалец, ты в мою десницу:
В ней храню надёжно я твои зеницы,
Ты в моей деснице видишь свои очи -
Возвращу тебе их, когда Бог захочет".
Вот пять лет проходит; в сомкнутые вежды
Короля Стефана льётся свет надежды.
- "Не могу не верить я словам святого;
Он придёт на помощь, явится мне снова!"
Так Стефан однажды думал, стоя в храме
И молясь святому с тёплыми слезами.
И невольно в тонкий сон он погрузился.
Николай Святитель вновь ему явился.
Очи на раскрытой он ладони держит:
- "Радуйся, Стефане! Свет тебе днесь брезжит!
Бог прозренье может даровать слепому,
Славу пой, Стефане, Господу живому!"
Николай незрячих глаз легко коснулся,
И король из мрака к свету дня вернулся.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072207024

10 мая. Прп. Исидора
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Преподобная Исидора Юродивая.

У пустиньи подвижник Питирим
Бога моли, а сам себе пита:
Да ли у свет има ньему равна?
Тад се ангел Божjи поjавио,
Питирима благо укорио:
- У мислима величаш се, старче,
Ко да больег у свем свету нема!
Хаjде поdzи, старче Питириме,
Хаjде поdzи, да старицу видиш,
Исидору мниму jуродиву,
Да jе видиш па да се задивиш:
Она срце од Бога не дели,
Своjе мисли све за Бога веже,
А не ка' ти што си овде телом
А мислима у краjеве света!
Па да видиш све подвиге ньене,
Да се стидом застидиш од жене!
И да мудрост Божиjу прославиш,
Што негуjе у корову руже!

************

Жил в пустыне Питирим-подвижник;
Бога молит, про себя же мыслит:
"Есть ли равный мне на этом свете?"
Ангел Божий тут ему явился,
Питирима укоряя кротко:
- Стал заносчив мыслями ты, старче,
Помышляя, что тебе нет равных!
А пойди-ка, Питирим-пустынник,
Погляди на старицу святую,
Исидору, что у всех в презреньи.
Как увидишь, ей ты подивишься:
Исидоры сердце слито с Богом,
И все мысли к Господу стремятся.
Ты же, старче, телом лишь в пустыне,
А умом летаешь на край света!
Созерцая подвиг Исидоры,
Устыдишься ты пред сей женою!
Устыдишься — и прославишь Бога,
Что взлелеял розу среди грязи!


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072207231

11 мая. Св. равноап. Кирилл
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Диспут св. равноапостольного Кирилла, просветителя славян, с сарацинами.

Муслимански воdzи питали Кирила:
Каква би то лица три у Богу била?
Ако jе Бог jедан, откуда три лица?
Наш jе Бог jедини, ваша су троjица!
Одговара Кирил: ниjе тако, ниjе,
Но ко сjajно сунце што у подне гриjе,
Па светлост, топлоту, и круг своj имаде,
То jе бледа слика божанске Триjаде.
Три божанска лица а jедна суштина
Кроз Христа jе ова jавльена истина.
Никад смртан човек ово не докучи,
Ово сам Бог jави, ово Црква учи.

     ************

Стали мусульмане спрашивать Кирилла:
-Как это у Бога три лица бы было?
Бог один, откуда ж три лица у Бога?
В одного мы верим, а у вас их много!
- И у нас один Бог, - им Кирилл ответил, -
Видите ль, как солнца круг горяч и светел?
Солнце диск, и светлость, и тепло имеет -
Хоть бледна картина, но уразумеет
Тот, кто хочет, правду, нам от Бога Сына
Данную: в Трёх Лицах существо едино.
До конца постигнуть тайну мы не властны,
Только Бог и Церковь учат о ней ясно.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072707732

12 мая. Св. Епифаний
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. Епифаний, епископ Кипрский.

Следбеник Христов Епифаниjе
Хлебом се храни и воду пиjе,
Христовом силом он чуда ствара,
Као громовник jерес обара,
Воjник Истине, стуб Православльа,
На смрти завет 'ваки оставльа:
- Жеdz новца подлу ви угасите,
Богатом никад не завидите,
И не мрзите, не клеветаjте,
А jерес сваку избегаваjте,
Гон'те ко змиjе помисли скверне
Оне од верних чине неверне.
Трезвен ум држ'те за Бога везан,
Плен jе dzавола човек нетрезан.
За мене грешна Бога молите,
Животом целим Бога славите!

