Конкурс 39. Лепестки сакуры. Отточеность в хайку

     Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!

 Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого. И пути назад нет, есть непродолжительные остановки и технические моменты.

   Мы постоянно сравниваем хайку с монохромным рисунком, который через вызванные ассоциации и домысливание воспроизводит цельную картину, живописную картину, и причём реальную, а не вымышленную из области фэнтези. А значит, и язык, на котором пишется этот пейзаж, или зарисовка, должен быть понятным и лёгким на восприятие. Кроме того, не забываем, что это поэзия.

  Любую зарисовку начинают с того, что берут в руки карандаш. Какой он? Сломанный? Тупой? Или хорошо отточенный, несмотря на его мягкость.
      Так как мы имеем дело с поэзией минимализма, для нас это крайне важно - ОТТОЧЕННОСТЬ. Что под этим подразумевается?

ХАИМИ - ОТТОЧЕННОСТЬ, свойственная хайку, лаконичность.

   “Установка на деталь, на высказывание намеком, на «послечувствование»...
Лаконичность хайку, — та ее особенность, которая прежде всего бросается в глаза, — является уже свойством вторичным; однако для понимания хайку не только европейцами, но даже японцами она играет немалую роль. При относительной длине японских слов, в семнадцать слогов иной раз умещается всего четыре значащих слова, максимальное же (крайне редкое) их число — восемь. Результатом является то, что добрая половина хайку без комментариев позднейших исследователей либо не вполне понятна, либо вовсе непонятна, а сами эти комментарии нередко противоречивы. Если к этому добавить, что обычный европейский читатель не знает японского быта, — тех realia, о которых говорит хайку, — то не покажется преувеличением утверждение, что понять и эстетически оценить отдельную хайку (при допущении возможности ее идеального перевода) для европейского читателя часто просто невозможно.” (Предисловие к “Тропинкам Севера” В. Маркова)

  Но мы пишем по-русски, и не занимаемся переводами с японского или какого другого языка. Но у нас тоже есть 17 слогов, из которых мы безжалостно выкидываем предлоги, наречия, оценочные прилагательные, и желательно - глаголы. Что же остаётся? Существительные, относящиеся к предметности. Это наш основной арсенал.
  Но в русском языке существительные бывают разной длины. Сравните такие слова как "дом" и "гусеница".  Обратите внимание, в последнем  - ударение падает на первый слог, последующие три слога остаются без ударения. Получается, вписывая это слово в строку поневоле нарушаешь обычный двучастный размер (ямб, хорей), где всё же допускаются пиррихии, пропуски ударения, но также и в логаэде или дольнике, которые строятся на сочетании двучастных и трёхчастных стоп, и пропуск ударений в этих размерах нарушает плавность ритма и производит некий провал, и потому  - пропуски ударений являются нежелательными.

  В предыдущем конкурсе 6-е место заняла работа именно с этим словом "гусеница". Посмотрим, что получилось:

  сохнут половички
  гусеница в полоску
   по краю скамьи        (автор Татьяна Шадуя)
*

  Многим эта работа понравилась своим замыслом и приятной знакомой зарисовкой, вызывающая самые тёплые ассоциации. Но что мы видим? В первой строке ещё одно длинное слово "половички" при сочетании с глаголом производит провал ударений, которые обрамляют строку. Плавность нарушается. Следующая строка начинается с ударного слога, но положение спасет смысловая пауза между 1 и 2 строками. Но вот и оно, слово "гусеница", где после ударного слога идут  4 безударных. В хайку 6 слов и 2 предлога.

  Для сравнения приведём хайку, занявшую 5-е место на конкурсе:

 чаши кувшинок
 блестят на глади пруда
    рыбачьи лодки                (автор Наталья Степанова)
*

   Здесь уже 7 слов, но один предлог. И ударения распределены ритмически лучше. Нигде не видим провалов более чем в два слога, даже между строк. Кстати, слово "рыбачьи" вполне уместная характеристика, можно сказать, необходимая для правильного восприятия лаконичной зарисовки.

   Надо отметить, что контекст первого примера хайку смягчает положение и оправдывает использование длинных слов. Автор старается произвести эффект вытянутости, ведь речь идёт о гусенице и половичках. Но в другом случае это будет явным минусом работе. И несмотря на то, что это относится к технике исполнения, она влияет и на само восприятие хайку, как поэтического текста.

   В таких системах стихосложения, как акцентный стих, провалы ударений приветствуются наряду с другими вольными "нарушениями", но там есть где развернуться для бьющей фонтаном фантазии и эмоциональности. А вот в поэзии минимализма дело обстоит не так. Каждое слово на вес золота, и обдумывание каждого слога, участвующего в ритмической интонации, как раз и является частью нашей скрупулёзной  работой нанесения точного штриха на поэтический эскиз.

  В проекте Лепестки Сакуры мы уже работали над ритмическим рисунком в конкурсе №5 "Плавность ритма в хайку". Настоятельно рекомендуем ознакомиться с кратким конспектом этого конкурса и его результатами:  http://stihi.ru/2020/04/30/10641

   Но сейчас, когда позади пройдены ещё 34 конкурса и много чего мы выяснили, включая предлоги и части речи, оценочные характеристики, полезно поработать в этом направлении для создания отточенности и уместности каждого слова в хайку.

***

   Итак, выделим главное: лаконизм языка и минимализм текста хайку требует от нас отточенности и высокой техники исполнения! Не забываем, что трёхстрочный размер дактиль НЕ для хайку, оставим его для Японского сонета. Стык ударений между строк приемлем только, где есть цезура, смысловая пауза между строк. А такая пауза при двучастности хайку может быть только ОДНА! Будьте осторожны с использованием дактилическими окончаниями строк, которым тоже не желательно стыковаться с последующим безударным началом строк. Помните, что хотя предлоги иногда могут быть под ударением, но они могут искажать смысловое восприятие и даже  расставлять неправильные акценты. Исключение составляет определённые идиомы, где на предлоги падает ударение. Помните, что хайку должно восприниматься и читаться просто, приближенно к разговорной речи, и должно иметь приятную интонацию. И кроме того - это пейзажная лирика сезона. И ЭТО ПОЭЗИЯ, хотя и относящаяся к МИНИМАЛИЗМУ.

================

  Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над лаконичностью в хайку, раскроем его внутреннюю красоту и содержание. Каждое слово - точный чёткий штрих!

  Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
 
   Итак, задание для конкурса «ОТТОЧЕННОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).

2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО  УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТТОЧЕНО ПОРАБОТАТЬ НАД ТЕХНИКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ХАЙКУ, ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ БЛАГОЗВУЧНОСТИ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА, ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛИШНИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ ОЦЕНОЧНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОГОВ.  Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.

 Для настроения рекомендуется тема «СНЕГОПАД В ПОЛДЕНЬ», но не обязательно.  Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.

 ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:

            ignattur@gmail.com

Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!

Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.

Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры

Имя автора, текст хайку

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.

Призовой фонд:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.

И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.

   Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!

Приём работ до 27 ДЕКАБРЯ 2021 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!

Принято на данный момент: 33 хайку (лимит превышен из-за одновременного получения работ)

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём хайку закрыт досрочно! Лимит исчерпан.

Благодарю всех за присланные работы. До вечера принимаю исправления принятых работ. Вечером 22 декабря, после 19.00 открою голосование.

Маллар Ме   22.12.2021 02:36     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/12/22/8639

Маллар Ме   22.12.2021 23:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.