Обзор Алексея Фомина по Конкурсу Коломенский Сонет

Во-первых, хочу поблагодарить авторов, принявших участие в данном конкурсе.

Поэты приходят, уходят. Самое страшное это ощущение забвения еще при жизни. Зачем пишем, тратим душевные силы на строки, которые потеряются в шумном, грубом, циничном мире.

В мою последнюю встречу с Романом Славацким, в своем выступлении перед молодыми ребятами он сказал: современному автору чтобы не потеряться в жанрах и стилях, нужно довериться чему-то одному, найти себя в этом и в этом состояться и сонет для этого подходит лучше всего.

Роман Вадимович стал редчайшим примером и доказательством своих слов. Коломенский сонет будет связан с его именем, во всей дальнейшей истории сонетистики.

Тема малой Родины, через коломенский сонет открывает много литературных дверей и возможностей. На странице Маллар Ме уже проходил конкурс киммерийского и восточного сонетов. Есть вариации сонетного канона рузский, дальневостчный, приазовский, есть питерские строфы… и онегинская строфа… Как вариант: почему бы не подумать о конкурсе в 14-ть строк где каждый автор-участник попробовал бы свой край нарисовать сонетом, придав ему небольшую, но уникальную черту.

О.И. Федотов, ведущий отечественный сонетолог, весьма точно сформулировал особенности новой поэтической эпохи: «Сонет на современном этапе его развития характеризуется: 1) интенсивностью и отмеченностью своего присутствия в репертуаре поэтов самой разной эстетической ориентации; 2) активным взаимодействием с сопредельными и прямо противоположными стихотворными формами, например с верлибром; 3) разнообразием его архитектоники, а также метрических и ритмических воплощений; 4) склонностью к экспериментам и в то же время имитацией наиболее архаичных, сохраняющих классическую чистоту эталонных моделей; 5) обращением к суперсложным, главным образом цепным, сонетным композициям и изобретением новых, невиданных прежде их модификаций».


Теперь о представленных на конкурс текстах.

Начну с лукавой улыбки Теофиля Готье: «Зачем тот, кто не хочет подчиняться правилам, избирает строгую форму, не допускающую отступлений?»

Два основных момента, которые я отнес к минусам и которые встречаются у большинства авторов.

1. Золотое правило альтернанса
2. Пафос

1. Золотое правило альтернанса

…………………………«Теряя форму, гибнет красота,
………………………….а форма четко требует закона»

Остановимся. Переходы между четверостишиями (катренами) и двустишием (дистихом) — едва ли не самое ответственное место в данной вариации сонетного канона. Что мы имеем здесь? Последняя строка первого катрена заканчивается (например) мужской рифмой, первая строка дистиха тоже имеет мужское окончание. Такое столкновение в сонете недопустимо. И вообще в классическом русском стихе соседство строк с одинаковым («мужским» или «женским») окончанием крайне нежелательно, если только они не рифмуются между собой.

1) дОлги/слАвный 2) отЫщешь/грЯзью 3) нйдУ/воспЕт 4) нелюбИм/никомУ 6) вспОрот/окрАшен 7) прорОчит /бАден 8) тьмА/веснЫ 9) щИт/лИк 10)домОй/краЮ 11) душЕ/подбОр 14) странЫ/городА 15) свЕт/снА

Три автора на этих порогах не отметились: Ляля Белкина (5) Мария Абазинка (12) Татьяна Игнатова (13)

Это правило действует именно в русском. Почему так?

Илья Фоняков: «Потому что таковы свойства нашего языка: с его подвижным ударением, различной длиной слов. В языках, где ударение фиксировано, подобной проблемы не возникает вообще. Во французском, например, где обязательно ударение на последнем слоге, возможна только мужская рифма, в польском (ударение на предпоследнем слоге) — женская. В итальянском подавляющее большинство слов (так называемые parole piane) имеют ударение на предпоследнем слоге, преобладает женская рифма, мужская хотя и возможна (у де Амичиса есть целый сонет, написанный на мужские рифмы), но воспринимается как экзотика. В английском, хотя и преобладает ударение на первом слоге, но большинство слов односложно, и рифмованный английский стих — это, по преимуществу, царство мужской рифмы. Женская тоже существует, но для правильного чередования ее арсенал маловат. Ближе всего нам в этом отношении немецкий. Так или иначе, в русском стихе порядок чередования двух основных видов строчных окончаний выработался в стройную систему, в дополнительный ресурс музыки и гармонии».

Или у Александра Твардовского: «В двух-трех местах, — писал он в ноябре 1961 года некоему М.П.К-ну, — я обращаю Ваше внимание на как бы технические погрешности: нельзя новую строфу, четверостишие или двустишие делать того же «пола», что последняя строка предыдущей строфы, четверостишия, двустишия. Почему? Постарайтесь догадаться сами, а не догадаетесь, поверьте тому, что подсказывают великие образцы: «Онегин» (весь Пушкин!), «Горе от ума» — там эта дисциплина музыки строжайше соблюдена. В наши времена — в стихах на этот счет полный разврат, но этому следовать не нужно».

