1. 7. 1. Архип Куинджи. Венок сонетов
.......................................... Автор: Нина Плаксина
Эпиграф:
"Любите живопись, поэты.
Лишь ей, единственной дано
души случайные приметы
переносить на полотно".
Н. Заболоцкий
Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений
Искусством вдохновенным заменить.
Палитра, кисти – путевая нить.
Едва ль растирка красок – цель учений.*
Тщета, напрасно ожидать успеха,
Роптать на беспринципный плагиат:**
Искусство испытало боль преград.
Коварство, зависть – вечная помеха,
Ущербность в отношениях, изъян.
Искус – картины показать друзьям.
Неброскость гаммы цвета гармонична:
Долина, речка, ночь без облаков.
Живой водой расплёскан феерично
Исход великих дел в рассвет веков.
_____________________________
* Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
** Руфин Судковский написал полотно «Мёртвый штиль». Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». Был суд товарищеского сообщества, которое присудило победу Куинджи.
1
Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений,
о, Господи, со мной на полотне
твори, молясь в глубокой тишине,
наполни сердце страстью вдохновений.
Уверенность и лёгкость подари
руке, что с детства тянется к палитре,
и краски помнит, как слова в молитве.
Искать цвета и ночи, и зари,
их смешивать, храня тона живые,
глубокий сон и всплески огневые.
Сказать – исполнить, не притворно мнить
дыхание земли, природы мысли.
Задумчивость лесов и лёгкость выси
искусством вдохновенным заменить.
2
Искусством вдохновенным заменить
места, что невозможно видеть ныне,
в душе беречь и помнить как святыню,
любимый вид и на холсте ценить.
Взглянув на полыхающий закат,
что горизонт, вершины, землю красит,
представить берег в разной ипостаси.
Да кто же солнечным лучам не рад!
Не будет жизни без тепла Светила:
ему дана Божественная сила.
Готов пред Солнцем сердце преклонить
и красками боготворить природу!
Во мне живёт урумская порода,
палитра, кисти – путевая нить.
_________________________
Куинджи – с урумского языка «золотых дел мастер»
3
Палитра, кисти – путевая нить,
тянулся с детства к этому искусству.
Природа тоже излучает чувства.
Возможно это в цвете объяснить.
«Чумацкий тракт» и «золотая» соль,
она дороже жёлтого металла.
Добытчик настрадается немало.
Терпи, терпи, чумак – вези, изволь.
Без соли нет «украинского сала».
(Да и меня невеста ждать устала…)*
Не знает злыдней* зной, беды лишений.
Готов завыть и я, как этот пёс.
Пишу, чтоб труд достаток мне принёс:
(Едва ль растирка красок – цель учений).**
____________________________
* После продажи картины «Чумацкий тракт», Куинджи купил себе костюм и женился. Невеста его ждала.
** Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
Вторая версия. Айвазовского не было в Феодосии в то время, и юношу Куинджи встретил ученик Айвазовского Фейслер. Он дал первые навыки работы с красками.
4
Едва ль растирка красок – цель учений,
то тяжкий труд – дорога к мастерству.
Смешав тона, приблизишь к естеству,
и полотно не вызовет сомнений.
Охристый, синий, серый... Бо-же мой!
Готов тереть, искать оттенки, тени,
чтоб окна, облака, рубаха, стены
бе-ле-ли, но цвет каждого – иной.
Не виден лик луны, а света много,
под полнолунием тиха дорога.
Ночную душу созерцать – утеха.
Одно окно тоскует, шлёт привет,
призывно ждёт свидания в ответ.
Тщета, напрасно ожидать успеха…
5
Тщета, напрасно ожидать успеха –
оценит значимость труда бомонд.
По ниточке глубокий горизонт
покажет грань: он не приемлет спеха.
Люблю спокойный северный ландшафт
на Валааме, глубину покоя.
Внимаю край благоговейно, стоя.
Простор сурово тих и величав.
В единой гамме над озёрной гладью
нависло небо с грозовою кладью.
Под парусом, рыбалки, вам «Виват!
«Семь футов… и ни рыбки, ни чешуйки»!
Поможет штиль… Но как тревожит чуйка…
Роптать на беспринципный плагиат?
6
Роптать на беспринципный плагиат?
Приёмы, поиски в работе – не твоё.
Недопустимо в творчестве враньё –
прореха в совести. Кто виноват?
О Ладожском написано с любовью.
В его покое жизнь, не «мёртвый штиль».
Художник – профи? Кистью не фальшивь!
Пейзаж написан нервами и кровью:
песок, кристально чистая вода
и камень, что века судьбу бодал.
Из озера не выбраться назад –
на тучи из прозрачности взирает,
о береге мечтает, кущах рая…
Искусство испытало боль преград.
7
Искусство испытало боль преград,
рожденье стилей, поиски приёмов.