     ************

О, Епифаний, раб Христа Бога,
Хлеба с водой вкушал ты немного,
Силой Христовой чудеса делал,
В ересь метал громовые стрелы;
Истины воин, столп Православья,
Как завещанье, речь нам оставил:
Подлую алчность вы угасите,
Зависть к богатым прочь удалите,
Не клевещите, не обижайте,
Ереси ж всякой вы избегайте;
Бойтесь, как гадов, помыслов скверных,
Что превращают верных в неверных,
Разумом к Богу вы привяжитесь -
В плен попадёте, коль не трезвитесь.
Обо мне, грешном, Бога молите,
Целою жизнью Богу служите!


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072809053

13 мая. Св. муч. Гликерия
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. мученица Гликерия.

- Гликериjо, жртвуj боговима!
Нареdzyje безумни судиjа,
Ил' у огньу сагорети мораш.
Гликериjа судиjи се руга:
- Бог je jeдан, "богови" су беси,
Коjино ти памет помуhуjу.
Какве жртве, безумни човече?
Жртва jедна не би л' на Голготи,
Жртва страшна, божанска крвава,
Што укиде све крваве жртве?
Jедну жртву после оне жртве,
Jедну жртву Господ од нас тражи:
Чисто срце, олтар молитвени,
Чисте руке, дела милосрdza,
Веру, наду, льубав, благочешhе.
Такву жртву трудим се принети
Живом Богу, Створительу моме:
Бог Пресвети такву хоhе жртву,
Не лешину крваву и мртву.

     ************

- О, Гликерья, жертву принеси же! -
Нечестивый судия грозится, -
Иль сама ты в пламени погибнешь!
Но Гликерья над судьёй смеётся:
- Бог один есть, "боги" же суть бесы,
И они твой разум помрачают.
О каких ты говоришь мне жертвах?
Жертвы нет иной, кроме Голгофской
Божьей жертвы, страшной и кровавой,
Отменившей все другие жертвы.
После этой жертвы ждёт Спаситель,
Лишь одной-единственной ждёт жертвы:
Было б сердце чисто для молитвы,
Были б руки чисты для дел добрых.
Благочестие, надежду, веру
И любовь я принести желаю
В жертву Богу и Творцу вселенной.
Лишь такой ждёт жертвы Бог всеправый,
А не плоти мёртвой и кровавой.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072809142

14 мая. Св. Исидор
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый.

Исидор блажени са собом се рво
Док бестрастан поста као сухо дрво.
Но и сухо дрво пчеле медом пуне,
И из сухе стене каткад извор груне.
Тело блаженога Духом напуньено
Медом благодати срце заслаdzено.
Извор Божjе силе у сулуду телу,
Скривено богатство у бедну оделу.
Исидор чудесни на dzубришту лежа,
По улицам' вика, и скака, и бежа,
Без крова и крува и без приjательа,
Но под оком будним свога Створительа
Он поука беше суjетним льудима
И укор - за земльу скотски везанима;
Он животом своjим ко да хтеде реhи:
- ЛЬуди, бриге ваше одводе несреhи.
Среhан ниjе онаj ко Божиjе краде,
Но ко Бога самог ко благо имаде.

     ************

Сам с собою Исидор боролся,
Стал бесстрастен, как сухое древо,
Но и древо пчёлы наполняют
Диким мёдом, а из скал бьют воды.
Тело Духом полнится, а сердце
Благодати мёдом усладилось.
Божьей силы в теле скрыт источник,
А в лохмотьях спрятано богатство.
Средь отбросов ночевал блаженный,
Днём по граду и кричал, и бегал;
Без друзей жил, крова и приюта,
Но под оком Божиим всезрящим.
Был он людям суетным - уроком
И укором для рабов земного;
Всею жизнью говорил он людям:
Хлопотлив кто - тот же и несчастен,
Кто присвоить Божие стремится;
Счастлив тот, в ком Бог, как клад хранится.


