Ностальгия. Статья начала 2020 года

Что? Где? Когда?
КАК ЭТО БЫЛО
Сейчас в связи с риском широкого распространения в нашей стране коронавируса приостановлен обычный ход культурной жизни столицы, других городов, поселков. Практически все завсегдатаи культурно-массовых мероприятий относятся к вынужденным ограничительным мерам с пониманием.
И все же они наверняка ностальгируют по былому многообразию культурной программы, обычно характерному для теплых весенних деньков. Поэтому, думается, им будет интересен рассказ о особо давнишних событиях, украсивших собой культурную афишу города.
Итак, прежде всего разговор пойдет о юбилейном концерте, который подарил публике известный творческий коллектив – народная хоровая капелла «Ветеран», действующая под эгидой Чиланзарского отдела культуры города Ташкента. В этом году он отмечает 30 лет со дня основания.
Концерт проходил в актовом зале Русского культурного центра (РКЦ) Узбекистана и был начат с того, что от имени всего коллектива его художественный руководитель – отличник народного образования Татьяна Владимировна Хлебникова вручила в качестве подарка заместителю председателя РКЦ Виктору Ивановичу Ратушному сувенирный календарь, изданный специально к юбилею хоровой капеллы.
Тематика программы выступления легендарного певческого коллектива была составлена в основном из произведений, посвященных зимним праздникам. «Эффект присутствия» в эпицентре зимних торжеств усиливало отсутствие отопления в зале (экономия?). Но все же главными были музыка и прекрасное исполнение соответствующих песен, частушек, запевок, романсов. Они были обрамлены ведущими концерта в причудливый конферанс, в основу которого легли стихотворные произведения о главных праздниках «трех белых коней – Декабря, Января, Февраля»: Рождестве, Новом годе, Масленице.
Зрительный зал, который вместил в себя истинных любителей хорового пения, бурными аплодисментами реагировал на каждый концертный номер. Профессионально выверено, духовно наполнено звучали голоса солистов и вообще всех, кто находился на сцене. Казалось, что они импровизировали – так свободно лились голоса, так открыты были сердца самодеятельных артистов! Но на самом деле процессом руководил хормейстер, находившийся у условной кулисы.
Почти что всем композициям подпевала публика, окунувшись в атмосферу задорных праздников. Сначала прозвучала «Песенка про пять минут» из любимого в народе кинофильма «Карнавальная ночь», затем более новое произведение – «Рождественский бал», после которого ведущие в лицах представили монолог девы Марии и ангела, возвещавшего ей о рождении Иисуса – спасителя мира (по верованию христиан). И, конечно, трогательной была баллада «тихая ночь», повествующая о рожденном Марией младенце.
Не обошлось и без веселых колядок, так любимых славянскими народами: из уст «ряженых» одна за одной звучали шуточные запевки, частушки, хороводные считалочки… А затем широко, с душой были спеты фактически народные песни «Вдоль по улице…», «Коляда», «Валенки».
Матушку-Зиму «проводили» под песню Э. Ханка на слова С. Острового «Потолок ледяной».
Достаточно новую песню А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Русский вальс» сольно исполнил ветеран сцены Лев Спиридонов.
Стихотворными строчками «Милая малая родина – вечная наша любовь» было предварено исполнение шлягера композитора И. Матвиенко «Позови меня тихо по имени».
Трогательным романтически-сказочным песням «Снежинка» (из телефильма «Чародеи») и «Ах, этот вечер!..» (из телефильма «Ах, водевиль, водевиль!..») душевно подпевал весь зрительный зал.
На достигнутой «высокой» ноте (в эмоциональном плане) юбиляры-хористы поблагодарили всех, кто пришел на концерт, и объявили, что не прощаются, а лишь говорят «До свидания! До новых встреч!» всем любителям хорового искусства, что подтвердили заключительным, очень задорным номером – песней «Желаю, чтоб все были здоровы».
В общественном клубе-музее Анны Ахматовой «Мангалочий дворик», действующем при представительстве Россотрудничества в РУз, не так давно вспоминали творческое наследие великого российского поэта и прозаика XIX века, основателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.
Ведущая программы вечера общественный деятель Ирина Кепанова во главу угла поставила творчество масс, то есть посетителей и некоторых активистов музея. Они подготовили свои выступления на темы, связанные с наследием А. С. Пушкина, которые им наиболее близки. В итоге получился очень искренний общий рассказ о поэте и прозаике, влиянии его произведений на других авторов прошлого и современности, отражении его идей в сознании сегодняшних поколений читателей.
