Легенда о Белладонне

Предисловие

Белладонна, или красавка обыкновенная, или красуха, или сонная одурь, или бешеная ягода, или вишня бешеная, или белладонна европейская, или белладонна обыкновенная, или красавка белладонна (лат. Atrpa belladnna) - многолетнее травянистое растение, вид рода красавка (Atropa) семейства паслёновые (Solanaceae). Видовое название «belladonna» (белладонна) происходит от итальянских слов и в переводе на русский язык означает «красивая женщина». В старину итальянские дамы закапывали сок красавки в глаза, зрачки расширялись - и в глазах появлялся особый блеск. Кроме этого, ягодами натирали щёки, чтобы те приобрели «естественный» румянец. На Руси это растение издавна было известно как «красавка». Другое название, «бешеница», обусловлено тем, что входящий в состав растения атропин может вызвать у человека холинолитический делирий, сопровождающийся сильным возбуждением, доходящим до бешенства и агрессии. Другие названия: белладонна лекарственная, красавка, красавка белладонна, волчья ягода, бешеная вишня, бешеная ягода, черешня сумасшедших, краснуха, одурник, сонная одурь, немица и др.
Красавка обыкновенная относится к исчезающим видам нашей флоры. Интенсивные нерациональные заготовки лекарственного сырья привели к сокращению ареала этого растения. Красавка имеет толстое корневище, напоминающее по форме цилиндр, и длинный главный корень с отходящими от него побегами. Прямой зеленый или фиолетовый стебель разветвляется в верхней части. Темно-зеленые листья красавки имеют яйцевидную форму, острые края. Нижние листья крупнее верхних, которые расположены парами. У белладонны крупные одиночные цветы (2-3 см.) коричнево-фиолетового или грязно-пурпурного оттенка. Плодом является немного приплюснутая черная ягода, по размеру и форме она напоминает вишню со сладко-кислым вкусом. Внутри ягоды - сок темно-фиолетового цвета. Семена красавки - около двух миллиметров в длину, округлой формы с ямчатой поверхностью, черного цвета. Растение включено в Красную книгу, является сильно ядовитым. Ребенку достаточно двух-трех ягодок, взрослому - пятнадцати-двадцати для тяжелого отравления. Опасным является и сок белладонны. Нельзя касаться загрязненными руками слизистых оболочек рта и глаз, кожных покровов лица.
Род красавка помимо белладонны обыкновенной включает следующие виды: красавка заострённая - Atropa acuminata Royle e, красавка бетийская (испанская) - Atropa baetica; красавка кавказская - Atropa caucasica Kreyer красавка Комарова - Atropa komarovii Et Shal.; Atropa pallidiflora Schnb.-Tem. и др. Некоторые виды (красавка кавказская, красавка Комарова и др.) также как и белладонна обыкновенная, включены в Красную книгу регионов, где они произрастают. Существенно распространено в Северной Африке (Алжир, Марокко), Центральной, Южной, Восточной и Западной Европе, в Крыму, на Кавказе, в Малой Азии (Турция, Сирия), в горных районах Западной Украины. Для природных местообитаний белладонны характерен мягкий, влажный, но не сырой климат, с нежарким летом и довольно снежной зимой и лёгкие, перегнойные, плодородные лесные почвы. Растёт в изреженных буковых, дубовых, пихтовых и грабовых лесах, иногда на высоте 1000 м над уровнем моря; одиночно или небольшими группами, на опушках, вырубках, по берегам рек. Единичные экземпляры или небольшие заросли можно встретить на лесных полянах, окраинах дорог, речных берегах. Растет в диком виде в Крымских и Карпатских горах, на Кавказе, в Краснодарском крае. Также произрастает в странах Европы, Средней и Малой Азии, в Афганистане, Пакистане, США, Южной Америке.
Ритуальное использование: жрецы Беллоны, согласно древней традиции, перед тем, как молиться и просить у нее помощи, пили настой из белладонны. Беллона - римская богиня войны.
Магическое использование: в наше время белладонна мало используется в растительной магии из-за высокой токсичности этого растения. Все части красавки очень ядовиты, и до сих пор иногда приходится слышать об отравлении белладонной при случайном попадании ее в желудок.
В прошлом ее применяли, чтобы заручиться помощью звезд и чтобы добиться галлюцинаций, но сегодня у нас есть более безопасные альтернативы, и белладонну применять избегают.
В русском старинном лечебнике про эту траву говорилось так: "Оказывается при больших приемах белладонны - спячка и слабость всех членов".
В недавнем прошлом белладонна использовалась как напиток; наряду с беленой и позднее дурманом являлась одной из составляющих знаменитой "мази колдунов" - Летучей мази, токсические элементы которой проникают в организм через поры кожи. В 1903 г. немецкие ученые, изучающие историю колдовства, пытались апробировать обнаруженный ими в документе XVII века рецепт мази, состав которой был им неизвестен. Было у белладонны еще одно страшное применение. Из нее готовили зелье, которое давали ведьме, приговоренной к сожжению на костре. Выпитое зелье притупляло боль и это облегчало ведьме путь в мир иной.
Белладонна использовалась для вызова астральных явлений. Это одно из тех растений, с которым часто ассоциируется колдовская сила и магия.
Кроме того это растение широко использовалось для убийств,
Шотландский король Дункан I прибегал к растению с необычайными результатами. Во время встречи с Даносом, его объявленными врагами, он служил отравленным бокалом. Данос поглотил эту смесь во время празднования и мгновенно скончался. Силам короля Дункана даже не пришлось вынимать оружие.
Доказанные лечебные свойства белладонны
Фармакологические возможности растения обусловлены основным алкалоидом белладонны - атропином. Он блокирует специфические (м-холинергические) рецепторы, что вызывает снижение активности органов пищеварения, выделения и размножения и относительную активацию вегетативных функций, обеспечивающих реакцию «бей-беги». Применение в медицине красавки обыкновенной продиктовано следующими воздействиями культуры на человеческий организм: Спазмолитические свойства. Атропин расслабляет гладкие мышцы. Тем самым он купирует спазмы желудка, матки, желчного пузыря, бронхов, мочевых путей. Снижение секреции желез. Белладонна подавляет секрецию железистых органов. Трава способствует уменьшению выделения слюны, снижает потливость. Заметно падает секреция желудочного сока и выработка ферментов поджелудочной железы. Ускорение сердцебиения. Красавка способна учащать сердцебиение, что очень полезно при замедленном ритме, но крайне опасно при тахикардии. Стимуляция дыхания. Препараты красавки обеспечивают стимуляцию центра дыхания. Они эффективно подавляют бронхоспазмы, купируют кашель. Но в случае передозировки способны привести к параличу дыхания. Центральные эффекты. Влияние атропина на высшие отделы ЦНС слабовыраженное, но в случае передозировки он может спровоцировать сильное возбуждение, беспокойство, а иногда судороги. Расширение зрачка. Такое свойство востребовано в офтальмологии для диагностических исследований глаза.
Красавку используют также в гомеопатии. На основе растительного сырья созданы препараты, эффективно устраняющие сердечную боль и спазмы внутренних органов. Гомеопатические средства используют также для лечения подагры, абсцессов, паркинсонизма, мастита.
Этому интересному растению посвящены и легенды.
1.Существует легенда о серийном убийце по имени Локуста, который убил римского императора Клавдия по приказу Агриппины, жены и политического соперника правителя. Предположительно, эта женщина была ответственна за отравление напитка Клаудио белладонной.
2.Родовое название (Atropa) получено растением благодаря греческой богине смерти. Из трех богинь судьбы (парок) она была самой старшей. По легенде, у парки по имени Клото было в руках веретено и нить судьбы, Лахесис на шаре чертила будущее человека, а Атропос обрезала нить жизни, используя ножницы. Атропа изображалась с ветвями кипариса в волосах. Устрашающее название красавки говорит о ее сильной токсичности.
3. А вот еще одна легенда от Валентины Карповой (© Copyright: Валентина Карпова, 2020.Регистрационный номер № 0477686 от 29 июля 2020).

