Елисей, человек Божий

     Елисей пожалуй самый противоречивый персонаж Ветхого Завета.  Он прожил почти сто лет и известен многими, на мой взгляд, надуманными чудесами:  от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной Сонамитянка, а также не менее впечатляющие чудеса: умножение елея по просьбе бедной вдовы, умножение хлебных начатков и  исцеление сирийского полководца Неемана (об этом подробнее ниже).
     Я приведу только интересные для меня моменты его деятельности, а чудеса, такие как, «варись, варись горшочек», можно почитать интересующимся самостоятельно.
     Елисея призвал пророк Илия, сначала он был помощником, но после чудесного вознесения на небеса Илии, Елисей сам стал пророком, и тут мы впервые сталкиваемся с нестандартным мышлением Елисея. «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала…Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь…». А теперь представьте ситуацию, человек готовится вознестись в вихре на небо, а его приемник просит от него духа, в два раза большего! Сразу же несколько вопросов: почему Господь не снабдил Илию, своего верного защитника сразу же духом, в два раза большим? И вообще как-то нескромно ставить условия, да и у Господа нужно просить, мне показался этот эпизод мутноватым. Ну,  да ладно:  Илия улетел в вихре на небо, а Елисей разодрал одежды свои на две части.
    Следующий эпизод с Гиезием и сирийским военачальником Нееманом, центральный на мой взгляд для понимания положительного в характере Елисея. Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам;  и человек сей был отличный воин, но прокаженный. От некоей девочки царь Сирийский узнал, что в Самарии (столице Израильского царства) есть некий пророк, который может проказу вылечить, и он написал письмо царю Израильскому и послал Неемана лечиться. Царь Израильский, получив это письмо, разорвал на себе одежды и сказал: «Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять?» Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал на себе одежды, он сказал, чтобы Неемана послали лечиться к нему. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист».
Нееман подумал, что это издевательство, но слуги его стали его уговаривать омыться семь раз, типа, что тебе стоит?
     «И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. И возвратился к человеку Божию и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего». Но дар принимать Елисей отказался: «Не приму».
     Нееман отъехал со своим окружением, а Гиезий, слуга Елисея, подумал: «Господин мой отказался взять из руки Неемана, этого Сириянина, то, что он приносил. Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что;нибудь». Гиезий догнал Неемана и сказал: «господин мой послал меня сказать: «вот, теперь пришли ко мне с горы Ефремовой два молодых человека из сынов пророческих; дай им талант серебра и две перемены одежд». Все это Гиезий спрятал у себя дома. Когда он пришел и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий?
«И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? время ли брать серебро и брать одежды, или масличные деревья и виноградники, и мелкий или крупный скот, и рабов или рабынь? Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек.
И вышел он от него белый от проказы, как снег».
Тут и психологическая проницательность и знание людей, о заражении проказой ничего сказать не могу.
То, что касается дальнейшей войны Сириян с Израильтянами: Елисей принимал в ней деятельное участие, и окружение Самарии, голод горожан и вся история с пророчеством цены на хлеб, это все-таки больше об идеологической борьбе служителей Господа  с представителями других культов, Ваала и Астарты, в частности их пропаганды, это ближе к  следующему разделу «Иезавель», а с Елисеем - вполне достаточно, кроме одного неоднозначного фрагмента.

     Я все думал, почему же это никто не замечают такой удивительный и жестокий факт в Ветхом Завете? Я имею в виду поедание медведями детей по просьбе пророка Елисея.
Дело было так:
     «И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
     Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка».
4-я Царств 2, 23-24
Странно для любой религии, и для любого святого. Но оказалось, что нет: многим это тоже не нравится, а католики даже на эту тему проводят ученые диспуты и беседы с детьми. И вот встретилась мне иллюстрация из французского манускрипта, их тоже сюжет видимо волновал.
    Но, по сути, я отношусь к Елисею очень положительно из-за фрагмента с Гиезием, которого Елисей наградил за ложь и воровство проказой Неемановой. Мне кажется это интересным, и, по-своему,  справедливым, и никак не может быть выдумано от начала и до конца.
Я продолжаю серию: «Патриархи, пророки и цари Израильские»

Медведицы, разрывающие детей по приказу Елисея. 1453 год, французский манускрипт.
The bears savaging the youths at Elisha's command, while Elijah is borne in the flying chariot (1453 French manuscript)
29.9.2021


Рецензии