Царь Давид, светильник Израиля

Писать о царе Давиде довольно сложно, хотя  было уже о Самуиле и о царе Сауле, сложно просто потому, что в истории Израиля он занимает центральное место, так что я остановлюсь только на главном, с моей точки зрения.
   С Давидом Господь тоже начудил, да еще как. Сначала он, по не совсем понятной причине, забрал дух Свой у Саула и отдал его Давиду, хотя Саул всю жизнь воевал с Филистимлянами, и это была фактически борьба за свободу народа Израиля. Потом, когда Давид покорил мечом и веревкой все Ханаанейские земли, включая хеттов и иевусеев с их Иерусалимом, и собрался строить Храм имени Господа, тот сказал – нет, типа, крови на тебе много, твой сын будет строить. А когда царь Соломон на старости лет отдалился от Господа и стал поклоняться Астарте – божеству Сидонскому, и Милхому – мерзости Аммонитской,  Господь карать его не стал только ради Давида, отца его.  Пострадать за грехи Соломона должен был его сын Ровоам. Чудны дела твои, Господи.

1.Сначала о воцарении Давида.
После смерти Саула и его сыновей    Давид, его две жены, Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка, и люди его пошли в Хеврон.  Туда же пришли люди Иудины и помазали там Давида царем над домом Иудиным. У Давида родилось в Хевроне шесть сыновей. Царствовал Давид в Хевроне семь с половиной лет.
     За это время Авенир, начальник войска Саулова, воцарил Иевосфея, сына Саулова, над всем Израилем, только дом Иуды остался с Давидом.
     В сражении Авенира с Иоавом, начальником войска Давидова, у Гаваонского пруда Авенир был поражен слугами Давида. После сражения Авенир поругался с Иевосфеем из-за наложницы Саула и обещал «отнять царство от  дома Саулова и поставить престол Давиду над Израилем и над Иудою, от Дана до Вирсавии». Авенир послал гонцов к Давиду,  и тот согласился принять весь народ Израильский, но с условием, что Авенир привезет с собой Мелхолу, свою жену (которую он получил от Сауда за сто краеобрезаний Филистимских). В это время она была женой некоего Фалтия. Затем Авенир обратился к старейшинам Израильским, которые пожелали, чтобы Давид был царем над ними и спас «от руки Филистимлян и от руки всех врагов».
    После этого Авенир пришел в Хеврон к Давиду, который сделал пир для Авенира  и людей его. Давид отпустил его с миром. Но тут вернулся с войском Иоав и послал гонцов, чтобы вернуть его, без ведома Давида. Когда Авенир вернулся в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за смерть Асаила, брата Иоавова, который был убит в сражении у Гаваона.  Весь народ узнал, что не от царя произошло это умерщвление Авенира.
    Давид же сказал: «эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня, пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его»
    У Иевосфея было еще два предводителя войска: Рихав и Баана. Они поняли ситуацию, вошли в дом спящего Иевосфея «и поразили его, умертвили и отрубили ему голову». Они привезли голову Иевосфея Давиду в Хеврон, и сказали: «Вот голова Иевосфея, сына Саулова, врага твоего».  За такое предательство Давид приказал «слугам, и убили их, и отрубили им руки и ноги, и повесили их над прудом в Хевроне. А голову Иевосфея погребли во гробе Авенира, в Хевроне».
2.О военных действиях Давида.   
«После сего Давид поразил Филистимлян и смирил их, и взял Давид Мефег-Гаамма из рук Филистимлян. И поразил Моавитян и смерил их веревкою, положив их на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых. И сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань». Дальше целый перечень, кого он еще поразил и уничтожил. На мой взгляд, его война против Раввы Аммонитсякой показательна. «И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими».
     Ну что скажешь, натуральный геноцид. Но, учитывая прошлую манеру Давида воевать с Филистимлянами, ничего странного тут нет. Он тогда был в ссоре с Саулом, поэтому вынужденно находился на территории Филистимлян, а именно у князя Анхуса. «И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской. И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу. И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, говоря: они могут донести на нас и сказать: "так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской".
3. Давид и Вирсавия.
«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать кто эта женщина. И сказали ему: это Вирсавия,  жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна». Урия был преданным Давиду воином, но он сильно мешал страсти Давида.  «Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин».
«И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа».
Смысл того, что сделал Давид, растолковал ему Нафан. Он рассказал вначале притчу, а потом сказал Давиду: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою».
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Это стоило жизни первенцу Давида от Вирсавии.
4. Вирсавия
Можно было бы еще о взятии Иерусалима Давидом написать, прелюбопытнейшая история, но я лучше несколько слов добавлю о Вирсавии. Вирсавия была только одной из жен Давида и матерью Соломона. Была она иевусейкой или нет? Вирсавия была женой  Урии Хеттеянина, которого сгубил-таки Давид, дав нужное указание Иоаву.  Она, скорее всего, была иевусейкой, возможно - хеттеянкой, как и ее муж. Иевусеи и хеттеяне – очень близкие народности ханаанейского корня. (Хетты – теперь считаются индоевропейцами, Филистимляне - из народов моря, Иевусеи – ханаанейский народ,  возможно смесь с Хеттами).  Но, иевусеев, в отличие от аммонитян, филистимлян  и прочих местных народов,  Давид поразительным образом щадил, и после взятия Иерусалима он позволил им жить на территории города, владеть землей (например, Орна иевусеянин владел земельным участком на гребне горы Сион),  и, в конце концов, сделал Соломона, сына Вирсавии, наследником своего царства, что было действием, несомненно, спорным  (К. Армстронг «Иерусалим. Один город, три религии». М., 2012).  Все законы, запрещавшие евреям браки с представителями других народов, появились позже. Итак, Давид соблазнил Бат-Шеву (Вирсавию). Имя Бат-Шева – языческое, означает, возможно,  «дочь семи богов» (в аккадских текстах упоминается семерка богов – сиббити, на иврите это превратилось в шева - семь).  Сын Давида и Вирсавии, был, таким образом, наполовину иевусеем. Так что, по формальным признакам династия Давида изначально пошла отчасти от иевусеев. Также, по формальным признакам, и Христос был отчасти иевусеем. Вот такая история.
Между прочим, Давиду должен был наследовать старший из его здравствовавших сыновей, Адонийаху, которого поддерживали главнокомандующий Иоав и священник Эвйатар. Однако, Бат-Шеве (Вирсании) удалось уговорить Давида незадолго до его смерти признать именно Соломона царем Израиля. Но это в посте о Соломоне.

Рембрандт Харменс ван Рейн.  «Давид и Урия» 1665 г.
28.8.2021


Рецензии