Где всё случилось, разно бают,
Всяк разговор ведут о зле.
Легенда ль, сказка ль я не знаю,
вот, что случилось в том селе…

В него, что у реки ютилось
однажды как-то летним днём
Вошла и людям поклонилась:
«Пустите жить, хотя б в наём.
Вас словом ль, делом не обижу,
Знахарка, травы знаю я.
Берусь помочь, когда увижу
Нужда во мне, помочь вольна».

Сама ж – красавица молодка,
Лицом и статью хороша,
Идёт тропой – плывёт как лодка,
Все, смотрят вслед едва, дыша.

Как отказать – есть развалюха,
там у окраины села.
Иван, Петро, кузнец Илюха –
Все помогали, чтоб жила.

И… поселилась дева вскоре,
Но чудеса с тех пор пошли…
Не сразу поняли, что горе
Впустили, слухи поползли…

Сама - толь ведьма иль не ведьма,
Но есть задатки колдовства.
Звать – странно Беллою, заметьте,
Столь необычно для родства.
   
Кой – как, но зиму зимовали,
А после всё пошло «мудрей»…
Все холостые парни сами
Поочерёдно ходят к ней.

Пройдутся раз, другой вечёркой,
И всё на людях, не тишком.
А после - кто связал бечёвкой,
Все засыпали мёртвым сном.

Родные в жути потрясённой
давай молитвой злу грозить.
Водой святой, заговорённой,
Ничем нельзя их разбудить.

Семей она не разбивала,
Людей лечила, как могла.
И молодых не привечала,
Лишь кто ей ровня, тех звала.

