Легенда о Копеечнике

Предисловие

Копеечник (лат. Hedsarum) - род растений семейства Бобовые (Fabaceae). Копеечниками эти растения называют за форму округло-эллиптических плоскосжатых бобов, перетянутых поперёк, состоящих из нескольких плоских члеников в форме русской копейки. Латинское научное название дано К. Линнеем от др.-греч. буквально - приятно пахнущий) за пахучесть некоторых видов. Другие русские названия - бадуй, гедизар, денежник, сардана. За целебные способности и яркую внешность люди нарекли дикое растение многими необычными именами: подколодная трава, медвежий или мужской корень, копеечник чайный, кровяной корень. Эти прозвища словно подчеркивают выдающиеся характеристики травы, о которых было известно людям еще сотни лет назад.
Копеечники - многолетние травы, реже невысокие кустарники или полукустарники. Стебли нередко сильно развитые, ветвящиеся, иногда же совершенно неразвитые, и цветочная стрелка выходит из укороченных побегов, развивающихся у шейки корневища. Листья непарноперистые, обыкновенно 5-9-парные, реже 1-3-парные или даже состоящие всего лишь из одного непарного листочка. Цветки в более-менее густых кистях. Чашечка колокольчатая, зубцы её обыкновенно длиннее трубки. Венчик превышает чашечку. Флаг чаще превышает лодочку, иногда короче её. Крылья немного или же в два - четыре раза короче лодочки, реже длиннее её. Завязь о четырёх - восьми семяпочках.
Род содержит свыше 150 видов растений, произрастающих в основном в более прохладных районах мира. На территории бывшего СССР насчитывается 126 видов этого рода. Все они травянистые многолетние растения со стержневым деревянистым корнем. Подавляющее их число находится в Средней Азии. На Дальнем Востоке встречается 8 видов, в Западной Сибири - 13 видов, на Алтае - 8 видов, на склонах Южного Урала - 2 вида, на Сахалине и Курилах - 1 вид Hedysarum sachalinense. Самые комфортные условия проживания для копеечника - это луга, горные склоны, территории вблизи рек и других водоемов. Медвежий корень повсеместно встречается в тундре и хвойных лесах. Многолетник предпочитает нейтральные либо слабокислые почвы. К сожалению, ареал обитания этого уникального растения с каждым годом сокращается. Дикие виды растения сегодня можно встретить на территории Сибири, на Алтае, на севере Монголии и в Китае. Отдельные виды произрастают в Африке и Северной Америке. Сибирские травники собирают чистое растительное сырье в Саянах.
Копеечники - хорошие кормовые, медоносные, декоративные травы.
Среди представителей рода Копеечник имеется значительное количество видов, представляющих серьёзное значение в качестве кормовых: такими можно считать большинство крупных малоопушённых видов (например, Копеечник южносибирский (Hedysarum austrosibiricum), Копеечник забытый (Hedysarum neglectum), Копеечник альпийский (Hedysarum alpinum)). Копеечник венечный (Hedysarum coronarium) в Средиземноморье возделывают на зелёный корм, сено, силос и как пастбищное растение. Копеечник забытый, или медвежий корень, и копеечник чайный, или красный корень, применяются в народной медицине Сибири и Алтая. Имеет мощный многоглавый корень, из которого растут многочисленные стебли с пурпурно-фиолетовыми цветками (они собраны в рыхлые кисти). При оптимальных условиях его высота может достигать полутора метров. Корневище копеечника горошковидного (Hedysarum vicioides) и копеечника ахалинского (Hedysarum sachalinense), сваренное в молоке, употребляется в пищу. Некоторые виды заслуживают разведения в садах в качестве красивоцветущих декоративных: сюда относятся некоторые из крупных видов, например, Копеечник южносибирский и близкие к нему, а также невысокие, бесстебельные, серебристо-опушённые виды: Копеечник крупноцветный (Hedysarum grandiflorum), Копеечник Федченко (Hedysarum fedtschenkoanum) и другие. Медоносные пчёлы собирают с цветков различных видов копеечника нектар - густой, тягучий, с высоким содержанием сахара.
Уникальные свойства растения сегодня широко используются в фармацевтике, косметологии, народной медицине. Это растение считается хорошим медоносом, а полученные из него продукты пчеловодства обладают такой же мощной целебной силой. Расскажем подробнее о замечательных свойствах красного корня, особенностях состава, от каких проблем можно с его помощью избавиться. Копеечник удивляет не только своим необычным названием, не менее интересна судьба этого краснокнижного растения. Сибирские знахари с незапамятных времен готовили из этой травы отвары, которые поднимали на ноги безнадежно больных людей, а здоровых наделяли богатырской силой. Поэтому в те времена, когда малограмотное население доверяло шаманам и травникам, лекарства из копеечника считались эликсиром жизни и долголетия. Корень копеечника известен антибактериальными и антиоксидантными свойствами. Также он применяется благодаря своим тонизирующим, мочегонным противоотечным, сосудорасширяющм, противовоспалительным, анальгезирующим свойствам. Оказывает бактерицидное и кроветворное действие (благодаря чему применяется при анемии). Настойка и отвар копеечника улучшает выведение мочи, снижает частоту мочеиспускания, а также способствует более полному опорожнению мочевого. лечит почки и мочевыводящие пути. А ещё он помогает уменьшить симптомы аденомы предстательной железы, улучшает кровообращение и устраняет застойные явления в предстательной железе. Поэтому копеечник применяется при простатите, аденоме простаты, других урологических заболеваниях, а также при импотенции. Кстати, копеечник эффективен и для женщин, - ведь он даёт противовоспалительный эффект и при гинекологических заболеваниях. Кроме того, копеечник улучшает деятельность желудочно-кишечного тракта, и оказывает укрепляющее воздействие на сердечнососудистую и дыхательную системы. Останавливает кровотечения, понижает жар. Немного повышает давление.
Копеечник чайный называют "белошным" корнем, потому что он растет высоко в горах, вблизи белков - снежников. А род копеечник получил свое название за то, что семена у этих растений похожи на маленькие однокопеечные монетки.