2. Пафос

Очень много представленных текстов имеют эмоционально-оценочную подкраску, такие своеобразные фонарики без смысловой (эстетической) нагрузки, ярко светящие в солнечный полдень. Красивые слова, желание их озвучить… не всегда в читателях порождает желание их замечать/слышать.

1.

…………………. Мой Нижний Новгород, ты добрый, славный!
…………………. Всё – наша ЖИЗНЬ, как песня, ты любима!

Московский, проводи меня в метро!
И вот мы с Горьким смотрим на Покровку,
Где покрывало Нижнего пестро:
Театр зовёт выгуливать обновки,

Ступени Чкаловки дрожат в коленях,
Остры рога железного оленя,

Смеются музыканты невпопад,
В ларьке конфеты сормовские сладки...
Над Стрелкой распускается закат,
Играет ветер бусами канатки.

Задумчив катер с именем «Герой»...
Деревня-Нижний, Нижний-мегаполис.
Где полюс, на котором успокоюсь,
И осень назову своей сестрой?

…………………..(из авторов Н.Н.)

Мой Нижневартовск (ты добрый славный) Нью-Йорк, Зурбаган и т.д.

.

На Дятловых горах горит в огнях / Старинный Кремль…. и… пафос…

Зачем менять глубинное личное на первомайки?

Есть и просто огрехи: Плывет из года в год то хмур, то светел

Над Стрелкою парад ИЗ облаков. (можно было просто: плывут парады облаков)

2.

…………………О нём я Славу с гордостью приму.
…………………Мы встретим, приезжай, России друг!

Вкусный воздух, целебные грязи, зреющий рапой… уже хочется приехать и прославлять. Лучше такие вкусняшки, чем призывы. Вы живете в уникальном месте, в нем столько уникальных мелочей, которые можно показать окрасить поэтическими красками.

3.

………………….. Мой край родной былинами воспет

Не хватает деталей, идентификации места… Только общие детали, которые можно приложить к любому месту. И технический брак (лишняя стопа) в строке: Деревья витязи приветствует рассвет.

4.

Порадовал сонет Олега. Маленькая аккуратная зарисовка. Белый Бим черное ухо. Одновременно и вся страна (еще та… Станислава Ростоцкого) и сегодняшняя, и указание на город… Калуга? Ан нет – Воронеж. Первый пример удачного смыслового наполнения и подачи стихового материала.

5.

………………….. Расколы, смуты – всё преодолели.

Цветущая сирень внутри Новоспасского Монастыря… не у входа, а там в глубине, где меньше людей… Интересное место в 10-ти минутах от которого Крутицкое подворье, где людей практически нет, и ты словно попадаешь в 17-ый век. В сонете больше привязка не к месту, а к истории государства Российского, не хватило «медного уха».

6.

……………………. Налёт фашистов – и жесток, и страшен.
……………………. Как символ нашей памяти людской

В Зубцове (Ржеве) квартировался у местного батюшки, на втором этаже баньки. Тогда-то и слышал слова Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, который обращался к сидельцам местной тюрьмы о малой толике оставшихся в живых людей Ржева после его освобождения в ВОВ. Из 20 тысяч, только 150 человек, меньше, чем сейчас сидящих в местной тюрьме. Этот факт, неожиданный ракурс, до внутреннего окаменения… История малых городов и авторское миссионерство… Из глубины должно вытягиваться корневое. Невидимое. Святое.

7.

…………………….. Горячему бассейну, верю: быть!

) По дороге из Тобольска в Тюмень, всегда останавливался на горячих источниках, особенно любил купнуться в лютые морозы. В последний раз нырял в зиму под южно-уральским баден-баденом – Магнитогорском. Призыв к инвестору с рекламой «Лесной сказки» ) почему бы и нет…

8.

…………………….. нам не нужны войны кровавой темы
………………………не стоит предавать своих отцов

Интеллигентность и чувство меры. Без навязывания своей позиции, позиция становится более очевидной, человечной.

Можно легко поправить первый катрен для соблюдения правила альтернанса:

Твердя уныло: "Мир сошёл с ума",
себя же обрекаем мы на муки,
ведь чьи-то души поглощает тьма
и наши мысли вовсе не от скуки

9.

………………………Служенья путь ему определён

Саров, Старец Серафим (Этот от рода Моего).… и запутался. Св. Серафиму было несколько явлений Богородицы от десяти лет отроду (Прохору) до предсмертного: Не оставь дев Моих, дивеевских подвижниц… Живительный родник и явление Девы меж корней… Источник Иверской иконы Божией Матери (?), Источник преподобной Александры(?)… Тема каждого явления, проявления в знамениях – темы цикла, успеть о многом рассказать в одном произведении часто приводит к читательскому непониманию.