-------------------

Здесь необходимо некоторое пояснение-оправдание. Вообще-то я не бессовестный, а добросовестный переводчик. И считаю недопустимым отступать от размера оригинала. Но в данном случае были причины, вынудившие меня пойти на это. Просто-напросто, меня торопили в издательстве, рифмовать было некогда и пришлось из двух зол (не уложиться в срок или не рифмовать) выбрать, как мне тогда представлялось, меньшее. Разумеется, если бы речь шла об отдельных произведениях, форма каждого из которых важна и имеет собственную художественную ценность, такой подход был бы абсолютно невозможен. Но в "Охридском Прологе" 366 стихотворений, играющих не самостоятельную, а скорее иллюстративную (по отношению к основному, прозаическому, тексту) роль. БОльшая часть их написана рифмованным 12-сложником, меньшая - другими размерами, среди которых встречается и десетерац. Незначительный сдвиг процентного соотношения в пользу того или иного поэтического размера не наносит ущерба всему произведению ("Охридскому Прологу") в целом. Размер самовольно изменён мною лишь в нескольких стихотворениях из 366-ти. В качестве альтернативного размера выбран десетерац - традиционный сербский десятисложник, характерный для эпических песен. Поскольку стихи Владыки Николая очень близки к народной поэзии, подобная замена кажется мне вполне уместной. Но может быть когда-нибудь на досуге я переведу эти несколько стихотворений как следует - тем же размером, каким они написаны.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072809333

15 мая. Прп. Пахомий
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Преподобный Пахомий Великий.

Пахомиjе Духом Божjим гори,
Пахомиjе с ангелима збори.
Око ньега иноци се роjе,
Сви пред Богом као свеhе стоjе.
Jедног дана закуца звекира,
Сестра Авве за Авву разбира,
Годинама видела га ниjе,
Нек се jави, што се од нье криjе?
Вратар Авви поруку износи.
Авва ньему: поздравлье joj носи:
Jа ти, сестро, желим сваку среhу
Но доhи ти на виdzенье неhу,
Jа сам свету jедном збогом реко
И свега се у свету одреко.
Сестро моjа, одреци се и ти,
Жур' се, сестро, Богу посветити,
Свет сем гроба шта ти може дати?
Христос hе те животом венчати.
Светске сласти варльиви су снови
Успаван се тим сновима тови,
Но пробуdzен осеhа се гладан
И сном дугим душмански поткрадан,
Ко лав гладан тад за храном риче,
За хлеб прави вапиjе и виче.
Христос чуjе ко год га призива
И гладноме даjе хлеба жива.
То je jава - друго су маштаньа,
Изван Христа не има наданьа.
Сестра чула па се расплакала,
Братов савет хитно послушала.

     ************

Духом Божьим пламенел Пахомий,
Собеседник ангелов бесплотных.
Собирались вкруг него монахи,
Все, как свечи, предстояли Богу.
Но однажды громкий стук в ворота
Вдруг раздался - повидаться с аввой
К ним пришла сестра его родная:
Много лет уж брата не видала,
Просит выйти к ней, а не скрываться.
Доложил Пахомию привратник,
А Пахомий: передай поклон мой
И скажи ей: "Милая сестрица,
Только счастья я тебе желаю,
Но к тебе я выходить не стану -
Я от мира уж давно отрёкся
И со всем, что в мире есть, простился.
Отрекись и ты, сестра, от мира,
Посвятить жизнь Господу не мешкай.
Кроме гроба, что мир нам дать может?
А Христос нас жизнью увенчает.
Все мирские сласти - сон обманный;
Спишь покуда - будто бы доволен,
А проснёшься - голод ощущаешь,
И себя ограбленным ты видишь,
И ревёшь, как гладный лев в пустыне,
Жадно алчешь истинного хлеба.
Слышит этот зов Христос и гладных
Хлебом жизни тотчас насыщает.
Это - явь, иное всё - мечтанья,
Вне Христа, сестра, нет упованья".
Слыша то, слезу она роняет,
По совету брата поступает.


