Св. Праотцы Симеон и Левий, и Дина, дочь Иакова

   После бегства от Лавана, на которого Иаков батрачил 20 лет, Иаков, возвратился из Месопотамии и пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. Он купил часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и раскинул на нём шатер свой. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева.
     Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, «вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему: возьми мне эту девицу в жену».
    Иаков слышал, что сын Емморов обесчестил Дину, дочь его, но поскольку сыновья его были со скотом в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они. «И вышел Еммор, отец Сихемов, к Иакову, поговорить с ним. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать».
      Тут нужно пояснить, что Дина родилась на тринадцатый год пребывания Иакова у Лавана   от его дочери Лии, и стала её последним, седьмым ребёнком после шестерых сыновей. Примерно через год у Рахели родился Иосиф, одиннадцатый сын Иакова, и Иаков собрался уходить - но задержался ещё на шесть лет. Затем Иаков ушёл, около года провел в Сокхофе и пришел в Сихем. Таким образом, Дине было не более 8 лет, когда она отправилась в Сихем посмотреть «на дочерей земли той» (Быт. 34:1).
    Размышления насчет возраста Дины принадлежат не мне, но я не нашел ничего в текстах, что этому заключению противоречило бы.
    Еммор сказал Иакову, что его сын Сихем «прилепился душею к дочери вашей; дайте же ее в жену ему; породнитесь с нами; отдавайте за нас дочерей ваших, а наших дочерей берите себе за сыновей ваших; и живите с нами; земля сия пред вами, живите и промышляйте на ней и приобретайте ее во владение».
      И отвечали сыновья Иакова Сихему и Еммору с лукавством; а говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их;  и сказали им (Симеон и Левий, братья Дины, сыновья Лиины): не можем этого сделать, выдать сестру нашу за человека, который необрезан, ибо это бесчестно для нас; только на том условии мы согласимся с вами и поселимся у вас, если вы будете как мы, чтобы и у вас весь мужеский пол был обрезан;  и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ;  а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся.
     И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города: и обрезан был весь мужеский пол. На третий день, когда они были в болезни, два сына Иакова, Симеон и Левий, братья Динины, взяли каждый свой меч, и напали на город, и умертвили весь мужеский пол; и самого Еммора и Сихема, сына его, убили мечом; и взяли Дину из дома Сихемова и вышли.
     Сыновья Иакова пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили Дину, сестру их. «Они взяли мелкий и крупный скот их, и ослов их, и что ни было в городе, и что ни было в поле; и все богатство их, и всех детей их, и жен их взяли в плен, и разграбили всё».
    И сказал Иаков Симеону и Левию: «вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой». Они же сказали: а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницею!
     Иаков оставался очень недоволен поведением сыновей и даже на смертном одре говорил об этом: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле.» (Быт. 49:5-7).
     После жестокой и вероломной мести, устроенной братьями, семья Иакова перебралась в Вефиль. Впоследствии Дина упоминается при перечислении лиц, переселившихся с Иаковом в Египет, но без явного указания на то, что она была в их числе: «Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину, дочь его.» (Быт. 46:15).
      По Иосифу Флавию, у сихемлян был праздник, во время которого Дина и пришла в город — посмотреть женские наряды. Один из мидрашей осуждает Дину (и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице. Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери. Иосиф Флавий. Ant. 1:21
    Теперь о судьбе колен, праотцами которых стали Симеон и Левий.
    Колено Симеоново вело пастушеский образ жизни, со всех сторон их надел был окружен наделом Иудиным. Оно не играло значительной роли в жизни Иудеи и Израиля, постепенно смешалось с Иудеями и Вениамитянами и исчезло с исторической сцены. Представителем этого племени была Юдифь. 
     Колено Левиино, так же, как и колено Симеоново, было осуждено на рассеяние Иаковом, но позже, когда, поддавшись на уговоры израильтян, Аарон отлил золотого тельца, пророк Моисей стал в воротах стана и сказал: «кто Господень, – ко мне!» (Исх.32:26). Тогда именно все сыны Левиины собрались около него. Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
     В книге Чисел Господь говорит: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания. И сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела». (Числа 18:23-24)
Вот такая история. Я продолжаю цикл «Колена Израилевы»

Св. Праотец Левий. Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря. (1502–1503 гг.)
3.2.2022


Рецензии