Даниил

Даниил

МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН (Дан.5:25)

Данииил (Даниэль) — библейский пророк (в христианской традиции относящийся к «великим пророкам»).
     Книга пророка Даниила очень короткая, зато по количеству чудес превышает все остальные многократно. Даниил был из знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона - при дворе Кира и Дария. Среди известных эпизодов истории Даниила - его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов «мене, мене, текел, упарсин», начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.
   Есть очень неестественные чудеса, какие-то нарочито неосуществимые. Скажем, если кто-то оживил мертвого человека, что в Библии довольно частое явление, то представить себе это можно: чудо – есть чудо.  А все эти тигры и несгораемые мальчики – скучно и неинтересно. Поэтому я не люблю читать Книгу Даниила и не хотел писать о нем в цикле «Патриархи, цари и пророки Израиля». Однако я заинтересовался, почему христиане относят Даниила к «великим» пророкам, а иудеи нет. Дело в предсказании (косвенном) мессии и «царствия небесного».
    Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Дан. 2:31), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие).
     «Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:31-46; 7:1-28)
Вот что привлекло христиан: царствие небесное в толковании Даниила сна об истукане, а вот и мнения отцов церкви:
Согласно Ефрему Сирину, «златая глава» - царство вавилонское. Серебряные грудь и руки - царство Мидян. Чрево и бёдра медные - царство персидское. Голени железные - царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные - десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землёю возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, и хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви»
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» (Дан. 2:45).
   А по толкованию Ефрема Сирина: «Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» (Дан. 2:45) - это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечён от горы, то есть произошёл от племени Авраамова». Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечён камень без рук, то есть неискусобрачно»
     Иоанн Златоуст уточняет, что слова: «оторвался от горы» — «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчёркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;
«И наполнил всю землю» (Дан. 2:35) - это об Евангелии, которое распространилось во все концы мира. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства - это гордость (македонян) и владычество (римлян)»
    Отдельная история со словами «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (означает буквально «мина, мина, шекель и полмины»: меры веса) - это слова, начертанные таинственной рукой на стене во время пира вавилонского царя Валтасара незадолго до падения Вавилона от рук Кира (фото 2). Объяснение этого знамения вызвало затруднения у вавилонских мудрецов, однако их смог пояснить пророк Даниил: «Вот и значение слов: мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел - ты взвешен на весах и найден очень лёгким; Перес - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:26-28). В ту же ночь Валтасар был убит, и Вавилон перешёл под власть Персидской империи (Дан. 5:30).

     Бедный несчастный Навуходоносор, приснился ему истукан, а снотолкователи и интерпретаторы вывели отсюда всю мировую  историю, кроме того, появление Иисуса Христа и «святой Девы». Я только попытался объяснить, почему такое большое значение предается Книге Даниила, и почему у христиан Даниил имеет статус «великого» пророка.  В православном каноне можете прочитать (без комментариев):
«И;же во проро;цех велича;йший Дании;л ны;не да почти;тся, Христа; бо Бо;га на;шего ви;де, ка;мень отсе;чен кроме; ру;к от горы; — Чи;стыя Богоро;дицы. С ни;м да восхва;лятся и трие; о;троцы, я;же спасе; от пе;щнаго огня; неврежде;ны, о;браз Де;вы боже;ственный и неизрече;нный, и;мже ми;р спасе;ся".