-------------------

В оригинале десетерац рифмованный, в переводе - нет. Это один из немногих случаев в моём переводе "Охридского Пролога", когда мне из-за спешки (поскольку меня торопили в издательстве) пришлось пойти на некоторое отступление от формы оригинала.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116072904170

16 мая. Св. новомуч. Николай
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Святой новомученик Николай. Родом из Эпира. Казнён турками за православную веру в 1617г.

Николаj мученик за Христа пострада
И трпльеньем льутим dzавола надвлада;
Не хте jунак свога одреhи се Спаса,
Но славльаше Бога док имаше гласа;
А кад глас га изда, он срцем славльаше
И за муке веhе душмане мольаше.
Тукоше га Турци свирепи ко вуци
Предаваше свакоj нечовечноj муци,
И наjзад му свету отсекоше главу.
Скотрльа се глава у зелену траву,
Светительска глава светлошhу засиjа;
Хришhанин ту главу у свилу завиjа
И у цркву носи да лек многим буде,
Да наказне лечи, и слепе, и луде.
Бог неверне казни са свакога краjа,
А прослави вечно верног Николаjа.

     ************

Николай-страдалец за Христа мученья
Вынес, побеждая дьявола терпеньем;
Не хотел отречься Николай от Спаса
Своего, но славил Бога полным гласом;
А когда и гласа он от мук лишился,
Сердцем славил Бога и Ему молился,
А врагов просил он муки увеличить.
Бросились, как волки, турки на добычу,
И его терзали, мучили и били,
Наконец святую голову срубили.
И в траве зелёной светлостью сияя,
Будто клад, лежала та глава святая.
Христолюбец некий шёлком обвивает
Голову и в церкви Божьей полагает,
Чтобы исцелялись от неё больные,
Чтоб отверзлись очи и сердца слепые.
Справедливо грешных по делам карая,
Бог покрыл навеки славой Николая.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116073006096

17 мая. Св. ап. Андроник
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. апостол от 70-ти Андроник.

Апостол Андроник, сродник светог Павла,
Проповедник мира и духовног здравльа,
ЛЬубавльу пламеном ка Христу гораше
И науку светлу светом проношаше;
Без плате и неге и без много руха,
Само богат силом божанскога Духа.
Све муке подели са светом Jуниjом
Док крст не пронеше целом Панониjом.
Где крст часни блесну, ту нестаде таме,
Издвоjи се жито без плеве и сламе.
Пренуше се льуди из сна животиньства.
И дар усвоjише Божиjега посинства.
Разбише идоле као слабе трске,
Оставише раздор и пороке мрске,
Запеваше уста кад срце заjеца:
Оче наш небески, ми смо Твоjа деца!
Сад примисмо светлост од Твог апостола,
Прости нам што бесмо робови идола.

     ************

Андроник апостол, что был Павлу сродник,
Проповедник мира и святой угодник,
Пламенной любовью ко Христу сгорая
И ученьем светлым землю просвещая,
Шёл из края в край он, не имея злата,
Крова и одежды, Духом лишь богатый.
С Юнией делил он все труды, невзгоды,
Крест нёс паннонийцам - от греха свободу.
Чистая пшеница, где прошёл он, встала,
Где блеснул крест светлый - темноты не стало.
Были люди нравом на зверей похожи,
А теперь, воспрянув, стали чада Божьи.
Идолы им стали не дороже сора,
И порок отвергли люди, и раздоры.
И уста, и души гимн поют чудесный:
"Мы - Твои все дети, Отче наш небесный!
Твой святой апостол спас нас от плененья -
О, прости былые наши заблужденья!"


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116073006042

18 мая. Св. муч. Феодот
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. мученик Феодот.

