Подборки для Турнира поэтов 2021. Полуфинал

Первая подборка

Самолёт взлетел

1. Он представитель солидной фирмы, нынче летит на конгресс всемирный, шепчет тревожно за тонкой ширмой невозмутимости: «…скоро рейс…не долетает процент мизерный… этот полёт у меня не первый …» Он теребит эспаньолку нервно, левой сжимает приличный кейс. Кресло, ремень – безопасность всё же… Вспомнился фильм-катастрофа: «боже…» Змейкой прополз холодок по коже. Он задрожал, побелев как мел. Скотчем прилипла к спине сорочка. Сзади мамаша гнобит сыночка. Несколько долгих минут – и точка. Всё, началось.
Самолёт взлетел.

2. Девушка, крашеная брюнетка, слушает плеер, жуёт конфетку, рядом родители (aka предки), в плеере крутится эмокор. Розово-чёрный рюкзак, ботинки. В заднем кармане лежат резинки: «…взрослой вернуться должна, кретинка, дура набитая, в этот спор вляпалась по уши, это ж надо!..» Входит, садится с папашей рядом, и по соседям циничным взглядом: «…тот, с дипломатом, реальный чел…» Маленький мальчик устроил драму – видно, не хочет лететь в Панаму. Плачет, кричит, умоляет маму… «…поздно, пацан…»
Самолёт взлетел.

3. Взрослые врут – мол, игра такая. Нет, он не нытик. Он точно знает то, что сегодня, седьмого мая, кто-то нечестно ведёт игру; что самолёт непригодный, старый; что потеряют их все радары; что от невиданного удара скоро они навсегда умрут. Мама вставляет свои беруши. Мама совсем не желает слушать, как улетают на небо души из обгоревших несчастных тел. Маме до них никакого дела, ей надоело, осточертело. Мама сказала: «Ну, будь же смелым. Ты же мужик…»
Самолёт взлетел.

4. Сон не приходит ещё с субботы. И не придёт, не надейся, что ты… Сам посуди – ну кому охота дымом табачным дышать всю ночь? Так что не стоит терзать подушку. Выпей вина. Обними подружку. Хендрикса сделай на всю катушку, ежели скука и спать невмочь. Только смотри – от тебя не скрою – что существуют твои герои. Жить, умирать – по твоей порою вычурной прихоти – их удел. Ты прекращай, не пиши, не надо. Хватит выдумывать сцены ада, гнать персонажей на бойню стадом. Время пошло…
Самолёт взлетел.



и говоришь, и думаешь, и знаешь

и говоришь, что в общем-то не злой,
что виноват текущий кайнозой,
колки, что не подтянуты на нервах,
и кое-кто с веслом/ведром/шестом
тебя сожрал не морщась на шестом
и отрыгнул на улицу на первом

и думаешь упорно об одном,
что всё вокруг не может быть не сном,
но это не оправдывает яви,
ведь жизнь уже чернеет вдалеке,
и что бы ни было на языке,
но с бодуна во рту песок и гравий

и знаешь, что причин особых нет
молчать на весь окрестный белый свет,
но тянешься не к слову, а к пробелу,
и слышно до шестого этажа,
как очень нестерильная душа
тревожит одноразовое тело



слова

что останется, расскажи мне,
кроме торной дороги зимней
и скрипучих во тьме саней,
кроме встречного ветра, кроме
ямщика на гнилой соломе,
кроме мелочной мзды моей –

обязательного обола.
изовьётся змеёю полоз,
проползёт за верстой верста,
и подумаешь – к очагу бы,
и прошепчут сухие губы:
«что останется, что оста…»

что останется? только имя,
незабытое меж своими,
обронённое вслух едва;
злое слово, пустое дело.
только слово корова съела,
да и дел-то – слова, слова



посмотри

посмотри на себя, переполненный пустобрёх,
подавляющий вздох, собирающий в тексте блох,
не в кичливой варшаве, а где-то в глухой полтаве.
уродился бы правильным, длил бы свой век, как все,
доживал в старорусски возвышенной полосе
и не думал о том, на кого это всё оставить.

где любая строка отсылает к началу, где
озорная река убегает к морской воде,
к материнской солёной груди прикасаясь устьем,
где отечества дым, где не курят других дымов,
ты сидишь у воды, бесполезен и безголов,
созерцаешь круги, беспричинно и странно грустен.

оттого ли тебе тяжело во всю грудь вздохнуть,
что слова поднимают со дна грязевую муть
и такую тоску, что во сне не бывает выше,
оттого ли, что время – пророщенное зерно –
у пространства берёт конопляное полотно
и размашисто самое верное слово пишет.