Об этом растении в народе слагались легенды, некоторые из которых дошли до наших дней.
Вот одна правдивая история.
Своих родителей Аксинья не помнит, убили их в революцию, говорят, хорошие были люди, в Бога верили и честно трудились. Рано кулацкой дочери пришлось работать, и уже в 14 лет девушка попала на рудник. А на руднике-то работа тяжелая; в сырости, пыли и холоде к 30 годам Аксинья стала похожа на дряхлую старуху: распухли и болели суставы, отекали ноги, выпадали волосы, кожа сморщилась и пожелтела. Списали ее с рудника помирать, но местная травница, наверное, правнучка тех староверов, что Беловодье искали, выходила Аксинью. Лечила она ее белочным корнем (копеечником чайным), омеком (болиголовом или вехом), марьиными кореньями (пионом уклоняющимся), козьим молоком, медом, кедровыми орешками, лесными ягодами, да еще десятком травок, известных многим (душица, курильский чай, володушка, зверобой, мята, золотая розга, иван-чай и др.). Аксинья после такого лечения не только встала на ноги, но и так похорошела, что вскоре замуж вышла, да деток народила, теперь уже и внуки и правнуки солнышку радуются. Стала с тех пор Аксинья добрым людям помогать с болезнями справляться.

А вот алтайская легенда.

Алтай встаёт – вершины седы,
в них вечной мудрости исток.
Священны горы древней Веды*,
Катунь** в них катит свой поток.

Она несёт подарки Чуди***,
и тайну, что хранилась встарь
А сказ мой точно помнят люди,
кладу его вам на алтарь…

В то время все стремились к цели,
(таков был древний мир и век).
Все звери подражать хотели,
Что может только человек.

Он ловок был, был всех проворней,
Что даже Айу**** – сам Медведь
Ему завидовал потворно:
«Эх, кабы мне да заиметь
Большой бы палец, да на лапе,
(как заиметь мне свой эргек*****)?!
Я сделал б больше бы в нахрапе,
чем может сам - то человек».

Сказал Айу, глаза страдальца,
Он рассуждал, он не грозил: 
«Я – зверь, но нет большого пальца,   
А то б зверей передавил!»

Чтоб хитрость приравнять к обману,
Опередить других почёл******.
Медведь решился и к Бурхану*******
однажды сам, годя, пришёл.

И разговор завёл о пальце,
На что ему сказал Бурхан:
«Слова твои, как к водке сальце,
Но прежде помни про охран.
Я вот, как это Айу вижу
Ты сразу станешь с ним сильней.
Как дам эргек, я так предвижу, 
Ты передавишь всех зверей.
И лес в горах, что есть сломаешь,
(да пусть простит меня наш век)
Пусть землю вдрызг всю разбросаешь,
Я всё же дам тебе эргек.
Но и собаке, что махаешь?
Дам в предпочтение ружье.
Ну, что молчишь, не отвечаешь,
Согласен? Нет! Ступай, зверьё!» 

Ушёл в леса, в досаде чёрной,
Запомнив, что Бурхан прочёл.
И стал бродить вдоль речки горной
Пока к кустам не подошёл…
 
А те - в них стебли развитые,
взгляд тянут сразу – кабала.
Ветвятся листья записные
и вверх летит цветов стрела.

Цветки в густых кистях – чехольчик,
Как непредвиденный фуршет.
Звенит их чашка-колокольчик,
И пчелок манит фиолет.

Принюхался, ох, как медово,
В охапку сгреб, но всё не то.
Капнул разом, другой, сурово,
И вырвал с корнем, в кровь, бордо.

Надгрыз, понравилось, как любо,
Полезен корень – царь корней.
Запомнил – рядом возле дуба
растёт кустарник без затей.
 
Плоды – бобы, не суть печали,
Копейки с виду без торгов.
Не зря КОПЕЕЧНИК прозвали,
За форму сжатую плодов.

