Исаия

«Я накажу мир за зло…»

Исаию чтят и вспоминают прежде всего из-за его прямого пророчества о Мессии. Кроме всего прочего, он был пророком в прямом смысле: он пророчествовал, и можно было посмотреть, насколько его пророчества сбылись. И именно некоторые его пророчества делают так необходимым для христиан Ветхий завет. Есть там такое:
Тогда сказал Исаия: «слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе». Имя Еммануил означает "Бог с нами".                Исаия, Гл.7.14-15
Итак, основная причина признания Ветхого Завета, это пророчества в нем о приходе мессии, и фрагмент в Книги Исаии – одно из таких пророчеств. Об этом я писав в главе об арианстве:  http://stihi.ru/2021/01/19/4155
    Когда читаешь Книгу Исаии, неоднократно вспоминается Иов, ну смотрите:
«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и творю бедствия; Я, Господь, делаю все это».
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!»
Исаия, Гл. 45. 7,9
Стих 9 – как раз о мнении Иова, стих 7 – о величие Господа, только вот зачем «производить бедствия»?
Остальные пророчества и чудеса Исаии связаны с его временем непосредственно, причем видны две плоскости: обще религиозная и политическая: Библия излагает, что иудеи тогда отошли от Бога, когда по царству Иудее распространилось идолопоклонство. Древним иудеям приходилось противостоять постоянным набегам и нападениям со стороны соседнего Царства Израиля и Сирии. С целью обезопасить царство Иудею от вторжения сирийцев цари Иудеи заключили союз с ассирийским царём, налагая на иудеев бремя тяжёлой данью.
О социально-религиозных взглядах: «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах». И еще: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою».
Немного из его представлений о будущем, при условии отказа от идолопоклонства: «Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный». А иначе: «На земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселья в ликующем городе; ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут».
В плане врагов решение будет за Богом Саваофом: «И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый». (Ассур – здесь Ассирия). Возмездие за Сион всем народам со стороны Господа – просто кровавая вакханалия. «Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И превратятся реки его в смолу, и прах его - в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; и завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения. И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».
  Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков. Есть как минимум две версии казни: его распилили вместе с полым деревом, в котором он спрятался, или его распилили деревянной пилой, что бы было побольнее (фото 3). Почему конкретно его убили (если он до Манассии вообще дожил?) мы не знаем, но знаем, что при Манассии в Иудее снова восстанавливаются языческие культы. Подобно Ахазу Манассия ввел в Иудее культ Ваала сиро-финикийского.  Местом служения этому культу была долина Енома, откуда происходит слово «геенна». Он гадал, ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников. Все последователи Господа были преследуемы.
 
Исаия. Уголино ди Нерио. Пророк Исаия. Начало XIV века, Лондон, Национальная галерея
10.11.2021


Рецензии