Краj Анкире на зеленом брегу,
Ту дружина гоньених хришhана
С благословом обjед обjедаше.
Што jе сунце меdz звездама сjajним
То Теодот у дружини бjеше,
А до ньега презвитер Фронтоне.
Па Теодот бесjеди Фронтону:
- Ово мjесто приличи за цркву
Над моштима чесних мученика!
Теодоту Фронтон одговара:
- Постараj се ти, предивни муже,
Добави нам мошти мученика,
Цркву hемо лако сазидати,
Мjесто ово црквом украсити.
Осмjехну се Теодот предивни,
Прстен скида са деснице руке,
Па га даjе чесноме Фронтону,
Оваку му риjеч говореhи:
- Риjеч ти часна, а прстен ти залог,
Мошти hу ти скоро добавити
И на ово мjесто положити!
То Теодот проричуhи рече,
Проричуhи своjе страданиjе,
И за Христа своjе мучеништво,
Како рече онако се стече,
Мошти су му туне положене,
И над ньима црква саграdzена,
Диван спомен бесмртне побjеде
Краj Анкире на зеленом брегу.

     ************

Близ Анкиры на зелёном бреге
Христиане, скрывшись от гонений,
Хлеб вкушали со благословеньем.
Будто солнце среди звёзд полночных
Феодот был среди слуг Христовых,
С Феодотом же - Фронтон пресвитер.
Так Фронтону Феодот промолвил:
- "Это место хорошо для церкви
Над мощами мучеников веры!"
Феодоту так Фронтон ответил:
- "Потрудись же ты, о муж предивный,
Мучеников мощи нам доставить,
А уж церковь мы легко построим,
Это место церковью украсим".
Усмехнулся Феодот предивный,
Снял с десницы драгоценный перстень
И Фронтону подаёт честному,
И такие речи прибавляет:
— "Слово чести, а залогом — перстень:
Скоро мощи я тебе добуду,
Их на месте этом ты положишь".
Это слово было предсказаньем:
Муки Феодот свои провидел
И свою за Господа кончину.
Как сказал он, так всё и случилось:
Там его и мощи положили,
И над ними Божий храм воздвигли,
Благолепный памятник победы —
Близ Анкиры на зелёном бреге.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116073104401

19 мая. Св. Иоанн Вологодский
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. Иоанн Вологодский.

У тамници тамноj кнез Jован тамнуjе
С братом Димитриjем; па брата сjетуjе.
- О не тугуj, брате, тугом се не мори,
Тамница jе верним што и царски двори,
Нит говори ружно о нашему стрицу,
Што нас без кривице врже у тамницу.
Без Божиjе волье зар би могло бити
Два Божиjа створа тамом заробити?
Ако наш се стрико брине само за се,
Бог се за нас брине да нам душе спасе.
Неразуман само своjу корист тражи,
А Бог и презрене даровима блажи.
Милостиви Господ тамнице с' не боjи -
Радиjе са сужним но са гордим стоjи.
Не срди се, брате, не пребацуj стрицу,
Бог jедини знаде меdz' нама правицу.
Стрица jедним путем нас другим спасава
Поклони се Богу, Богу нек jе слава!

     ************

Иоанн-князь делит заточенье с братом,
Смертною тоскою пагубно объятым:
- Не терзайся, Дмитрий, скорбию напрасной:
Верным - что темница, что дворец прекрасный;
Не кляни, о брат мой, ты жестокость дяди;
Без вины страдая, думай о награде.
Без Господней воли может ли случиться,
Чтоб созданьям Божьим в темноте томиться?
О себе заботясь, дядя рвётся к власти;
Бог, о нас заботясь, нам послал несчастье.
Неразумный мыслит лишь о благе тленном,
Бог же утешенье дарит и презренным.
Милостивый Бог наш — с узником в темнице,
Пленных ободряет, гордых не боится.
Не сердись же, брат мой, не противься злому,
Рассудить нас с дядей Судии благому
Предоставь: и нас Он, и его спасает,
И Ему за это слава подобает!


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116080105929

20 мая. Св. муч. Фалалей
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. мученик Фалалей.

На позору льуди и ангела,
У мукама и при издисаjу
Талалеj се Господу мольаше:
- О Господе, Створительу свjета,
Твоjа милост, Твоjа и освjета!
Молим Ти се, живот ми продужи,
Да за Тебе jош поднесем мука.
Ваистину, мало сам поднио,
Да би' Царство Твоjе заслужио.
Страшне Твоjе муке на Голготи,
Страше муке за Тебе безгрешна!
Jош страшниjе требаjу за грешна,
Да би опро себе кроз мученье
И достоjно примио спасенье.
Што молио Талалеj прекрасни,
Што молио Бога домолио,
Прошенье му биjаше умилно,
Бог му пусти мука изобилно,
Све до краjа Талалеj отрпе
Све с радошhу и с благодарношhу,
Све са муке на муку хоdzаше,
Ко са славльа jош на веhе славлье -
Тако светац слави Православлье!