Здесь отступаем от барьеров,
и сказ пойдёт, как дефиле.
Суть – разом восемь староверов,
Искать жизнь лучшую в земле

Пришли в Алтай, в леса, в угодья,
где реки пОлнятся в красе.
Найти край чудный – Беловодье*******,
Что называют раем все. 
 
Там нет болезней и плодОвы
Сады, согласье, мир, почёт.
Молочны реки и медовы,
Сам Бог сторОжит, бережёт.

Но есть без восхваленья, реплик,
Тот, кто врата те стережёт…
То злобный и враждебный Эрлик*********,
Наслал на смертных сильный мор.

Посмотришь – мерзка его ролька:
Густые волосы до плеч,
Усы черны, длинны настолько,
Что уши можно поразвлечь.

Обвить об них, а с уст обжорных
Длинна свисает борода.
В семь шкур одет медвежьих чёрных,
Снуёт в злобе туда-сюда.

Проклятье, люди ослабели,
их дух в отчаянье упал.
Они пришли, они хотели,
А тут случился враз удар

Но рядом с чёрным вьётся бело,
На зло – придёт всегда добро.
Хозяин гор – Медведь к ним смело
Пришёл на выручку зело.

С душой медвежьей, но лучистой,
И чистой, как в реке вода.
А в лапах кустик травянистый,
Тот, что распробовал тогда.

Узнав о том, глаза померкли,
И словно в горло вбили кол.
Узрев подарок злобный Эрлик
под землю враз к себе ушёл.

А с ним ушла под землю скверна,
Все ж исцелились в тот же час.
КОПЕЕЧНИК и корень верный
Людей в беде от хвори спас.

Не знаю, правда ль, в половодье,
в тот рай, что виделся вдали
Немногие до Беловодья
Из староверов********** всё ж дошли….

*)Веды - (санскр., IAST: vda - «знание», «учение»)- сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Веды относятся к категории шрути («услышанное»), и мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах. Основной частью Вед являются самхиты - сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады - тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам.
**) Катуть- (южно-алт. Кадын) река в Республике Алтай и Алтайском крае России, левая и главная составляющая Оби (правая - Бия). Длина реки - 688 км. Площадь бассейна - 60 900 км
***)Чудь -  собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).
****) Айу – медведь на Алтае
*****) эргек – большой палец по-алтайски
******)почёл - почёлся, почла, почлась. прош. вр. от почесть, почесться.
*******)Бурхан – высшее верховное божество в бурханизме. Бурхани;зм (южно-алт. буркан ја самоназвания: Белая вера (южно-алт. Ак jа), Молочная вера (Ст ја) и Алтайская вера (Алтай ја) - этническая религия алтайцев, зародившаяся в Горном Алтае в начале XX века. Термин «бурханизм» производен от тюрк. быркан («бог») либо уйг.-монг. bura, бурхан («Будда»)
********) Беловодье – легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Нередко ассоциируется с ирием - древнеславянским раем. Именно к нему восходит образ текущей с неба Молочной (Млечной) реки в русских сказках и сказаниях. (Древнегреческим аналогом Млечной реки многими считается греческий Эридан)
*********)Эрлик (монг. Эрлэг; Эр-Каан (южно-алт. Эр-Каан), Ирлік(-хан) (хак. Ирлік)) кирг. Эрлик Кан - в тюркской и монгольской мифологии владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых. Фигура Эрлика более универсальна, чем фигура Ульгеня, она широко распространена в верованиях почти всех тюрко-монгольских народов, как шаманистов, так и ламаистов. Имя Эрлик встречается уже в древнетюркских рунических памятниках. Предполагается, что это имя восходит к древнеуйгурскому представлению об Эрлик-кагане - владыке ада. По представлениям камов (шаманов), у Эрлика чёрные, густые, кудрявые волосы, спускающиеся на плечи, большие чёрные усы, которые он закладывает за уши, длинная до колен борода. Одевается он в семь медвежьих шкур, спит на семи чёрных бобрах. Меч его сделан из зелёного железа, а чаша из человеческого черепа. Ездовым животным Эрлика является могучий чёрный бык, которого он погоняет вместо плётки луновидным топором.
**********) Староверы как наследники дораскольной, дореформенной Руси, стараются сохранять все догматы, канонические положения, чины и последования древнерусской Церкви.  Главным же отличием исповедания староверов от других христианских исповеданий является употребление форм богопочитания и церковного благочестия, характерных для древней Церкви.Среди них - двуперстное крестное знамение, погружательное крещение, унисонное пение, каноническая иконопись, специальная молитвенная одежда. Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного.


Рецензии
Ну оооочень интересно здесь у Вас. Буду посещать

Зинаида Иванова 1   09.04.2022 07:33     Заявить о нарушении
Доброе утро, Зинаида! Спасибо! Всегда рад новым гостям. Приходите. Игорь

Игорь Апрельский   11.04.2022 06:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 50 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.