     Теперь о Сюсанне. История прекрасной Сусанны, включенная в Септуагинту (Греческую Библию), а затем и в Вульгату (Латинскую Библию), была присоединена к книге пророка Даниила в качестве дополнительной 13-й главы.
У одного богатого еврея во время вавилонского плена была редкой красоты жена Сусанна.  Их дом был местом собрания старейшин (судей) для суда над народом.  Красота Сусанны возбудила похоть двух старейшин. Поначалу они пытались скрывать друг от друга свою страсть и подобраться поодиночке к Сусанне.  Однажды после заседания Сусанна вышла в сад, судьи притворились, что идут домой на обед, но затем оба украдкой вернулись. Увидев друг друга, они разошлись, но вскоре вновь столкнулись в саду и «признались в похоти своей» (Дан. 13, 14).
      Тогда бесчестные старцы решились вместе попытаться исполнить свое преступное намерение. Они спрятались в кустах, чтобы подсматривать за ней. Был жаркий день, и Сусанна решила искупаться. Раздевшись она стала купаться, изнывая от похоти, старейшины подошли к ней и сказали: «Мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами» (Дан. 13, 20). Старцы пытались шантажировать Сусанну, угрожая ей гораздо более страшной вещью, чем вынужденное блудодеяние – они грозили ей смертью, обещая обвинить ее перед народом в прелюбодеянии с юношей. «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан. 13, 22–23). И с этими словами она испустила страшный крик, призывая на помощь домашних; но старцы закричали еще громче: слуги прибежали, попытка шантажа переросла в месть. На следующий день обвинители судьи назначили народное собрание в доме Иоакима, мужа Сусанны, и рассказали, как они, находясь в саду, видели, что к Сусанне пришел юноша и лег с ней под деревом. Они же, будучи скрыты, видя это беззаконие, тотчас прибежали к преступникам; но мужчина убежал, а Сусанну они задержали. Так как она не хотела им открыть, кто был этот юноша, то они предают ее суду. Собрание поверило  их версии, ложь восторжествовала и Сусанна была осуждена на смерть. Невинная жертва должна была выйти в поле, где ее должны были побить камнями. Даниил решил опротестовать это решение. Он назвал собравшихся глупцами за то, что они осудили женщину, не расспросив ее как следует, и потребовал повторного расследования, поскольку старейшины дали ложные показания.
     Народ возвратился на место суда; судьи просили Даниила изложить свое мнение. Он настоял на том, чтобы обвинителей вводили по отдельности. Когда это было исполнено, новый судья, призвав одного из них, обвинил его в несправедливых решениях, которые он принимал как судья, и сказал ему: «Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом?» (Дан. 13, 52–54). Старейшина отвечал, что это было гвоздичное дерево. Даниил сказал ему, что он солгал, и что он не поручится за его жизнь.
      Затем он велел этому старейшине отойти в сторону и приказал ввести второго, сказав ему: «Племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою главу; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам» (Дан. 13, 52– 59). Крики радости раздались в собрании, и все благодарили Бога, спасающего надеющихся на Него.
        Допрос Даниила убедил собрание в том, что старейшины дали ложные показания, а Сюзанна невиновна. Старейшин казнили как лжесвидетелей: согласно Закону Моисея, они должны были быть побиты камнями.  «И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» (Дан. 13, 64).
     Наконец, еще об одном ветхозаветном апокрифическом тексте, помещённом в Септуагинте,  «Разрушение Бела» и «Дракон в Вавилоне» - (III—I века до н. э.) среди дополнений к книге Даниила (глава 14). Он состоит из двух рассказов, из которых один относится к верховному богу вавилонян Белу (Бэлу), другой к дракону. Смысл обоих рассказов - осмеяние идолопоклонства и изображение силы Бога, который избавляет своих верных слуг от опасностей. В первом рассказе Даниил хитроумным способом открывает обман, посредством которого жрецы Бела заставляли думать, что идол поглощает приносимые ему пищу. Во втором рассказе Даниил убивает дракона, бросая ему в пасть тесто, состоящее из смолы, жира и волос; проглотив это тесто, дракон лопается. За это Даниила бросают в ров со львами, но звери не трогают его, а принесённый ангелом из Иудеи пророк Авакум (Хабаккук) доставляет ему пищу.

    Пророк Божий Даниил дожил до счастливого освобождения своего народа из плена и мирно почил о Господе в возрасте около ста лет в Вавилоне: «Иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12, 13).

Микеланджело Буонаротти. «Пророк Даниил». 1508-1512, роспись свода Сикстинской капеллы.
29.11.2021


Рецензии