Вторая подборка


***

Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!
Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра
 
Да ладно тебе. Ты совсем измучен. Возьми молоток и забей на всё. По горло залейся вином, а лучше лежи на диване, читай Басё. Устроил себе тут подвал гестапо! Да выключи к чёрту ты эту «Belle»!!! Неделя-другая – и тихой сапой безумная мука уйдёт, как хмель. Я б сам за такую стрелялся где-то на чёрной реке. Я б дарил цветы. А корчить всерьёз перед ней поэта – на это способен один лишь ты. Холодную душу пером не тронешь – её от стихов не бросает в дрожь.

Есть Белгород, Питер, Москва, Воронеж – ты вряд ли когда-то её найдёшь. Ну да, хороша... Но не в этом дело, она же красотка и без «Lancоme». Она навсегда улететь хотела, ну так и летели бы с ней вдвоём! Ты сам виноват. Не пустил бы корни – взлетел бы Икаром за нею, но... Ты всё же остался, решив упорно держаться корней. Ну, держись, бревно…

Прости, что во время семейной драмы мне вспомнился Ницше и эта плеть. Пойми, ей совсем не нужна реклама, ей нужно агентство своё иметь. Она завела бы легко и просто любовника, двух, впрочем, всё равно она бы плевала из окон РОСТА на всё, что напомнит твоё окно. Ей скучно с тобой. У неё в копилке, пожалуй, ты лучший бунтарь-поэт. Беда лишь в одном – деловой прожилки в твоей рудоносной породе нет. Она меркантильна, к тому же стерва, как можно влюбляться в таких «богинь»? Всё слишком запущено, взломан сервер, накрылся сердечный пароль. Аминь.

Допустим, вернётся. Что делать дальше? Каким же глаголом жечь сердце ей? И что бы ответила генеральша песчаных карьеров души твоей? Ты умер. Ты жить без неё не можешь. Ты зомби, ты просто ходячий труп. Но если вернётся, ты даже кожу отдашь за касание милых губ.

Ты скажешь, что с плетью меня заносит, а Ницше другое имел в виду. Я знаю... Достали мои вопросы? Ответь на последний – и я уйду. Да я не дурак, понимаю – драма... А я с Заратустрой – далась мне плеть…

Но сколько из зеркала ты упрямо мне пристально будешь в глаза смотреть?

 

живут

дорогая, тянет туман с низины,
потому и письма пропахли тиной,
и не слышен гул поездов вдали.
а у нас с тобой ничего не будет,
потому что все мы – цепные люди,
даже если суки и кобели.

мы во сне – бессмертные люди-птицы,
перелётны, сказочны, клюволицы,
рождены и брошены в небосвод.
за окном кричит козодой, с болота
в унисон ему подвывает кто-то –
причитает выпь и мурлычет чёрт.

в палестинах наших бесцветно, сыро,
комары к утру проедают дыры,
не спасают дэта и дихлофос.
вспоминаю, как ты тогда витала
в облаках на зависть месье шагалу –
бесшабашно, весело, не всерьёз.

дорогая, мы же с тобой могли бы...
сквозь окно в туман уплывают рыбы,
проникают в илистый абсолют.
я и сам усами чешу чешуйки,
и бросаю письма в огонь буржуйки,
но они живут.



оле лукойе

выйдешь на улицу – слякоть, сплошная грязь,
худшей погоды не видывал отродясь,
выпьешь чего-то, желанию не противясь,
тут же подумаешь, мысли не пряча впрок,
наша свобода – дурной золотой телок,
чуть подрастёт и попросится сам на привязь.

в этой грязи на себя посмотри всерьёз –
делая ноги, по глине бредёт колосс,
не различая дорог, прямиком по лужам.
думаешь, господи, как же мне всё успеть,
только, пожалуйста, душу не винегреть,
если являешься, делаешь только хуже.

то ли кунсткамера, то ли живой музей,
хоть и скиталец, но явно не одиссей –
напоминаешь себе леопольда блума.
боже, в начале ты выдохнул слово слов,
значит, в конце обязательно дашь число,
правда, число небольшое, пустую сумму:

медный обол и оплату за жэкаха,
стоило ли доводить до греха, ха-ха,
яблоко, змей-искуситель и всё такое.
ночью засмотришься в глухонемую тьму –
муторно, матерно там одному ему,
горе с тобою мне, оле моё лукойе.



