Адам и Ева

       Никогда не думал, что тексты Библии настолько значительны и занимательны насчет возникновения первого человека и его жены Евы. Ну правда, с первых страниц Бытия все мы знаем, что Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему», ну и ладно бы, только два вопроса, и это ещё не главные:      
1. Если по своему образцу сотворил, зачем Богу член, ведь он Бог Единый во всей Вселенной, других богов нет, богинь тем более, тогда член ему зачем?
2. Если змей отдан Богом в подчинение человеку, как же этот самый змий, впрямую ослушавшись Бога, и Адама тоже обманул самым бесхитростным образом? (Ну и, соответственно, как же это мы все произошли вопреки божественным велениям?
   Итак, сначала тексты: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево познания добра и зла. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». И заповедал Господь Бог человеку, чтобы тот не ел от дерева познания добра и зла: «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». А в то же время соответствующие устройства Адаму (а потом и Еве) приделал, сами-то вы что думаете, на всякий случай что ли?
       И сказал Господь Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника (как мило!), соответственного ему».   «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей..  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Как это - одна плоть? Она же его помощник! И речи не было о плотском соединении. «В это время были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
      Дальше появляется змий: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю"? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.  И сказал змей жене: «нет, не умрете (врёт!), но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.  И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.  И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Позднее, начиная с ранних христианских философов, змей считался сатаной, который и подсунул вожделенное запретное яблоко. Об этом ниже.   Потом Адам и Ева услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Господь Бог позвал Адама: Адам, где ты?  Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Бог говорит: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?  Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (типичный подкаблучник!). И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.  И сказал Господь Бог змею:
«За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Похоже, Господь не догадывался, что перед ним сатана, враг рода людского, а просто змей, которого надо наказать.
   Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
   Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.  Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.  В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
    И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.  И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: «вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.  И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.  И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
     Возможно, Господь все подстроил, знал всё с самого начала, а Адам и Ева не совершали никакого греха, они выполнили то, что задумал Создатель. Пруфы: член Адама и вагина Евы до момента прозрения, в момент прозрения и после момента прозрения.

    Теперь о главном: Господь даровал дар выбора человечеству, вот где главная суть: человек может выбирать между добром и злом!! Посмотрим внимательно, что произошло с точки зрения ранних христианских философов.  Всесторонне разработанное богословие первородного греха выдвинул Ириней: Бог создал Адама и Еву и поселил их в раю, чтобы они жили счастливо в тесном общении с Ним. Но сатана, приняв облик змея, соблазнил их. Сатанинская злоба могла бы не сработать, если бы Бог не дал человечеству свободу выбора между добром и злом (ангелы такой свободой воли не обладали, и возможно наскучили Господу). Ириней возлагал некоторую степень ответственности на самого Бога за первородный грех, который мог бы сделать Адаму и Еву более сильными. Грех Адама и Евы унаследовали все люди, и сами не в состоянии были освободиться от рабства сатаны. Бог мог бы навсегда оставить нас в рабстве у сатаны, но по своему милосердию он послал своего Сына, чтобы спасти нас.  Начало Страстям положило дьявольское искушение Христа, повторяющее искушение Адама, но на этот раз сатана потерпел крах. Суд, вынесение приговора и казнь Христа привели к тому, что дьявол подумал, что победа за ним, но скоро узнал, что обманулся. Ирений – сторонник теории выкупа: Бог принёс сам себя в качестве выкупа за нашу свободу. Такая цена могла быть уплачена только Богом. Только Бог мог подвергнуть себя этому свободно, ведь первородный грех лишил нас дара свободы. Покорившись власти сатаны по своей воли и выбору, Христос освободил нас из дьявольского плена. Бог отдал Иисуса, чтобы освободить пленников. Дьявол принял Иисуса, но схватив его и предав смерти, он преступил границы справедливости, поскольку Иисус был непорочен, и его нельзя было пленить и казнить по грехам. В прошлом дьявол удерживал нас по справедливости (грехопадение Адама и Евы произошло по их выбору), но, когда он сам нарушил ее законы, он утратил свои права, и больше не мог держать ни Иисуса, ни нас.  Так что, страдания Христа освободили нас от смерти и первородного греха.
    Есть еще теория жертвы, по которой Христос, равно Бог и человек, взял все грехи человечества на себя, и добровольно обрекши себя на смерть, дал Богу удовлетворение.
    Лоханулся ли Бог, или все-таки это его эксперимент, или даже игра, мы знать не можем. Зато сколько прекрасных шедевров в искусстве породил этот сюжет!

Теория выкупа и теория жертвы по:
Джефри Бартон Рассел. «Сатана, Восприятие зла в ранней христианской традиции», Санкт-Петербург, 2001

Питер Пауль Рубенс, «Адам и Ева». ок1598. Рубенсхейс. Антверпен
11.4.2022


Рецензии