Памяти Ерошенко Павла Алексеевича

28 августа 2020 года, днем в простых метеоусловиях под городом Уральском, через несколько минут после взлета разбился самодельный самолет, пилотируемый Ерошенко Павлом Алексеевичем, майором в отставке, командиром авиационного отряда самолетов «Ту-142», военным летчиком первого класса.
К моменту приезда скорой помощи и других спецслужб, от полученных травм, несовместимых с жизнью, Паша уже скончался. Это был его второй полет на этом самолете, который закончился трагедией…
А за неделю до этого рокового дня, 22 августа 2020 года, он мне позвонил и возбужденным радостным голосом сообщил, что наконец-то он совершил свой первый испытательный полет на самолете собственной конструкции, сделанном собственными руками. Я сразу же начал живо интересоваться у него, как проходил полет: какой была продолжительность полета, на какой высоте он летал, как вела себя машина по устойчивости и управляемости и какое общее впечатление у него осталось от первого полета. Паша, как опытный военный летчик, дал высокую оценку своему «детищу». Однако, когда я узнал обо всех подробностях первого полета, я заметил ему, что он немного нарушил программу первого испытательного полета, о которой мы с ним говорили ранее. Он видимо хорошо почувствовал свой самолет, поверил в него и сразу же поднялся на высоту до 700 метров и налетал 15 минут. О том, что он уже не один год строит самолет на своей даче, я узнал от него несколько лет назад. А за год до катастрофы, при нашем последнем личном общении на очередной полковой встрече в Самаре в июне 2019 года, которую замечательно организовали и провели наши друзья и однополчане Ольга и Сергей Ковтун, Паша рассказал мне о неудачной попытке взлета осенью 2018 года, и о незначительной поломке самолета. Получилось так, что при разбеге на скорости около 70 км/час, перед самым отрывом самолет передним колесом «зарылся» в небольшую ямку с размокшим после дождя грунтом, и воздушным винтом чиркнул за землю и Паше пришлось экстренно прекращать взлет. По его оценке той аварийной ситуации, он еще легко отделался, потому что самолет мог и скапотировать, т.е. если бы грунт был более сырым и мягким, то передняя стойка зарылась бы в него еще глубже и тогда переворот самолета вперед через капот на «спину» был бы неизбежен.
В Самаре в 2019 году Паша сам оценивал ту ситуацию не как критическую и убедил меня, что после того, как ему сделают новый воздушный винт, он обязательно взлетит в следующем 2020 году. Также мы договорились с ним о том, что и я тоже обязательно приеду к нему в гости в сентябре этого же года, чтобы половить на спиннинг больших щук в реке Урал.
Я знал Павла давно, с тех пор, как он со своей женой Людмилой и маленькой дочкой Леной прибыл в наш гарнизон «Высокий» для стажировки в должности командира корабля самолета «Ту-16». Такая практика, стажировать летчиков из двух полков стратегической авиации гарнизона Кипелово под Вологдой, в нашем полку началась в далеком 1974 году, и Паша вместе с моим однокашником Николаем Чебаненко прибыли к нам в полк осенью 1981 года уже четвертым «потоком». На тот момент, после девяти лет службы в ракетоносных эскадрильях, я уже служил в третьей эскадрилье обеспечения, в которой им предстояло летать и выполнять главную задачу своей стажировки – стать летчиками второго класса, чтобы после этого вернуться в свои полки и продолжать свою летную службу уже командирами самолетов «Ту-142».
В период той стажировки однажды у нас в гостях оказались мой друг Николай с женой Светланой, и Паша с Людмилой. В то время для меня, как хозяина квартиры, то событие было «обычным» - пришли гости, мы все хорошо провели время и разошлись. Каково же было мое удивление, когда через много лет из нашей второй полковой книги «Крыло в крыло», привезенной из Москвы в Самару в 2019 году, в которой было уже десять авторов, Паша в своем рассказе так тепло и подробно описывал ту нашу встречу и обстановку в нашей двухкомнатной квартире. Для нас это было уже обыденным и налаженным бытом, потому что мы уже два года жили в той квартире, а для семей Николая и Паши, которые тоже имели свои благоустроенные квартиры в гарнизоне «Кипелово», но были вынуждены в период стажировки ютиться в маленьких комнатках гостиницы и практически на чемоданах, наш налаженный быт для них тогда казался просто «сказочным».
Из его же воспоминаний я узнал о том, что ему предлагал остаться после стажировки в нашем 924 гвардейском морском ракетоносном Киевском Краснознаменном ордена Суворова II степени авиационном полку командир полка Чередниченко Валерий Демьянович. Пожалуй, это был единственный случай, когда летчика из гарнизона «Кипелово» хотели оставить в нашем полку. Обычно всегда было все наоборот: летчиков второго класса, летающих на Кольской земле, постоянно переводили в гарнизон «Кипелово».
Паша был одаренным творческим человеком. В 2006 году с помощью своих преданных друзей он записал альбом авторских песен, а одна из них по праву стала гимном города Уральска.
Мы все знали Павла как отличного летчика, хорошего друга и товарища, как писателя, издавшего свою интересную книгу «Спасибо, небо! За желание жить…», как поэта и исполнителя своих задушевных песен, как хорошего организатора и предпринимателя, который в трудные девяностые годы смог организовать прибыльные производства и обеспечить своих двух дочерей квартирами в Самаре, а друзей своего детства работой, как хорошего, веселого и добродушного человека, которому всегда удавалось быть «душой» в любой компании.
Таким ты был при жизни – таким ты навсегда и останешься в нашей памяти…

PS. По показаниям видеорегистратора и результатам вскрытия было установлено, что Паша умер сразу же после отрыва самолета от земли. У него уже несколько лет до трагедии были серьезные проблемы с сердцем...

28 августа 2021 года


Рецензии
СПАСИБО ВАМ ЗА РАССКАЗ,ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И СЕРДЕЧНЫЙ! СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ПАВЛУ АЛЕКСЕЕВИЧУ!

Татьяна Теплинская   24.08.2022 10:58     Заявить о нарушении