Сослан и Тотрадз ч. 6

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Окончание

Начало здесь:
http://stihi.ru/2022/01/12/6315,
http://stihi.ru/2022/01/15/3014,
http://stihi.ru/2022/01/17/3710,
http://stihi.ru/2022/01/19/1285,
http://stihi.ru/2022/01/20/6474

Тем временем в селе Тотрадза
Обеспокоилася мать.
И стала по двору метаться,
в душе волненья не унять.

Позвала юношей в безлюдье
и говорит им: «Честь семьи!
Там на холме, где правосудье
вершит дела всегда свои.
Сегодня сын мой в поединке
с Сосланом встретится на раз.
Весть принесите осетинке,
узнайте, жив ли мой Тотрадз!»

Они пошли, ложь не предвидев,
открыто, без коней, пешком.
Сослан их издали завидев,
закрыл лицо всё башлыком.

И молвит: «Путь куда проложен?»

На что с почтением в поклон:
«Сын Алымбега здесь быть должен,
Узнать послала мать как он!»

«Тотрадз силён, он - не заморыш!»,- 
сказал, гарцуя на коне,
«Уехал в степь гулять давно уж,
Сослана труп наедине
рвут волки, брызжуя слюною,
он под холмом вон там лежит.
Мать успокойте вестью-мздою,
пусть ждёт его и не тужит!»

«Пусть путь твой добрым будет путник,
и жизнь продлится пусть твоя.
Как радостно – вестей нет смутных,
теперь вовек твои друзья!»

В селе Тотрадза. Матерь. Сходня:
«За эту радостную весть
подарок вам должна сегодня,
ведь сын Сослана смог уесть!»

Огромный стол, обильны яства,
напитки хмельны, песни-вой.
Едят, но мать… есть в сердце язва,
что не даёт душе покой.

Её никак не успокоить,
и потому вопрос вопит:
«Тотрадза видели иль воин
другой сказал, всё без обид?!» 

«Солгать о том не можем, нана,
Тотрадз не встретился нам в тьму.
Сказал всё встречный всадник, странно,
что мы поверили ему».

«А, что за странник, добр ли нрава,
Наверно вам он так знаком?!»

«Я разглядел его, хоть правда,
лицо закутал башлыком.
Но всё равно глаза увидел,
в них два зрачка в одном глазу».

«Да то ж Сослан!», - уже в обиде
кричала мать, пустив слезу… 

«Из всех тех вместе Богом взятых,
средь нартов, чую я беда.
Такой один Сослан проклятый,
идите вновь на холм туда.
Коль сын сражен, знать его долю,
ударом, если прямо в грудь,
поплачу я над телом вволю,
на кладбище, туда мой путь.
Но, если в спину ранен прежде,
на свалку выкиньте его.
Знать недостоин, ржавый стержень,
нет трусу места, ничего!» 

Холм Правосудия. Две ямы.
В одной из них лежит Тотрадз.
Спина исколота вся. Драма.
На свалку выкинуть. Наказ.

Идут, а им Сырдон навстречу:
«Куда несете вы его?»

«Убит был в спину в этой сечи
во время бегства своего!»

«А конь его? Я в то не верю,
что от врага бежал так нарт!
Не той кровИ, не смог и зверю
подставить спину под удар».

Пришли на место поединка,
и осмотрели труп коня.
Вернулись к матери, в слезинках,
она встречает их не зря.

«Там, прежде порваны поводья,
и гривы нет, весь лысый конь.
и уши рваны вместе с плотью,
и челюсть свернута, огонь».

«Так, значит, конь то испугался,
понёс его, а сын мой храбр!», -
Сказала мать, со вздохом сжался
в груди комок, «Сильней, чем бабр**********!»

Похоронив его в забвенье
на кладбище, минуя сплин.
С большим почётом все селенье
ему устроили помин.

А слёзы, как родник умело
размыли землю, напрямик.
Спустились вглубь могилы смело,
и солнца луча туда проник.

Бой не окончен, повториться,
но тот другой увидит Свет.
Там вновь Сослан с ним будет биться,
бой мертвецов, что в нашем нет.

Знать то живым, поверьте, вето,
запрет, без лишних громких фраз.
Я вам поведую об этом,
но это будет новый сказ.

*)Алымбег (Албег) - отец единственного героя из нартского рода Алагата,
**)Сосруко; или Сослан (абх. Сасрыа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
***)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
****)Тотрадз (осет. Тотрадз, каб. Тотреш) - персонаж нартского эпоса, сын Албега, единственного героя из нартского рода Алагата, редко упоминавшегося в эпосе и не славившегося своей воинственностью.
*****)Шатана - героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.В русских текстах нередко именуется Шатана, по преобладающему в Северной Осетии куртатинскому произношению и вопреки традиции транслитерации осетинских имён собственных. Шатана -- могущественная чародейка. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц, может по желанию принимать вид старухи или молодой обольстительной женщины; взглянув в свое "небесное зеркало" (арвы аидн), она видит все, что происходит на свете
******)Хусдзагат Занартский - место на Холме Правосудия, где в поединках батыры решают, кто прав, а кто виноват
*******)Чеха - имя одного из донбеттыров (см. словарь). Термин «гоп» не поддается расшифровке.
********)Курдaлагон - небожитель, владыка кузнечного дела, первый и самый искусный кузнец.
*********)Гарт  - сбитый, изношенный, негодный, попорченный
**********)Бабр - ст. обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра.


Рецензии
Эпос нартов лихо закручен, как и любая легенда, Что интересно, везде и всегда присутствует борьба Добра со Злом, и слава Богу, Добро побеждает...Так и должно быть, иначе было бы тоскливо жить и безнадёжно...
Спасибо, Игорь. С пожеланием мира и добра. Здоровья желаю.

Евгения Грекова 2   09.02.2022 21:14     Заявить о нарушении
Добрый день, Евгения! Спасибо! Нартский эпос - это кладезь сказов народов Кавказа! Шикарный эпос! Рад, что одну их сказок о батыре Сослане вы дочитали. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   10.02.2022 14:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 48 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.