гензель

бросай на землю не сор, не хлам, а хлебные крошки слов,
пока не скрылись во тьме потсдам, ганновер и дюссельдорф,
пока сестра на октоберфест готовит свою стряпню,
а ведьма пряничный домик ест, не трогая малышню

бросай, вернётся тебе добром, за слово дадут строку,
на ус мотая, в лесу сыром считай, прибавляй ку-ку,
заходишь в лес – попадаешь в вальд, где братья наносят гримм,
иди вперёд, неуёмный скальд, отчаянный пилигрим

пока кружится дунайский вальс и каждый второй – шопен,
пока не требуют аусвайс под песни морских сирен,
пока хула не сожгла дотла – кончается сказка-ложь,
иди, покуда земля кругла, куда ты, дружок, уйдёшь


Рецензии
"Поэзия умерла!" - говорят ценители русской классической поэзии, читая стихи современных авторов.

Я с этим не соглашусь в принципе. Поэзия не может умереть, как не может умереть сама жизнь. Жизнь прекрасна и вечна, а значит, вечна и поэзия, заключённая в жизни. Поэзию, которой полна жизнь, нужно лишь увидеть и отразить в творчестве.

Так и в любой глыбе мрамора заключены шедевры скульптуры : Афродиты, Афины, Галатеи, Прозерпины, Дискоболы, Дорифоры, Давиды. Мастеру надо только убрать резцом лишний мрамор с этой глыбы и освободить от него находящуюся в ней прекрасную скульптуру, явив её взгляду ценителя ( повторяю слова Микеланджело ).

Фидию, Поликлету, Микеланджело, Донателло, Канове, Родену и другим гениальным скульпторам это удалось сделать, а тысячам других скульпторов, чей талант оказался сомнительным, не удалось, из-под их резца нередко выходили скульптуры наподобие той "Алёнушки", что недавно чуть не до смерти напугала жителей Воронежа.

Читая "Подборку", я понимаю, что автор её из тысяч слов, которые содержит в себе русский язык, выбирая самые подходящие слова для того, чтобы отразить красоту, заключённую в жизни, в итоге в силу отведённых ему возможностей сумел выбрать то, что выбрал. И у него получилось то, что получилось. Должен ли я осуждать его за это ? Разумеется, не должен. В поэзии, как и в скульптуре, как и в самой жизни, должно быть представлено всё : должны быть и "Афродиты", и воронежские "Алёнушки". Должно быть место и восхищению, и недоумению, и отвращению, и ужасу.

Однако, если бы в русской поэзии не было стихов Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Фета, Тютчева, Блока, Заболоцкого, Есенина, Твардовского, Рубцова и других подлинных прекрасных поэтов, а были бы лишь стихи вроде данной "Подборки", то я, прочитав подобные поэтические произведения в юности, наверняка навсегда потерял бы интерес к поэзии, посчитав поэтов отпетыми словоблудами, сочиняющими стихи от безделья, а плоды их творчества - бредом больного сознания, схожего с бредом шизофреника в активной стадии развития его тяжёлой и неизлечимой болезни.

P.S.
Данная рецензия является выражением только моей личной точки зрения. Она ни на что не претендует и, вполне возможно, что она ошибочна, раз не совпала с противоположной точкой зрения других поэтов и весьма компетентного жюри. Не исключено также, что в ней присутствует рациональное зерно.

Я не ставил своей целью обидеть или оскорбить автора. Нет, это исключено ! К автору я отношусь с уважением, понимая, что литературный герой, созданный им в стихах, это не сам автор, хотя образ этого героя именно таким, каким представлен в стихах, и отвечает вкусу автора. Я и даю, собственно говоря, прежде всего оценку литературному герою.

Выступив невольно в роли критика, я лишь хотел прежде всего для себя самого найти определение характерному явлению, точнее даже сказать, тенденции, сформировавшейся и бытующей ныне в литературе, да и не только в ней, тенденции, выражающей болезненный, тлетворный дух нашего времени.
Я так поступаю всегда : оцениваю явления жизни и даю им свои определения. Таким способом мне легче ориентироваться в жизненном и творческом пути.

Владимир Привалко   27.12.2021 21:48     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение, Владимир!

Александр Оберемок   21.12.2021 10:12   Заявить о нарушении
Мне приятно, Александр, что на мою колкую рецензию Вы нисколько не обиделись и отнеслись к ней, как к жужжанию мухи.

Это хорошо. Это обстоятельство говорит мне прежде всего о том, что Вы человек не амбициозный и не самовлюблённый. Вы человек великодушный - это очень важно, так как одним из главных качеств души Поэта должно быть, с моей точки зрения, именно великодушие.

Искренне желаю Вам удачи в Вашем жизненном и творческом пути, желаю быть твёрдым " в удаче и в несчастье, которым, в сущности, цена одна. "

С уважением,

Владимир Привалко   07.01.2022 14:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.