Смерть пилигрима

«Поэзия не терпит фактологии»

«Главное – не цель пути, но сам путь.
Сиречь процесс, а не результат»



                      Непрощённое сердце уже не болит
                      у того, кто устал от петель и узлов,
                      но в руках иноверца горит хризолит
                      и немеют уста после выпитых слов.
                      Голова и без грима у многих седа,
                      молодые уснут не крича по ночам.
                      Только цель пилигрима известна всегда:
                      не найти – так вернуться к началу начал.

                      Неизбежен финал и осталось пролить
                      капли крови на шёлк по дороге в астрал.
                      Но паломник не знал ничего про Лилит.
                      И себя не нашёл и других растерял.
                      А когда очутился у древних ворот
                      возмущённо роптал: «Генерал, где твой Рим?»
                      На исходе пути, пропустив поворот,
                      под плащом, без креста умирал пилигрим.

                      Он бывал на коне и в опале порой.
                      Неподсуден успех, но фатален скандал.
                      И теперь, наконец, обретает покой
                      тот, кто всюду успел и везде опоздал.
                      У которого рифма зажата в тиски,
                      для которого юмор – китайский язык.

                      Не ругай пилигрима за злые стихи.
                      Он вчера только умер… ещё не привык.


Рецензии
Здравствуйте, Олег!
Дочитался до этого стихотворения.
Вы пишете хорошие стихи во вполне классических формах и ставите их на Вашей странице.
Но в полемике зачем-то ругаете приверженцев классических форм.
В этой связи вспоминается старый армейский анекдот.

Командир грустно смотрит на плачевный результат стрельбы рядового Рабиновича и говорит:"И что с вами происходит, когда вы возвращаетесь на историческую родину?"

Семён Кац   16.12.2021 16:27     Заявить о нарушении
Приветствую, Семён.
Вот зарекался писать развёрнутые ответы в замечаниях.
А я ответил вам ОЧЕНЬ! подробно и строго по существу.
Ибо всем известно, что рифма - моя религия.
Только пишу на дежурстве, с ноута и когда оставалась пара предложений,
замечание сбросилось. Нужно было сначала в "дневниках" на почте сохранить.
Это ноут такой старенький, с глюками и с прыгающим курсором.
Вы мне просто подтвердите свой, действительный конструктивный интерес
к рифме(созвучию) как таковому во ВСЁМ его многообразии.
Иногда так не хочется "бросать камни не в воду, но в стену"

Гольгертс   16.12.2021 21:42   Заявить о нарушении
Олег, не хочется нагружать Вас подобной просьбой.
Я вижу, что у Вас рифмы хорошие и вполне классические.
Не рифмой единой жива поэзия.

Семён Кац   17.12.2021 00:36   Заявить о нарушении
Начнём с того, что я не столько ругаю классицизм, сколько защищаю
неоклассицизм, в частности неклассические рифмы.
Только не нужно с ними путать и смешивать в одну кучу: постмодернизм, нео-футуризм
и даже авторский символизм (читай, Заумь).
Само определение Новый, но всё-таки классицизм, указывает на реформы, но не 
на категорический слом. Что опять же суть анархии.
Так, например, Бродского многие не приняли и не принимают до сих пор, не потому что
тот был новатором, но кардинальным! новатором.
Его «нео» оказалось слишком «нео» для неподготовленных ушей. Впрочем, немногие
вообще стремятся к чему-либо готовиться
Основной парадокс с которым я встретился в стихосложении — это преобладающая
глухота среднего читателя к восприятию глубоких! созвучий (рифм).
Точная, но однородная рифма грамматических окончаний и суффиксов, например: «мешал/устал»
была в «законе» классицизма 18-19 века.
И если бы моего «Пилигрима» оценивал какой-нибудь адепт классицизма Наум, то по его
классификации такие рифмы как: «на коне/наконеЦ» или «нашёл/на шёлК» — пошли бы «фтопку»,
как НЕточные из-за закрытого слога и «висячих» согласных. Ну, конечно, откуда ретрограду знать,
что в «законе» уже даже рифмы с замещением этих концевых согласных?
Оно понятно, что в идеале максимальное совпадение(созвучие) в рифме не только ударного слога,
но и предударного. Однако основу созвучия составляет именно ударный слог и, главное!!!,
опорная корневая согласная; «слегКА/капКАн» — и глубокое созвучие уже ЕСТЬ!
И только глухой может его не услышать.
Это потом при сохранении этого главного ограничения, можно насыщать созвучиями предударные
и заударные (в женской, дактилической рифме) слоги Тут и эхо-анаграммные созвучия,
и ассонансы/диссонансы… только это всё уже о глубине! но не о точности.
И, кстати, ещё о точности. Многие условные словари рифм определяю «высшим пилотажем» —
точные сставные или разнословные рифмы. Только се эти гетерограммы, омограммы, полные
анаграммы — это всё комбинаторные «штучки».
Все они давно лежат во Вселенской базе, которая обусловлена алфавитом различных языков
Высший пилотаж — это авторская! глубокая рифма. видности, и тем не менее восприятиячеКоторая априори не должна быть
максимально точной, но именно что СЛЕГКА неточной. И затягивать читателя в свой «капкан»
И вот такой «Нео» подход подразумевает мощнейшую вариативность рифмы
«Если автор не нашёл подходящую рифму в своём контексте —
это не значит, что её не существует»
А впрочем, иные резонно заметят: да что вы, какая инструментовка стиха?
Мы же здесь так… «плюшками балуемся»  (в том числе и на конкурсах).
Тем более, что «Не рифмой единой жива поэзия»
А кто бы спорил? Только рифма — это одно из СРЕДСТВ для достижения
той самой поэзии. А в силлабо-тонике, возможно самое существенное средство.
Вся разница в том, что если в рифме или ритмике ещё остаются какие-то
объективные, общепринятые критерии и приоритеты, то в «поэзии» их нет априори.
«Вы говорите о поэзии — причём здесь стихи?»

Гольгертс   17.12.2021 20:17   Заявить о нарушении
Олег, спасибо за "мастер класс"!

Семён Кац   17.12.2021 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.