Выступавшие часто цитировали наиболее известные фрагменты из его стихотворений, поэм, романа в стихах «Евгений Онегин», прозаических произведений. Выяснилось, что и сидящие в зале знают много крылатых выражений «из Пушкина». Представители старшего поколения ценителей его таланта советовали пришедшей в музей молодежи обязательно вдумчиво, не для «галочки» читать и перечитывать собрания сочинений Александра Сергеевича, ведь он учит нас философскому отношению к жизни, любви к родине, народу, пробуждает в нас желание к самообразованию. А уж людям творческим никак нельзя обойти его произведения стороной, поскольку все культурные люди русскоязычного мира уже десятки лет говорят на литературном языке, который сложился во многом благодаря А. С. Пушкину.
И. Кепанова рассказала о художнице, которая проиллюстрировала роман в стихах «Евгений Онегин». Будучи матерью пятерых детей художница портреты главных действующих лиц романа написала с собственных детей. Такой подход можно считать концептуальным, свидетельствующим о том, что герои романа волне могут «жить» и в наше время, находиться среди нас. И. Кепанова показала эти портреты.
К слову, о современности Евгения Онегина, Татьяны Лариной и других персонажей романа написала в несколько ироничном стихотворении Юнна Петровна Мориц, проживающая в Москве. В гостях у этой «поэтки» (так поэтесса себя называет) побывала Ирина Кепанова (об этом событии она рассказала). В упомянутом стихотворении известной москвички Татьяна Ларина пишет на компьютере письмо Онегину, который страдает от желчных камней, видимо, из-за большого количества «химии» в нынешней нашей пище. Впрочем, как персонаж в стишке Ю. Мориц появляется и сам Пушкин, он тоже пишет на компьютере…
В целом И. Кепанова назвала Ю. П. Мориц великим русским поэтом, который часто обращается к пушкинскому наследию (об это свидетельствует большое количество явных и скрытых цитат из него у поэтессы).
Конечно, не обошлось без декламации стихотворений Александра Сергеевича. Зачитывать их выходили желающие прямо из зрительного зала.
Пожалуй, наиболее увлекательным оказалось сообщение литературоведа Вадима Фомичева «Пушкин и Ахматова». Было рассказано о том, что А. Ахматова с детства хорошо знала творчество своего предшественника по поэтическому цеху, весь в определенные периоды проживала в Царском селе, где в лицее обучался юный гений. Оба автора написали в стихах о знаменитой царскосельской статуе (девушка с разбитым кувшином). Ахматова изучала произведения Александра Сергеевича как литературовед, в частности искала следы его переклички с другими поэтами.
О своих неоднократных посещениях Царского села, помнящего не только А. С. Пушкина, но вообще очень многих русских стихотворцев, поведал автор этих строк.
– Анна Ахматова, говоря о Царскосельском парке, писала: «Здесь столько лир развешено по веткам, что и моей как будто место есть», – поделился я. – Так вот, гуляя с друзьми-поэтами по парку (а дело было в девяностые годы прошлого века), мы в шутку представляли себе, что на этой вот ветке висит лира Ахматовой, на той – Николая Гумилева, на третьей – Иннокентия Анненского, на четвертой – Всеволода Рождественского, а на пятой – кого-то из нас. То есть мы понимали, что существует преемственность поколений стихотворцев, а истоки ее – в лицее, в котором учился Пушкин и куда приезжал Гавриил Державин – по сути, патриарх поэзии XIX века.
Я прочел два стихотворения, навеянные пушкинской тематикой. Вот одно из них.
Плеск, шелестя по лиловой портьере…
Книгу отложишь, откроешь окно.
Пушкин и Моцарт!.. Мой Пушкин, Сальери
что-то подсыпал – и зелье темно:
«Выпейте, Пушкин!» – и жалостно-склизким
снег января отразится в зрачках…
Снова – за Музой, по Дантовым дискам:
что-то о струнах шептать, о смычках;
снова – о Музе, о девушке в хоре,
зимней дороге, тугих парусах
(к черту – о смерти), а лучше – о море…
Моцарт смеется, и Пушкин в слезах!
Оно подчеркивает пушкинское начало во всей поэзии России конца позапрошлого и начала прошлого столетия приемом внутреннего цитирования.
В завершение насыщенной программы вечера ведущая вручила подарки некоторым выступавшим. Это были экземпляры художественных книг разных авторов (издания ХХ века) и шоколадки.
А. КИРДЯНОВ


Рецензии