Желанны вдохновенные подъёмы.
Палитра – поле боя, я – солдат.
Перехвачу на кисть пятно контраста –
сияет нежной зеленью трава,
текут ручьи дождя - энтузиаста,
он быстро растерял напор отваги,
теперь глазеют лужи-кружева,
играет небо отблесками влаги.
Дороги нет, размыта, не проехать.
Но тучи спорят с тьмой глухонемой:
возможно ль смыть весёлой кутерьмой
коварство, зависть? (Вечная помеха).
8
Коварство, зависть – вечная помеха,
препоны радости, таланту и добру.
Кромешность тьмы поддастся ли перу?
А кисть художника – характер, веха.
По-над оливами вперёд-назад
скользит; вокруг – ни блика – тёмен сад;
затрата сил тиха и трудоёмка.
Врастают тени в холст и... вдруг парят
мерцанием испуганных лампад…
В ночи судьба решается, в потёмках.
Средь стражников,.. но лучшим Он назван
самим Христом, учеником любимым.
в учениях ему необходимым.
Ущербность,.. в отношениях изъян.
___________________________________
Кромешность – беспросветность безнадежность, непроницаемость, темнота, безысходность, мрак, отчаянность, мрачность, безвыходность, непроглядность
9
Ущербность в отношениях – изъян.
Чтоб не подал врагам о Боге знака,
сидеть среди мистического мрака
Иуде и непрошеным гостям.
Христос проходит в галерее сада.
В серебряную ночь разлился свет,
но ни луны, ни звёзд на небе нет.
Сияние от белого наряда,
Свечение от тканей по стопам.
Спаситель-свет, его источник – Сам.
Страдания принять – Его стезя.
Всё для людей. С себя Он спросит строже.
Благослови мой труд, Великий Боже:
Искус – картины показать друзьям.
10
Искус – картины показать друзьям.
Куинджи отошёл в сторонку, в тени
и слышит остроту суждений – мнений:
«мазки», «приёмы» – спор по всем статьям.
Сияет свет «Куинджевским пятном» –
«таинственность мерцания» прекрасна.
«В труде – ядро» – загадка манит властно.
Источник – тело, эврика в одном:
с молитвой к людям в мир шагнул Учитель.
Носитель красоты и есть Спаситель.
И подмалёвок выглядит отлично:
естественность фактуре придаёт.
Не только лёгкость – мастерства полёт.
Неброскость гаммы цвета гармонична.
11
Неброскость гаммы цвета гармонична,
трепещет полнолунием вода.
Волшебный миг запомнишь навсегда:
спокойный свет владычит поэтично.
Живой, он словно льётся с полотна,
реально наблюдаешь из окошка,
как в голограмме, светится дорожка.
Сиянье словно тянется до дна –
природа ночью приоткрыла душу.
Ты состояние полёта слушай…
Мазок объёмный, а эффект каков,
когда сухой поверх пройдёшься кистью…
Пусть где-то ветерок играет в листьях,
в долине – речка, ночь без облаков…
12
Долина, речка, ночь без облаков
к утру наполнились разлитым светом.
Спокоен Днепр: на берегу приметном
бушуют травы, царство будяков.
Степная красота и ширь пространства
плывёт в тиши и утопает в даль.
Чарует взоры простота убранства.
Растворена душа в туманной дымке.
Пожалуй, даже горизонту жаль,
что стал почти прозрачной невидимкой.
Обычный день, река течёт привычно,
но помнится, друзья, не мне одной,
как был в ночи, под колдовской луной,
живой водой расплёскан феерично.
13
Живой водой расплёскан феерично,
написан лунным светом мастерски…
Мы с вами побывали у реки,
сегодня наш вояж пройдёт обычно.
Скажу, предупреждая ваш вопрос:
в зелёный храм – под сень родных берёз.
А проще, погуляем с вами в роще.
Лесным озоном душу ополощем.
Ручей. Свежо. Под кронами не жарко.
И... день терять без птичьих песен жалко.
Под кронами тенистых уголков
немало, за уютною поляной.
В природе и картинах без изъяна –
исход великих дел в рассвет веков.
14
Исход великих дел в рассвет веков
войдёт примером красоты во благо.
Успех полотна сохранят, бумага
и молодость – труды учеников.
Пускай стремятся к чистой высоте,
не сдерживают широту влечений,
рисуют, пишут волшебство свечений.
Пусть видят прелесть жизни в простоте –
запечатляют красоту просторов,
на сини неба – облаков узоры.
Скажу в конце без пре-увели-чений:
что сладостная мука (мой аспект*) –
найти в любви «Куинджевский эффект»!
Аз есмь ответ. Даруй мне «дни мучений».
________________
* точка зрения, взгляд, понятие
Свидетельство о публикации №121062406760