Gray error

Мелодия серого города, эхом летит от окон...
Однотонность промозглого холода,
Вперемешку с летней жарой...
Одинокие души по улицам
ходят, ищут, ждут... Но чего?
Птицы серые бродят по чердакам...
Найдут ли они из серья окно?

Отголоски в памяти сладкого, больше не мед, а ядова боль.
Все что было с нами приятного,
Унесло холодной волной.
Больше нет сил, смысла нет оставаться,
Хоть на час, хоть на миг в глубине...
В глубине памяти много приятного.
Но об этом забылось во сне....

Мелодия серого города... Звучит на каждом шагу.
Серый город мне улыбается, от этой улыбки я в холодном поту.
Чем больше я в себе запираюсь,
Тем серей и черней становлюсь...
Были мысли "ты понимаешь меня..."
Ошибка. "Error". Один перебьюсь.

Одиночество серого, жаркого холода, бродит по улицам по пятам...
Забирая остатки из памяти
Всего того, что так хочется нам.

Я стою на пороге у города.
Серый дым где-то там, вдалеке ...
Там обрыв?.. колья? Мост? Дорога там?..
Я ухожу от серья налегке.


Рецензии
Немного ассоциаций от прочитанного...

Чужая меланхолия имеет свой ключ. В стихи о ней сложнее проваливаться, чем в пейзажную или философскую лирику. Это только кажется, что грустим и переживаем одинаково, на самом деле, у каждого свой порог боли подсознаний.

Часто с осторожностью отношусь к авторским дериватам (новым словам). И здесь не смогла принять на равне со старыми прописавшимися слово автора "серье", к морфологии и словообразованию вопросов нет, это приемлемый способ. Восприятие не приняло слово на уровне фонетики. Очень близко слово к "сырье", а это такая махровая официальность и канцелярщина, что моментально отрезвляет и выводит из зала поэтики и чувств.

Что удалось и понравилось:

- монохром серого в изображении города, но не как банальное порицание сниженного эмоционального однообразия, а развитие внутреннего сюжета лирической героини, показанный в динамике - серый город, серые птицы, мелодия серого города, тем серей и черней становлюсь, одиночество серого...холода, серый дым вдалеке, ухожу от серья.

- инструментал стиха, удачное фоновое эмоциональное использование элементов звукописи: ассонансов (так в начале первой и второй строфы протяжность повторения "о"
***о*** ***о*о *о*о** **о****** о* о*о*
о**о*о**о*** **о*о***о*о *о*о**
создает определенное настроение, усиливая ощущение изолированности и неуюта, усиливая семантику таких деталей, как эхо, однотонность, промозглый холод.

Вариант аллитерации с аналогией шума, через повторы глухих и шипящих в отрывке
Вперемежку с летней жарой...
Одинокие души по улицам
ходят, ищут, ждут..Но чего?
звучанием [ш] (оглушение звука "ж" в слове "вперемежку", [ж], [ш], [ц], [х], [щ],[ж], [ч] после голосовой протяжности и ощущения внутреннего дискомфорта, создает фоновую картину шумов, что ассоциируется и с шумом города. Даже когда он пустынный, его жизнь отражает гамма шумов. А обилие шипящих на уровне рефлексий, связывая это с шипением, настраивает восприятие на тревожную волну инстинктивно.

Образ чердаков и серых птиц подводит к основному конфликту уже подготовленного читателя, готового услышать синопсис такого тревожного вступления.

Немного не отбился в восприятии фрейм соединения двух слов из разных лексических рядов - "отголоски" и "сладкого". В первом эпизоде упомянутый образ эха ("эхом летит от окон", как синонимическая конструкция отголосков мелодии города, делает мегаполис равноправным участником внутренних событий. И если оттуда прочесть эту строфу, с метой того, что отголоски это — эхо, а сладкое, это не вкусовое, а эмоциональное определение состояния, то все становится на свои места. Эта многоступенчатость уровней, где город вписан в жизнь, создает образ частного пространства, очень чуткого к звукам и семантике слов.

После умело созданной музыкальной подложки сюжета город, в восприятии читателя, проваливается во внутренний мир лирической героини, особенно при упоминании ее нисхождения в сон, где глубина памяти скрывает прошлое тепло.

Город превращается в действующего героя, выполняя роль посыльного, ретранслятора. Так по внутреннему гулу серых зданий и суете чердачных птиц герои разговаривают. Значительно меняет тональность текста единственная реплика диалога "Ошибка."Error". Один перебьюсь." Обрывочность фразы, ее краткость и эмоциональный винтаж, использование англицизма, как экивок в сторону цифрового формата общения, придает звучанию атмосферность болезненной реакции, позволяющей предположить не законченность отношений, а их болезненный разрыв: и ошибка выглядит как допуск, а "перебьюсь", как скрытое приглашение верить своим "ты понимаешь меня".

Немного смутила конструкция "стою на пороге у города". Порог — это особая метафизическая часть пространства, в нем философии больше, чем реальности, там редко задерживаются, почти никогда, если только слово "порог" не употреблено в переносе (на пороге событий). Стоять на нем не удобно, обычно его перешагивают...Смутило присутствие предлога "у". Это немного сбивает самодостаточность стиля, где почти все слова на месте и нет пустот, подменяющих ритмический рисунок вставными слогами и союзами. И казалось, выражение "на пороге города" более уместно. Но, если принять во внимание, что порог отражение пограничного состояния или некоторый внутренний кризис, то тогда оно воспринимается как отображение состояния души, а не как пространственный объект. Тогда предлог "у" косвенно свидетельствует, что лирическая героиня оставила этот город. И финальное про "налегке" подтверждает эту загадку.

Единственное легкое недоверие вызвало лишь то, что город этот — внутри героини, и покинуть его, это значит, захлопнуть его страницу...Но почему-то после строки про обрывы, колья и мосты, не очень верится, что героиня смогла уйти налегке. Только в то, что она этого очень хотела.

Нужно отметить искусное владение речевой характеристикой. Цитата оппонента в стихотворении очень акцентная доминанта, которая дарит стихотворению и глубину, и экспрессию. Тема разрыва и уход красок на этом фоне раскрыты. И хорошо, что финальное "я ухожу" обошлось без мелодрам, но в то же время смогло оставить развилку между реальностью и желанием.


Кшесинская Деметра   19.07.2022 14:27     Заявить о нарушении
Вау, благодарю за столь интересный и объемный комментарий !

Очень приятно было прочесть ваши слова и размышления)

Всего наилучшего!

С Уважением П.М.

💝💝

Полина Мастицкая   19.07.2022 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.