Так ещё год село терпело,
Как терпят враки сорванца.
Пока к тропе, ещё не смело,
Вступил сын старший кузнеца.

Кузнец села – особа личность,
Сковать, подправить – все к нему.
А тут вдруг старший сын, мистичность,
Влюбился так – глаза в «дыму».

«Я очарован красотою,
Женюсь, на ней одной!», - грозил.

Но вдруг заснул, мать с бабкой воют,
Кузнец Илья горн затушил.
И говорит, закрыв ворота:   
«Кто наградил меня грехом?
Какая мне теперь работа,
Когда беда вошла в мой дом!»

В село, что год уж беды губят
Вошёл калИка*, вёл маршрут. 
Известно – странников все любят,
В любую избу позовут.

Поговорить их и послушать,
Вкусней, послаще накормить.
Они – Христовы дети, уши,
Готовы словом защитить.

А этот сразу той же ночью
В ворота дерзко постучал.
Где жил кузнец Илья воочью,
«Впустите!», - грозно прокричал.

«Беда у нас, хоть в землю вройтесь,
Не до гостей нам человек»

«Да не тревожьтесь вы, не бойтесь!
От вас мне нужен лишь ночлег!»

Впустили, жбан с холодным квасом,
Казан с картохой, хлеб ржаной.

«Сам угощайся поздним часом,
Не до гостей нам дорогой».

Но только тот на угощенье,
Не посмотрел даже тайком.
А сразу к лавке в удивленье,
Где старший спит мертвецким сном.

Чуть постоял, шепча, всё в вере,
Видать его вёл само Бог.
И вдруг отпрянул, шасть за двери,
Да к Белле сразу и побёг.

Как прибежал к её калитке,
Достал пучок травы сух-рок**.
Входить не стал, лишь снял пожитки.
Враз запалив там костерок.

Тут началось – дым, визг крысиный,
Всё заходило ходуном,
Треск, гам и вой стоял звериный,
Что звёзды меркли над селом.

Село проснулось, вышли люди,
Толпятся, издали глядят…

«Что за колдун здесь нечисть водит?
Чей чародей пришёл?!», - галдят.   
 
А дом гудит и ходит крыша
от воя точно ходуном.
Но вскоре… смолкло, стало тише,
Угомонился старый дом.

Лишь тихий всхлип, возможно женский,
Да дым чуть сизый над трубой.
Со страху ль лик Христа, блаженства,
Селяне видят пред собой…

А где ж старик, где чудотворец?!
Все позабыли, след простыл…
Наутро ахает народец,
Пропала ведьма, час пробил…

Тотчас и сын Ильи проснулся,
Размялся, печку затопил.
Из избы вышел, чертыхнулся,
Да, про невесту позабыл….

Но бают, что не так всё в милость,
Что Белла всё же не ушла,
В цветок-дурман оборотилась,
Да на околице взошла.

Толсто и мощно корневище,
Темно-зеленый лист - буклет.
Ветвится стебель как змеище -
Грязно-пурпурный фиолет.

Чернеет ягода - зловонна,
В ней спрятан яд, а он чреват…
Стоит упрямо БЕЛЛАДОННА,
И источает аромат.

И манит вкусом сладко-кислым,
Но ты не тронь её смотри.
Умрёшь, тотчас вкусив, помыслив,
Красу узрев, мой друг, прозри!

А раз в году чудь в небе бродит,
Так ярка полная Луна.
Вновь Белла девой в мир приходит,
Ещё прекрасней, чем была…. 

То старики лишь тихо бают,
Всяк разговор ведут о зле.
А правда ль то, нет, я не знаю,
такая сказка есть в селе…

*) Калика, калики, калеки перехожие - старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. Слово калики происходит от названия обуви калиги (ср.-греч.от лат. (caligae) - страннических сапог с низким голенищем. Русские кали;ки-странники, паломники, упоминаются в «Хождении игумена Даниила» и в записках Стефана Новгородца. Их знают и былины, в которых упоминаются целые братчины калик, снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни Ефимьевы, из монастыря Боголюбова в путь к славному городу Иерусалиму. Совершив странствование к святым местам, неимущие кали;ки пользовались особым уважением и нередко оставались уже на всю жизнь перехожими просителями милостыни, которой добывали себе пропитание. Таким путём слово кали;ка или калека получило значение нищего странника, а так как Христовым именем питались по необходимости и люди с физическими недостатками, это слово получило своё современное значение человека искалеченного, и вообще инвалида.
**) сух-рок - волшебная трава странника, помогающая в изгнании ведьм, бесов и др. славянских злых духов.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь! Познавательно и интересно!
Доброго дня Вам!

Элла Бикеева   24.11.2021 00:43     Заявить о нарушении
Добрый день, Элла! Спасибо за позитивный отзыв к легенде. С признательностью, Игорь

Игорь Апрельский   24.11.2021 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.