И очень смутила мужская рифма первого катрена с последующим переходом на смешанную.

10.

……………………Что дальше будет с нами – Бог лишь знает

Пытаясь угадывать в сонетах, конкретные места/города. Добрался до первого сонета, в котором за общим ничего не угадывается, не просматривается. Жаль. По Уралу ездил много Урай (городок в две улицы) одна история, Когалым, совершенно другая, расположенные рядом Сургут и Нефтеюганск абсолютно не близнецы братья. Насколько мне близка частность Гольгертса, настолько далек от обобщающих понятий. В данном случае это не критика, не упрек, а призыв находить родинки, подмечать детали характеризующее, определяющие место жизни. ЖИЗНИ!!!

11.

………………………………..Излучину судьбы рисует Клязьма.

Очень хороший сонет. С хорошим спокойным развитием сюжета. Без лишнего пафоса.

) Клязьма (?) поселок на одноименном водохранилище или город во Владимирской области… Тот случай, когда это становится не важным…

12.

……………………………….. Как уберечься от грядущих бед

В этом сонете хочу отметить очень интересный перенос личностно-философских переживаний в третий катрен… с определением места действия в самом окончании последним словом.

То, что немного резануло слух (словоупотребление) – использование в общей линии слова «кульминаций».

13.

……………………………….. Земельные наделы – строить дачи!

Стародачная Мамонтовка: За сколько продают дачи и квартиры там, где творили Врубель и Поленов? Дача МОНО или Дом Саввы Ивановича… что из них есть последний пример деревянного модерна в России? Казалось бы, короткий конкурс, но сколько через него при желании можно увидеть/узнать. В данном сонете (к сожалению/опять же) много общих мест.

14.

……………………………….. Мой маленький клочок большой страны

Имел отношение и к легкой промышленности, поэтому немного знаком с мануфактурно ткацкими местами Московской области… От Нового Базара к Высоковску, вот вбить бы там кленовый красный клин и закупорить это время воском, на сто веков вперед, на тьму годин. ) Молодые города… правильно… с первого слова.

15.

………………………………. Бессонница мурчит у ног котом

Оценивая работы авторов, стараюсь подмечать некие нашептанные исключения из правил. Из 15-ти сонетов это второй, где один из катренов выделяется (переходит) на мужскую рифму. Перенос дистиха в позицию между первым и вторым катреном и правило альтернанса не только обозначили формальную паузу, но сподвигли авторов к поиску уравновешенного звучания. Это звучание подчеркивает (акцентирует) внимание читателя на заложенных в тексте смыслах (это наблюдение забираю в свою копилочку).

---------


Всем авторам еще раз, спасибо. Все мои замечания не со зла, а во имя…


Готов с авторами поработать персонально (единственная проблема со временем в текущей ситуации). Малая Родина, как возможная тема экспозиции в Музее современного Русского сонета (сейчас занимаюсь созданием его интерактивной версии, все сложно и не быстро, но дорогу осилит идущий).


Фомин Алексей,
авторская страница http://stihi.ru/avtor/fox20


Рецензии
Алексей, огромное Вам и Марии спасибо за интересные задания.
В нашей школе /Маллар Ме/ не "проходили" правило альтернанса или я пропустила
урок. Посмотрела свои сонеты, нашла много ошибок, буду править.
А нет бы раньше повнимательнее почитать классиков и профессионалов -
не случилось. "Будем искать".
С уважением и признательностью,

Галина Ленкова 2   21.03.2022 07:40     Заявить о нарушении
Я думаю, на теоретических страницах, посвящённых коломенскому сонету, можно было бы отдельно упомянуть правило альтернанса и его особенности употребления именно в данной форме сонета.

Дмитрий Чердаков   21.03.2022 10:33   Заявить о нарушении
Галина, Дмитрий, спасибо.
.
К сожалению теоретик коломенского сонета Роман Славацкий в прошлом году умер. Посмотрел его последний сборник, в его сонетах данное правило не соблюдается, и в этом возникает некий филологический спор: а не есть ли коломенский сонет - перевернутый сонет. Не знаю, обращали вы внимание на то, что современная теория старательно обходит любое явление в современной поэзии, старается их не замечать. Поэтому спасение поэта, дело самого поэта.
)

Фомин Алексей   21.03.2022 11:18   Заявить о нарушении
Ну, вот, выясняется, что сам Славацкий не придавал большого значения этому правилу, зачем же нас "казните " 1й раз сталкиваюсь с такой формой сонет, первая попытка, как говорится и такой облом!

Наталья Радуль   21.03.2022 15:21   Заявить о нарушении
) проблема в том, что авторы (создающие что-то новое) обречены на одиночество, лишены конструктивной критики (обратной связи), которвя обращала бы внимание на нюансы. Вторая сторона одиночества это отсутствие наработанного другими авторами практического материала по теме, когда появляется возможность на свое творение посмотреть со стороны (непредвзятым взглядом).

Фомин Алексей   23.03.2022 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.