Иезекииль

«Кто в поле, тот умрет от меча, а кто в городе, того пожрут голод и моровая язва»
«… и никто своим беззаконием не укрепит своей жизни» (Иез. 7: 15,13)

Один из моих любимых пророков, несомненно, несчастный мученик. По сути, один из самых мыслящих пророков Ветхого Завета, и, безусловно, обладающий самой развитой фантазией, во всяком случае его видение славы Господней повлияло на все мировое искусство. Об этом ниже.

    Иезекии;ль («Бог укрепит») - один из четырёх ветхозаветных «великих пророков»; жил в правление иудейского царя Иехонии. Родился в городе Сарир (Иудея) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии. Он был современником пророков Иеремии и Даниила. Иезекииль был уведён в Вавилонию в 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 году до н. э. и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар.   

    В Тель-Авиве у него было видение славы Господней в виде колесницы (Меркава, меркаба; ивр. ;;;;;;;;;;;;;, «колесница»), в которую запряжены четыре крылатых существа -  тетраморф. Каждое из четырёх существ имело подобие четырёх лиц (человек, телец, орёл, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез. 1:6). Конструкция завершалась полусферой (Иез. 1:22), тогда как в основании его находились колёса с глазами. «Вид колес и устроение их казалось, что колесо находится в колесе. Когда они шли, шли на четыре своих стороны; во время шествия они оборачивались.  А ободья их – высоки были они; ободья у всех четырех вокруг полны были глаз». У него эти глаза – чин ангельский, офанимы, или по-другому, престолы, третий чин ангелов Господних после херувимов и серафимов. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез. 1:26).  (В христианстве видение это считается прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному, одному богу известно, с чего это они так поняли тетраморф). Фактически, это был транспорт Господа, и согласитесь, религиозная мысль иудеев далеко ушла от представлений о святящемся облаке.
 
     Очень интересен его рассказ про Оголу и Оголиву. Тема есть и у Иеремии, но там женскими персонажами были Иудея и Израиль. Понимаете, ясно, что это образ, но автор явно был знатоком блудодейства и распутства, вам не кажется? Ну, и конечно, изложение у него прекрасное. И еще, для тех, кто не любит харассмент, лучше не читайте: хоть это и Библия, но чистейшей воды харассмент, причем женский, причем со стороны двух лиц.
      «… были две женщины, дочери одной матери, и блудили они в Египте, там измяты груди их, и там растлили девственные сосцы их. Имена им: большой - Огола, а сестре ее - Оголива. И были они Моими, и рождали сыновей и дочерей; И стала Огола блудить от Меня (другой перевод: Огола стала блудницей, когда еще была Моей) и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям; не переставала блудить и с Египтянами, потому что они с нею спали в молодости ее и растлевали девственные сосцы ее, и изливали на нее похоть свою.
    За то Я и отдал ее в руки любовников ее, в руки сынов Ассура, к которым она пристрастилась. Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. Сестра ее, Оголива, видела это, и еще развращеннее была в любви своей, и блужение ее превзошло блужение сестры ее. Она пристрастилась к сынам Ассуровым, Когда же она явно предалась блудодеяниям своим и открыла наготу свою, тогда и от нее отвратилась душа Моя, Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я предаю тебя в руки тех, которых ты возненавидела. И поступят с тобою жестоко, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое.
Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, которых идолами ты осквернила себя. Опьянения и горести будешь исполнена: чаша ужаса и опустошения - чаша сестры твоей, Самарии! И выпьешь ее, и осушишь, и черепки ее оближешь, и груди твои истерзаешь: ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
   Посему так говорит Господь Бог: так как ты забыла Меня и отвратилась от Меня, то и терпи за беззаконие твое и за блудодейство твое. … ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им. Кроме сего посылали за людьми, приходившими издалека; к ним отправляли послов, и вот, они приходили, и ты для них умывалась, сурьмила глаза твои и украшалась нарядами, и садились на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой. И раздавался голос народа, ликовавшего у нее, и к людям из толпы народной вводимы были пьяницы из пустыни; и они возлагали на руки их запястья и на головы их красивые венки.  Тогда сказал Я об одряхлевшей в прелюбодействе: теперь кончатся блудодеяния ее вместе с нею. Но приходили к ней, как приходят к жене блуднице, так приходили к Оголе и Оголиве, к распутным женам.
       Ибо так сказал Господь Бог: созвать на них собрание и предать их озлоблению и грабежу. И собрание побьет их камнями, и изрубит их мечами своими, и убьет сыновей их и дочерей их, и домы их сожжет огнем. Так положу конец распутству на сей земле, и все женщины примут урок, и не будут делать срамных дел подобно вам; и возложат на вас ваше распутство, и понесете наказание за грехи с идолами вашими, и узнаете, что Я Господь Бог». (Иез.23:4-49 (в сокращении)). Речь идет о Самарии и Иерусалиме. Как и Исаия с Иеремией, причиной всех несчастья иудеев Иезекииль считает их отход от Господа и принятия ими языческих культов, в этом собственно основная мысль книги Иезекииля. Он обличает свой народ в неискренности их веры: «И они приходят к тебе, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их». (Иез. 33:31).

     Если по порядку, после видения славы Господней, Иезекииль, по указанию Бога, принял на себя ряд испытаний. Бог временно сделал его немым (Иез. 3:26) и дал задание изобразить осаду Иерусалима для того, чтобы показать израильтянам свое недовольство их действиями. Далее: он 390 дней спит на левом боку (Иез. 4:4) и еще 40 — на правом (Иез. 4:6). Затем он ест лепешки, испечённые на коровьем навозе (Иез. 4:15). Затем он обривает свою голову (Иез. 5:1). В 587 год до н. э. от язвы умирает его жена (Иез. 24:18). Дом пророка в Тель-Авиве (в Месопатамии), стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои проповеди.
   
  Около 571 года до н. э. пророк скончался. Считается, что он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве. По другой версии он был побит камнями коленом Гада. Могила в Ираке в Эль-Кифль. По другим данным, пророк был похоронен на острове Арал-Пайгамбар, на реке Амударья, вблизи города Термез (Узбекистан).

Иезекииль в иудаизме: один из трёх «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль),
В иудаизме (в том числе в каббале) имеется иное объяснение тетраморфа: книга «Зо;ар»    четырёх образов над таинственной колесницей называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека.
Продолжаю цикл «Патриархи, цари и пророки Израильские»
На фото:
Пророк Иезекииль (фреска) — Микеланджело Буонарроти. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. 1508-1512
26.11.2021


Рецензии