Сослан в стране мёртвых ч. 12

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2022/02/14/3872,
http://stihi.ru/2022/02/16/1019,
http://stihi.ru/2022/02/17/2698,
http://stihi.ru/2022/02/19/3344,
http://stihi.ru/2022/02/22/1147,
http://stihi.ru/2022/02/24/1085,
http://stihi.ru/2022/02/26/2055,
http://stihi.ru/2022/02/28/2514
http://stihi.ru/2022/03/02/2218
http://stihi.ru/2022/03/04/3335,
http://stihi.ru/2022/03/05/2312

Но конь молчит, Сослан разгневан,
связав в ложбине визави.
И можжевельником с припевом
стегал вдрызг друга до крови…

Молчанье, пуще рассердился,
с корнями древо вырвав враз,
по голове стал бить, «трудился»,
лишь щепки в стороны на раз.

А конь промолвил тут открыто:
«Лишь от того погибну я,
смерть есть, она в моих копытах,
из-под земли пронзят меня.
Иначе быть уже не может,
копытный и упругий я,
в чём смерть твоя Сослан? Что гложет», -
пытал батыра конь, сопя.

«Я - закалён, булатный в «пене!» -
ответил вежливо Сослан,
«Но не закалены колени,
а тело всё мое охран.
Лишь колесо само БалсАга********************,
меня убьёт, мой друг, убьёт.
Прокатится… и всё отвага,
Всё пропадёт, а смерть придёт».

«Бог не простит твоих поступков,
не слушал ты Ведуху, зря!
Всех погубил, сам без рассудков, 
тем погубил ты и меня.
Та шапка точно от Сырдона*********************,
ты вспомни - он ГатАга сын.
Вражда родов, не знать закона,
всё помнит даже старый тын».

Сослан за пазуху – нет шапки,
то видно, правда, был Сырдон.
Подслушал тайны смерти-цапки,
и был таков он как тритон.

К царю чертей бежал за войском:
«Я тайны знаю, дай чертей!
Сослан измучил нартов, тёзка,
убьём его, давай скорей!
Но только дай мне самых метких,
Твоих отчаянных стрелков.
Чтоб с преисподней били едко
в коня в копыта без торгов».

Дал царь чертей стрелков отменных,
Те стали стрелы вверх пускать.
Конь задрожал, пал убиенный,
Сослану так сказал: «Стекать. 
Как кровь стечёт, ты осторожно,
Снимай всю шкуру, обмывай.
Соломой всю набей сполошно,
И чучело быстрей сшивай.
Кто знает, может и доеду,
Тебя до дома донесу»

Спешит Сослан, ведя беседу,
Конь пал, всё сделал на весу.

И поскакал, Сырдон подслушал,
Вновь побежал к царю чертей:
«Стрелков ко мне с огнём, порушим,
Коня Сослана, поскорей!» 

Калили черти стрелы-грома,
Стреляли ниже в круп коня.
И разом вспыхнула солома,
Сгорел конь верный там дотла.

Пешком, с седлом один уставший
вошёл Сослан в родимый дом.
Сказал Шатане, рык издавши,
в Стране, что делал Мёртвых он.

«Да! Видно много там печали», -
Страх передёрнул всё лицо.

А поутру, как только встали,
внесла ему своё кольцо.

«Железный замок строй на оря,
кольцо моё возьми, бурдюк.
Иди на самый берег моря,
и очерти там нужный круг.
Враз замок встанет нуте-нате,
Зверей не трудно то ж собрать.
Свирель взяла я у АфсАти,
Мне он не сможет отказать.
Как в новом замке заиграешь,
зверей немерено придёт.
Ты для порядка подсчитаешь,
Как будто кто их там сочтёт.
Добавь потом те листья с Аза,
Те, что привёз с собой в рассвет.
Пуска растут они средь вязов,
Поверь, аналогов им нет».

Всё сделал он, минув интриги,
Ему на все хватило сил.
А поутру пришли уаиги,
Сослан сполна дань уплатил.

Ацырхус, что нежна как лана,
Дочь Солнца – выше всех прикрас,
Отдали замуж за Сослана,
Что дальше было – новый сказ.

