Езекия и Манассия

     Езекия (Хизкияу), сын Ахаза, — 13-й царь Иудеи, из династии дома Давидова,
воцарился, когда ему было 25 лет, и царствовал в Иерусалиме 29 лет.
«И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него». (4-я Царств 18 глава)
        Езекия приступил к существенным религиозным реформам. Идолослужение было искоренено. В иерусалимском храме восстановлено богослужение и, в знак восстановления завета с Богом, был торжественно отпразднован общеизраильский Песах (2 Пар. 30:5). Также Езекия совершил военный поход на земли филистимлян и даже взял в плен одного из Филистимских царей, Пади. Он отложился от царя Ассирийского, а в это время царь Ассирийский Салманассар напал на Самарию и осадил её. В Самарии, столице Израиля, царствовал Осия (о нем отдельно). Царь Ассирийский взял Самарию через три года после нападения и переселил Израильтян в Ассирию, поселил их в Халахе и в Хаворе. «За то, что они не слушали гласа Господа, Бога своего, и преступили завет Его, все, что заповедал Моисей, раб Господень, они и не слушали, и не исполняли».
   Дальше, «…пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» Езекия послал к Ассирийскому царю, чтобы сказать: «виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому».
    Так что, в период его правления Иудея была в вассальной зависимости от Ассирии. Попытка Езекии освободиться от ассирийцев привела к походу ассирийского царя Сеннахирима на Иудею и к осаде Иерусалима. Этот поход отражён и в ассирийских архивах (клинописная призма Синаххериба), в которых Езекия именуется Хазакийагу. В результате Езекии пришлось заплатить огромную дань (4 Цар. 18:14), уже упоминаемую ранее, но царь Ассирии всё равно требовал сдать Иерусалим. После этого Езекия помолился Богу, и вот:
    «И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот, все тела мертвые».
    Сам Ассирийский царь Сеннахирим, оправился и жил в Ниневии, и там сыновья его Адрамелех и Шарецер убили его мечом. Однако Иудея осталась вассалом Ассирии, а часть её территории была отдана соседним Филистимским царям (тоже ассирийским вассалам). Согласно второй книге Паралипоменон, после поражения ассирийцев под стенами Иерусалима Езекия прославился и разбогател (2 Пар. 32:23–29).
    С историей Езекии связывается рассказ о чудесном его выздоровлении, прибавлении ему Господом пятнадцати лет жизни, и о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак того, что Господь действительно спасет жизнь Езекии и добавит эти годы (4 Цар. 20:1–11). Это страшный бред, который очень мешает серьезно читать тексты, ну действительно, будет Господь, Создатель мира, Всемогущий и Всезнающий заниматься такой ерундой!?
     Согласно барайте (Талмуд, трактат Бава Батра), Езекия со своей свитой написали книгу пророка Исаии, Притчи Соломона, Песнь песней и книгу Екклесиаста).
По утверждению рабби Иехуды (Талмуд, трактат «Бава Кама»), во время похоронной процессии Езекии за его гробом шло 36 тысяч человек с оголёнными плечами в знак траура.

    Следующим царем Иудеи стал Манассия, сын Езекии.
Воцарился в 12 лет, и царствовал в Иерусалиме 50 лет.
Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4 Цар. 21:2–7). В Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма.
     «И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему. «…и провел сына своего через огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его.
   И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: «в доме сём и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Моё навек; и не дам впредь выступить ноге Израильтянина из земли, которую Я дал отцам их, если только они будут стараться поступать согласно со всем тем, что Я повелел им, и со всем законом, который заповедал им раб Мой Моисей».
       Но они не послушались; и совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.
И говорил Господь через рабов Своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде него, и ввёл Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того; и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут её;
и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня.
Ещё же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех — делать неугодное в очах Господних.
В общем, полный кошмар и предательство Господа.

         Манассия преследовал тех, кто резко осуждал народный синкретизм. Пророки были преданы мечу (Иер. 2:30). Экзегетическая традиция повествует, что пророк Исаия подвергся особенно мучительной казни, распиленный надвое по приказу царя, см.:  http://stihi.ru/2021/11/10/8177. В течение многих десятилетий те, кто симпатизировал пророческим идеям, находились в постоянной опасности.

Господь наказал царя, предав его в руки ассирийцев: заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон (2 Пар 33, 1). Но в плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство; после этого Манассия пытался исправить свой грех: разрушил идолы и капища чужеземным богам, восстановил жертвенник Господень и попросил жителей Иуды служить Господу Богу Израилеву (2 Пар. 33:12–16). Манассия видимо сумел убедить царя Ассирии в своей лояльности, и поэтому его восстановили на престоле.
Отношение Православия: Езекия - пример истинного покаяния. Он не отчаялся в отличие от Иуды, и этим учит нас, что сколько бы человек не согрешил, он может принести Богу покаяние и будет прощён.
Продолжаю цикл «Патриархи, цари и пророки Израильские»

Микеланджело Буонарроти. «Езекия, Манассия и Амон» Фреска на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, XVI век Ezekias, Manasses, Amon (Lunette), Chris/t Ezekias, Manasses, Amon (Lunette) by Michelangelo a Painting in Fresco in Sistine Chapel.

2.5.2022


Рецензии