     ************

Дивно видеть ангелам и людям,
Как в страданьях, на пороге смерти
Богу храбрый Фалалей молился:
- О, Господь мой, Сотворитель мира!
Твоя милость и Твоё отмщенье!
Жизнь продли мне, Боже, умоляю,
За Тебя чтоб мук я больше вынес.
Я пока лишь малые мученья
Претерпел для вечного спасенья.
Ты, Безгрешный, принял на Голгофе
Страшных мук всю горечь, боль и ужас;
А для грешных надобны страшнее
Истязанья, коими омыться
Должен грешный, чтобы в Рай вселиться, -
Так молился Фалалей прекрасный.
Что просил он, то и получил он,
И того, кто мук просил умильно,
Бог украсил муками обильно;
Бодрый духом, Фалалей с весельем
Перенёс всё, и с благодареньем
Он от пытки к пытке как от славы
К ещё большей устремлялся славе.
Так святые славят Православье!


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116080404052

21 мая. Св. царь Константин
Саня Со Штрамповки
Св. Николай Сербский.

Св. царь Константин Великий.

Константину цару крст се светли jави,
Константин га виде и Бога прослави.
То знаменье беше Сина Божиjега,
Од овог знаменьа нема красниjега.
Знаменье страданьа и времене беде
Али и знаменье коначне победе.
Са овим знаменьем, твориоцем чуда,
Константин се креhе и победи свуда.
Сред паганског Рима, крстогонительа,
Он крст висок диже, славу Спасительа.
Што три века беше ломльено и клето,
То сад за Рим поста велико и свето!
Три стотине лета крст пльуван беjаше,
У крви светаца земльа се купаше.
Царства и цареви, охоли и мрски,
Сломише се редом слично слабоj трски,
А знаменье крста остаде усправно
И светльаше свету чудесно и славно.
Константин га позна и уздиже више,
Зато му се име у календар пише.

     ************

Константину крест явился светлый,
Крест увидев, он прославил Бога.
Бога Сына знаменье то было,
И того нет знаменья прекрасней.
Знаменье страдания и горя
Временного, и победы вечной;
Знамением этим чудотворным
Константин царь одержал победу.
Среди Рима, коим крест гоним был,
Высоко крест Константин поставил.
Что три века было ненавистно,
То для Рима сделалось святыней.
Три столетья крест был попираем,
А земля в крови святых купалась.
Нечестиво-пышные державы
И цари, как слабые тростинки,
Преломились - Крест стоит до неба,
Не сгибаясь, и вселенной светит.
Константин, его познав, прославил -
Тем своё увековечил имя.


____________________________

Примечание-оправдание.
Это тот редкий случай, когда мне пришлось, вопреки своим убеждениям, отступить от формы оригинала. Объяснялось это банальной спешкой (в издательстве торопили). Разумеется, если бы речь шла об отдельном, самостоятельном стихотворении, такая вольность была бы недопустима. Но в "Охридском Прологе" 366 стихотворений, носящих скорее иллюстративный (по отношению к основному, прозаическому, тексту книги) характер. Большинство из них написаны рифмованным 12-сложником, но встречаются и другие поэтические формы. Незначительный сдвиг в процентном соотношении в пользу того или иного стихотворного размера не наносит ущерба всему произведению ("Охридскому Прологу") в целом. Размер самовольно изменён мною лишь в нескольких из 366-ти стихотворений. В качестве альтернативного размера выбран десетерац - традиционный сербский десятисложник, характерный для сербского эпоса. Поскольку стихи Владыки Николая очень близки к народной поэзии, подобная замена кажется мне вполне допустимой.


© Copyright: Саня Со Штрамповки, 2016
Свидетельство о публикации №116090105752


*****

Подписывайтесь на канал "Союз пера и левкаса"! Ссылка внизу страницы.


Рецензии