*)нихас – ныхас или нихас (осет. Ныхас - буквально «беседа, речь, разговор») - название места собраний, игравшее роль общественной самоорганизации осетинского общества. В нартском эпосе ныхас обозначает место общих собраний нартов. В общественной жизни осетин с древнейших времен нихас играл важную роль. Термин «нихас» в буквальном смысле значит «разговор»
**)Сослан - имя происходит от осетинского имени Сосруко, персонажа кавказской мифологии, в частности, нартской саги. Этимологически оно произошло из тюркских языков (ногайский суслан "выглядеть угрожающе", сусла "грозный, мрачный"). Вариант Сосруко, в свою очередь, является адыгейским
***)Урызмаг также Урузмаг (иронск. Уырызмг, дигорск. Орзмг, Урузмг) - герой осетинского нартского эпоса, сын Ахсартага и Дзерассы, брат-близнец Хамыца. Шатана - сестра (от другого отца) и жена Урызмага. Урызмаг происходил из рода Ахсартагката - военных вождей в обществе нартов. Урызмаг - один из самых знатных нартов, ему посвящены многие сказания.
****)Ацырухс -  (осет. Ацырухс, Уацирохс - буквально «сверхъестественный свет») - персонаж осетинского нартского эпоса, лучезарная дочь Хура (осет. Солнце) - божества, жившего на небе.Ацырухс жила в пещерном семиярусном замке под покровительством семи великанов уаигов и была ими воспитана. Ацырухс была третьей женой прославленного нарта Сослана, который отбил её у небесного жениха. Чтобы взять Ацырухс в жёны, Сослан должен был выполнить обязательное условие великанов уаигов добыть обладавшие целебными свойствами листья волшебного Аза-дерева, которое росло в стране мёртвых.
*****)Уаиги или ваюги (осет. Уйгуыт) - одни из самых главных персонажей в осетинском нартском эпосе.. Уаиги - это одноглазые великаны, имеющие семь голов, среди них есть даже стоголовые. Созданные Богом намного раньше нартов, уаиги были наделённые огромным ростом и силой; вели борьбу с нартами, но постоянно, несмотря на свою величину, терпели от них поражение, потому что были глупы и неуклюжи.
******)ялось -  пристойно, годиться
*******)фандыр (осет. дала фндыр) - осетинский народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
Дала-фндыр является «сольно-сопровождающим» инструментом.
********)Стремимо – направленно.
*********)Обычай выкупа за невесту существовал у всех кавказских народов. Однако, пожалуй, нигде он не принял таких колоссальных размеров, как в Осетии. В XIX веке уплата выкупа производилась здесь крупным и мелким рогатым скотом, исчислявшимся часто сотнями голов, ценными предметами, среди которых считались обязательными дорогое оружие и большой медный котел для варки пива. Перед Октябрьской революцией выкуп стали уплачивать преимущественно деньгами. Размер выкупа колебался от 300 до 1000 рублей. Многие осетины, чтобы собрать нужную сумму денег на калым, годами работали у помещиков и кулаков, выезжали на заработки в разные районы России, а также в Америку, Канаду, Китай и т. д. Выкуп в Осетии приводил к развитию такого варварского обычая, как похищение девушек, сопровождавшегося убийствами, которые влекли за собой кровную месть между семьями, длившуюся нередко годами. В настоящее время калым, как и многие другие пережитки родового быта осетин, ушел в область предания.
***********)Аза-дерево (осет. Аза-Б;лас) - в осетинском нартском эпосе волшебное дерево, листья которого обладали чудесными целебными свойствами. Листья аза-дерева лечат любые болезни и даже возвращают к жизни погибших героев. Аза-дерево росло только в стране мёртвых. Оно находится под строгим контролем правителя Царства мёртвых Барастыра.
***********)Афсати, Апсати (груз., осет. фсати, от греч. «св. Евстафий») - божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа.
************)Барастыр (буквально, «наделённый сильной властью») - в осетинской мифологии владыка загробного мира. Без разрешения Барастыра никто не может попасть в загробный мир или выйти оттуда. По распоряжению Барастыра Аминон открывает ворота в страну мёртвых, а Барастыр отправляет людей в рай (Дзанат) или в ад (Зындон), в соответствии с их земными деяниями. В известных случаях мертвец получает от Барастыра разрешение на побывку домой, но должен спешить вернуться в загробный мир до заката солнца, ибо после этого затворяются ворота царства мертвых и до утренней зари никто не может быть впущен. Поэтому осетины хоронят мёртвых до заката солнца, дабы покойнику не пришлось бродить у запертых ворот загробного царства вплоть до зари.
**************)адыр - здесь – знакомый.
***************)Аминон (осет. Аминон) - в осетинском нартском эпосе существо женского рода, грозный страж, охраняющий ворота, ведущие в царство мёртвых. По приказу Барастыра - владыки загробного мира, который одновременно для одних умерших является судьёй и тюремщиком, а для других гостеприимным хозяином - Аминон открывает железные ворота царства мёртвых, куда можно попасть только до заката солнца. По другим вариантам, Аминон стоит у ворот мёртвого царства и спрашивает каждого, подходящего к ним, о делах, которые умерший совершил за время своей жизни. Аминон, оценивая земные дела умершего, указывает ему дорогу либо в рай либо в ад
***************)симд -  народный массовый танец осетин.
****************)оглодка - муж. (прост.). То же, что обглодок. Кинуть оглодки собаке. энциклопедический словарь. ОГЛОДОК -дка; м.
*****************) камень-даг – тяжелый и прочный камень, сродни граниту.
******************) Ахан – город Нартского эпоса.
*******************) взвесь – равномерное распределённое вещество
********************) Колесо Балсага-Колесо Ойнона (осет. Балц;джы Цалх) - в осетинском нартском эпосе персонифицированное всесокрушающее огненное колесо. Колесо Балсага известно как убийца нартского героя Сослана, оскорбившего дочь Хура (Солнце), которую он увидел купающейся близ берега моря, нежеланием взять её в жёны. Девушка предлагает себя Сослану, но тот отказывается и оскорбляет её своим отказом.
*********************)Сырдон  (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане. Нарты назвали Сырдона коварством неба и хитростью земли;


Рецензии
Однако, Игорь, дочитал я
поэму - рад доброму концу,
но и немного опечален:
а дальше есть ли что-то тут?
Спасибо Вам за эпос поэтичный!

Владимир Шихов   17.03.2022 19:21     Заявить о нарушении
Дальше, Владимир, будет еще одна сказка про Сослана! Добрый день. Спасибо за прочтение всей сказки. С уважением, Игорь

Игорь Апрельский   19.03.2022 11:04   Заявить о нарушении
Чтож, есть что ждать, спасибо за надежду, Игорь!

Владимир Шихов   19.03.2022 18:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.