Ровоам и Иеровоам

    Ровоам (Рехавам)– первый царь царства Иудея, а Иеровоам (Йаровам)– первый царь нового Израиля (без Иудеи). История крайне запутанная, но мне придется прервать цикл «Колена Израилевы» и описать судьбу этих двух человек, иначе с описанием дальнейшего неминуемо возникнут проблемы.

     У Соломона было множество жен и наложниц, считают, что из-за их влияния, его вера в Господа ослабла, и последовал он «за Астартой, божеством Сидонским, и за Милхомом, мерзостью Аммонской. И было то, что делал Соломон, злом в глазах Господа, не следовал он за Господом во всей полноте, как отец его Давид». Но Господь решил не наказывать Соломона в память о рабе своём Давиде, и дал ему спокойно умереть, предупредив, что отвечать за грехи Соломона будет сын его.
    Еще одним претендентом на престол был Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, матерью его была вдова по имени Церуа. Случилось так, что Соломон назначил его управляющим по работам в Городе Давида. Он управлял всеми подневольными работниками из потомков Иосифа. Однажды Иеровоам вышел из Иерусалима и повстречал на пути пророка Ахию Силомлянина. На нем была новая одежда. И взял Ахия новую одежду свою и разорвал ее на двенадцать частей. Он сказал Иеровоаму: «Возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев. Я вырву царство из рук Соломона и дам тебе десять колен. Но одно колено останется за ним ради слуги моего Давида и ради Иерусалима - города, который Я избрал из всех колен Израилевых». Господь назвал и причину, как всегда это было то, что израильтяне его оставили и стали поклоняться всяким нееврейским богам: «Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими».
     Кроме того, Господь сказал: «Я не беру всего царства из руки его (Соломона), но Я оставлю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои; но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен; а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля»;
    Соломон пытался убить Иеровоама, но тот бежал в Египет и оставался там до смерти Соломона.
    После смерти Соломона воцарился его сын, Ровоам. И пошел Ровоам в Сихем, потому что туда пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его. Об этом узнал Иеровоам, он вернулся из Египта и тоже явился со всеми Израильтянами на собрание.
   На собрании Ровоаму сказали: «отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». Ровоам ответил: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне.
Дальше он стал советоваться со своим окружением. Сначала царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и спросил их, «как они посоветуют мне отвечать сему народу?»
    Они ответили: «если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни».
    Затем он посоветовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним. И молодые люди, которые выросли вместе с ним, сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе: "отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас"; так скажи им: "мой мизинец толще чресл отца моего, итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами".
Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь. И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; и говорил он по совету молодых людей и сказал: «отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами». Это была фатальная ошибка, так бывает, когда своего ума маловато, а советники сумасброды или имеют свои интересы. История полна таких примеров вплоть до нынешних времен. А не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову. Возможно, последнее притянуто за уши, и объясняется просто свойством человеческой натуры, но это решение оказалось судьбоносным.
    «И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошелся Израиль по шатрам своим».
    Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам, правда в тексте в этом месте опущено колено Вениаминово, которое тоже оказалось в рамках нового царства Иудея. И наконец, колено Симеона, которое интегрировалось в уделе Иуды, колено Левиино, которое не имело своего удела, но проживало в основном в Иудее, а вскорости и вовсе перебралось в Иудею по конфессиональным соображениям. Так что, в новое царство Иудея вошли по крайней мере пять колен Израилевых.
   Дальше события развивались просто: царь Ровоам послал Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно убежал в Иерусалим. Израильтяне, узнав, что Иеровоам возвратился из Египта, призвали его в собрание, и «воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина (и Вениамина)» (3-я Царств, гл.12, 20)
   Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство. Но тут было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано: скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу: «так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню».
   И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нем; «И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову; если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому». Конечно, это было ясно, но решение об идеологическом разрыве с Иудеей и Иерусалимом для Иеровоама было принято вовремя. Царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане».
   И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них и оставил храм Господень. И построил он (Иеровоам) капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.
   Израиль разделился на два царства: Царство Иудея и Царство Израиль, причем колено Вениамина (одно из двух колен Иосифа) оказалось в составе Иудеи, Ефремляне же вошли в состав царства Израиля. Временно остановленная война между Иудеей и Израилем вскоре разгорелась с новой силой. Практически все свое царствование Ревоам провел в непрерывных войнах в Северянами, при нём в Иудее процветают идолопоклонство и культовая мужская проституция (ее участников называли «псами»).  Возможно, всё это происходило под влиянием матери царя, Аммонитки из гарема Соломона.
    Иеровоам вначале сделал столицей Северного царства Сихем, но позднее перенес столицу в Тирцу. Царь принимается за восстановление древних израильских культовых центров. Чтобы предотвратить посещение северянами Храма Господа в Иерусалиме, Иеровоам, как уже я писал,  установил два святилища, и установил там статуи золотых тельцов. Они должны были служить, по представлению Израильтян, пьедесталами для незримого Присутствия Господа! В Иерусалимском Храме роль таких пьедесталов, как полагают некоторые исследователи, выполняли два Херувима в Девире, Святое-Святых Святилища, под крылами которых помещается Ковчег Завета Господа (в Библии используется по отношению к Богу эпитет «восседающий на херувимах»).
    В пятый год правления Ревоама на Иудею и Израиль напал фараон Шошенк (Шишак). Ревоам откупился от Шошенка, отдав ему сокровища Храма и царского дворца. А войны между Израилем и Иудеей продолжались. Царь Израиля Омри основал новую столицу Израиля – Самарию (Шомерон). Это место не было культовым центром одного из колен Израилевых, более того, это место не было на территории какого-либо колена, и это было крайне важно для многоплеменного Израиля. Кроме того, царь Омри установил дружественные отношения с Тиром и скрепил этот союз женитьбой своего сына Ахава на Иезавели, дочери тирского царя Этбаала (о Иезавели см. http://stihi.ru/2021/10/15/298). Этот союз и брак привел к беспрецедентному росту ханаанейских культов, в частности тиро-сидонского Баала.
5.3.2022

Микеланджело Буонарроти. Ревоам.  Rehoboam - Abijah 1511-12 фреска Capella Sistina, Vatican


Рецензии