17 мая - память сщмч. Николая Тохтуева, диакона

     Дни памяти:
     6 февраля (переходящая)  – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
     17 мая

     17 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Тохтуева).
     Священномученик Николай родился в 1903 году в селе Бым Осинского уезда Пермской губернии в благочестивой семье. Его отец, Василий Николаевич Тохтуев, был сыном и внуком уральских кузнецов, отличавшихся большим мастерством. Но где талант — там и страсть. Видя это, Василий Николаевич с юности положил себе за правило никогда не прикасаться к спиртному и выдержал этот обет на протяжении своей долгой жизни. Он был человеком настолько серьезного религиозного настроя, что в тридцатилетнем возрасте крестьяне выбрали его волостным старшиной, а затем в течение многих лет избирали членом Осинской уездной управы. Под его руководством были построены десятки новых школ, в том числе и школа в селе Бым.
     Мать священномученика, Мария Матвеевна, была дочерью священника. Никто ни разу не слышал от нее грубого слова или чтобы она говорила в повышенном раздраженном тоне. Она всегда была тиха, приветлива и со всеми ровна. Целыми днями она трудилась, погруженная во множество повседневных забот, но трудилась с радостью, не зная усталости и не замечая трудностей, что было возможно только с непрестанной памятью о Боге. Вечером она последняя укладывалась спать, потому что по дому нужно было довершить множество дел, а ночью, стоя перед иконами на коленях, долго молилась, чаще всего, читая Псалтирь. Утром она вставала раньше всех, чтобы успеть растопить русскую печь и испечь хлеб. Насколько разительно это отличается от того, что мы наблюдаем ныне в общественной или семейной жизни!..

     В 1916 году Николай окончил двухклассное училище и на следующий год поступил в училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми, организованное епископом Андроником (Никольским), который в 1918 году принял мученическую кончину — был закопан в землю живым. В 1919 году Николай окончил училище и был назначен псаломщиком в Свято-Троицкую церковь в селе Ашапа, а в 1922 году, когда ему исполнилось 19 лет, рукоположен во диакона — славить Господа посреди начавшейся против Церкви беспощадной войны, когда уже тысячи мужественных христианских борцов — архиереев, священников, диаконов и мирян — отдали свои жизни за веру. В 1925 году диакон Николай был возведен в сан протодиакона и награжден двойным орарем.

     В 1933 году он был арестован и помещен в кунгурскую тюрьму. Его посадили в рассчитанную на десять человек подвальную камеру, в которую поместили пятьдесят заключенных. Там стояла сырость, духота и табачный смрад, камера не проветривалась. Люди по очереди пробирались к отверстию волчка в двери в надежде вдохнуть хотя немного свежего воздуха, но напротив камеры находилась уборная, откуда тянуло зловонием. Некоторые умирали, не выдерживая таких условий. В этой камере отец Николай пробыл полгода. Укрепляемый Господом, он остался тверд в вере и, будучи вызван на допрос, заявил, что является убежденным верующим человеком, что он верит во второе пришествие Христа, в Страшный Суд и кончину мира. «Но сроков этой кончины мира я не предсказывал, — сказал он следователю. — Разного рода “священные письма” я не распространял... Разговоров о кончине мира я не имел... Существование советской власти несовместимо с религией и моими убеждениями, так как советская власть проповедует атеизм, безверие...».
     В том же году он был приговорен к трем годам ссылки на Урал. Впоследствии он служил в храмах Московской области, а с января 1938 года — в храме святых безсребреников Космы и Дамиана в поселке Белышево.
     В самый скорбный день Страстной седмицы — в Великую пятницу 1940 года протодиакон Николай был вызван в районное отделение НКВД в городе Мытищи. Пригрозив, что загонит его на восемь лет в лагерь, следователь предложил протодиакону дать подписку о сотрудничестве с органами НКВД для выявления так называемых антисоветски настроенных лиц. Протодиакон согласился, и следователь предложил ему снова явиться в НКВД на следующий день после Пасхи. Можно только представить себе, какова могла бы быть Пасха для отца Николая с уже подписанной им «квитанцией» на выдачу тридцати сребреников от гонителей Христовых после торжественного и радостного благовестия о Христовом воскресении…

     После Пасхи он собрал вещи, которые могли понадобиться ему в тюрьме, и написал заявление начальнику районного НКВД. «Товарищ начальник, — писал он, — я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага...» Начальник, прочитав заявление, предложил подумать и не отказываться и отпустил отца Николая домой. Но тот остался тверд в своем решении, приготовившись пострадать за Христа.
     Благополучные времена всеобщего стремления к миру и безопасности всегда отличаются каким-то общим усыплением совести, когда вопросы нравственной чистоты, следование религиозным и нравственным идеалам отходят на второй план, а на первый выступает удовлетворение все усложняющихся и потому кажущихся уже новыми плотских потребностей, на самом же деле — все тех же старых страстей. Времена же гонений и грубого нажима на человека со стороны государства, наоборот, побуждают совесть человека внимательно относиться к разного рода соблазнам. И протодиакон Николай написал новое заявление властям с пространным объяснением своей позиции, которое можно назвать исповеданием веры:

     «Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда нечиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели...
     Вы мне обещаете восемь лет — за что же? За то, что я дал жизнь детям? Их у меня семь
человек, и один другого меньше. Старший сын двенадцати лет перешел в 6-й класс, второй сын десяти лет перешел в 4-й класс, третий сын восьми лет перешел во 2-й класс, четвертый сын шести лет, пятый сын четырех лет, шестая дочь двух лет и седьмому только еще два месяца; жена больная, не может взять ребенка — так ей скорчил руки ревматизм и сердце болит. Советское государство приветствует и дает награду за многосемейность, а вы мне в награду восемь лет концлагеря пообещали — за что? Какой я преступник? Только одно преступление, что служу в церкви, но это законом пока не запрещено. Если я не могу быть агентом по своему убеждению, то это совершенно не доказывает, что я противник власти...
     Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Него... Разве не трудно мне оставить... семью в восемь человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен в том, что Он меня до последнего моего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле...
     Вот уже двадцать три года существует советская власть, и я ничем не проявлял себя враждебным по отношению к ней... и вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью... И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.
     Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши — вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись... Разве так Христос заповедовал нам жить? Да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем, то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».

     5 июля 1940 года протодиакон Николай был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму НКВД на Малой Лубянке в Москве. 2 сентября того же года особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 8 годам заключения в концлагере. Протодиакон Николай скончался в заключении 17 мая 1943 года, за несколько дней до своего сорокалетия.

     Тропарь, глас 3:
     Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче Николае, Христа ради пострадавый даже до  крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

     Кондак, глас 2:
     Восхвалим, вернии, изряднаго во диаконах и славнаго в мученицех Николая, Православия поборника и благочестия ревнителя, Земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.
     Величание:
     Величаем тя, священномучениче Николае, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.

     Молитва
     О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Николае, Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
     Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.
     Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения.
     Утверди нас в вере святей, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашым — правило веры, воином – вождь духовный, болящим – врачь изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

     Священномученник Николае, моли Бога о нас, за духовное возрождение России православной.



Источник:
Полный текст жития священномученика Николая (Тохтуева) опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь, 2007.
https://foma.ru/blagodarnost-gonitelyam.html
http://vorkuta-eparchia.cerkov.ru/2020/05/17/
17-maya-pamyat-sshhmch-nikolaya-toxtueva-
postradavshego-za-xrista-v-kozhve/


Рецензии